В МАРТ рассказали, какой будет обновленная система регулирования цен и чьи интересы она будет защищать
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец рассказал в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого», как идет работа над совершенствованием системы регулирования цен.
Первый замглавы МАРТ напомнил, что ключевой задачей при введении системы ценового регулирования было сдержать инфляцию в заданных пределах. Решение принималось в 2022 году, когда на цены в Беларуси влияли многие внешние факторы. «Ценовым регулированием эти внешние факторы были снивелированы. Мы на протяжении всего ценового регулирования находимся в заданных параметрах по инфляции. Так, в 2024-м уровень инфляции по году составил 5,2 % при целевой задаче 6 %, – обратил внимание он. – Таким образом подтверждается, что ценовое регулирование достигло тех результатов, которые ставились».
По его словам, созданная система, безусловно, не была идеальной, были критические замечания по поводу известного правительственного постановления № 713, и специалисты их учитывали. «Мы понимали все риски и не сидели сложа руки. Мы несколько раз вносили изменения в постановление исходя из специфики рынка в тот или иной момент времени. Таким образом, мы не допустили негативных тенденций ни в торговле, ни у производителей. Любой потребитель может выйти в торговой объект и убедиться, что ценовое регулирование не привело ни к каким дисбалансам – в достаточном количестве присутствует товар на полках по приемлемым ценам», – подчеркнул Иван Вежновец.
Процесс совершенствования системы ценового регулирования продолжается. После совещания по данной теме у Главы государства в феврале этого года специалисты работают над тем, чтобы максимально сбалансировать интересы производителей товаров, торговли и потребителей. По поручению Президента, МАРТ вместе с государственными и иными органами прорабатывает различные варианты трансформации системы ценового регулирования. Какие-то конкретные новации Иван Вежновец пока не озвучивает: «Мы выработаем единую позицию с государственными органами и, соответственно, ее предложим».
«В рамках поручений Главы государства, которые были даны на совещании, предполагаем дополнительно вернуться к вопросу поиска баланса интересов между производителями и торговлей. В приоритете для нас будет производитель. Исходя из этого, будем трансформировать систему ценового регулирования, – пояснил он. – Будем перераспределять баланс между торговлей и производителем, не затрагивая покупателя. Он в первую очередь основной, для которого все регулирование делалось и существует».
По информации БЕЛТА
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации БЕЛТА
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации БЕЛТА
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации БЕЛТА
Подходы к ценообразованию должны помочь в сдерживании инфляции, но при этом не ухудшать экономическую ситуацию у производителей. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает корреспондент БЕЛТА.
По словам Александра Турчина, в ценообразовании пока еще присутствуют определенные дисбалансы и их необходимо максимально аккуратно подправить. Причем сделать это надо таким образом, чтобы ситуация не сказалась негативным образом ни на производителях, ни на потребителях, ни на торговле.
«Поставлена задача найти разумный баланс, чтобы он сдерживал инфляцию, но не приводил к ухудшению экономической ситуации у наших субъектов хозяйствования. Задача неизменна – до конца марта мы должны это решение принять и доложить Главе государства», – сказал Премьер-министр.
Как сообщалось БЕЛТА, по итогам совещания 28 февраля Глава государства поручил Правительству к апрелю определиться с новой системой регулирования цен.
«Для Президента все, что связано с обеспечением социальных стандартов жизни каждого человека, – вопрос номер один. Правительство предложило два варианта: первый – краткосрочный, второй – среднесрочный. Краткосрочный построен на предложении бизнеса, с которым мы очень плотно, детально отрабатывали подходы, которые устраивали бы бизнес», – рассказал тогда журналистам первый вице-премьер Николай Снопков.
Именно этот подход Правительство взяло за основу и внесло на рассмотрение Главы государства. Его суть заключается в корректировке сложившейся системы регулирования цен, работе над ошибками, нивелировании существующих искажений и дисбалансов на основе сложившейся практики.
«Президентом принят такой подход, поручено его доработать совместно с государственными органами, облисполкомами и бизнесом и внести до 1 апреля, лучше – до 25 марта. Работа, в принципе, несложная, понятная. Что нужно откорректировать, мы понимаем», – заявлял Николай Снопков.
Предложение Правительства на среднесрочную перспективу заключается в формировании республиканской системы оборота товаров, работ и услуг. «Сегодня в стране уже реализуются несколько платформ. Это платформа прослеживаемости товаров, платформа маркировки товаров, электронной счет-фактуры и внедряемая система СККО (система контроля кассового оборудования. – Прим. БЕЛТА). Интегрировав эти системы, сделав их «дружелюбными», мы получаем единый торговый документ, по которому аналитический центр будет видеть все движение товара, работ и услуг в стране. Основная цель создания такой платформы – отслеживание добавленной стоимости в цепочке движения товара», – пояснил первый вице-премьер.
По информации БЕЛТА
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта. В эту дату уместно поговорить о том, как же покупателям защитить свои интересы в спорных ситуациях, куда обращаться и что нужно знать, чтобы избежать проблем в следующий раз. Полезными советами поделились в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли и Национальном банке, сообщает БЕЛТА.
Куда лучше обращаться за защитой своих прав?
«В Беларуси выстроена очень хорошая, четкая система, кто, как и на каких стадиях защищает права потребителей. В досудебном порядке это делают государственные органы по компетенции. МАРТ является регулятором и координатором этой сферы. А другие государственные органы, например, в сфере здравоохранения, туризма, транспорта и так далее, в зависимости от того, какие услуги оказываются, защищают права потребителей по своим направлениям. Но первая ступенька, очень важная, это исполкомы на местах. Потому что законодательство и об обращениях граждан, и о защите прав потребителей говорит о том, что первоначально права потребителей подлежат защите на той территории, где было само событие», – отметила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Если потребитель не согласен с итогами рассмотрения обращений на базовом уровне, он может обратиться в облисполком либо в Минский горисполком. На последней стадии уже подключается МАРТ. «Конечно, большую работу проводят общественные объединения потребителей. Это так называемая общественная защита. Минимальный уровень знаний, которыми должны обладать их работники, проходит проверку в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, выполняется аттестация. И именно такие специалисты, прошедшие аттестацию, вправе оказывать помощь потребителям в защите их прав», – отметила представитель МАРТ.
И государственные органы, и общественная защита оказывают помощь потребителям на безвозмездной основе. То есть если потребитель обращается в общественное объединение потребителей, с него не имеют права брать деньги.
«Местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей имеют право составлять исковые заявления в суд. Если потребители к ним с такой просьбой обращаются, они это делают и активно отстаивают права в суде. Судебная защита – следующая ступень. Кстати, здесь тоже государство предусмотрело, чтобы потребитель не нес излишние затраты. Подача иска в суд по защите прав потребителей не предусматривает уплату государственной пошлины», – обратила внимание Инна Гаврильчик.
Почему не стоит совершать покупки в соцсетях
«Пока мы не можем достучаться до большинства потребителей на тему того, что не надо совершать покупки в социальных сетях и мессенджерах. Цены там, конечно, очень привлекательные, на контакт до покупки идут тоже прекрасно: и консультируют, и рассказывают, и показывают. А потом потребитель получает вместо товара кота в мешке – он не соответствует фотографии, нет той красоты, из-за которой его покупали. Начинаете писать претензию продавцу, а продавец просто блокирует. Не отвечает, деньги вернуть невозможно. И ведь по смыслу законодательства о защите прав потребителей и торговли это не продавец. И он заключает не договор розничной купли-продажи, а просто договор купли-продажи. Отстаивать свои права по этому договору нужно только через суд. Проблема еще в том, что зачастую найти такого продавца можно только с помощью правоохранительных органов», – обратила внимание представитель МАРТ.
Инна Гаврильчик посоветовала пользоваться зарегистрированными, работающими в правовом поле интернет-магазинами. «С приобретением товара в социальных сетях и мессенджерах вы приобретаете не только товар, но и проблемы», – сделала акцент она.
Как снизить риски оформления кредита мошенниками на ваше имя
Для снижения рисков с 5 января 2025 года физическое лицо имеет право установить запрет на предоставление пользователям своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. «Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В него включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории – система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит», – отметили в Нацбанке.
В случае установления запрета пользователь, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет не предоставляется. Но есть и исключения. «Это случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем и субъектом, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект является должником», – уточнили в Нацбанке.
Установить (снять) запрет можно следующими способами: в электронном виде посредством веб-портала Кредитного регистра после прохождения авторизации в личном кабинете; при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в управление «Кредитный регистр» Нацбанка; направить заявление по установленной форме на бумажном носителе в Нацбанк посредством почтовой связи.
Установление и снятие запрета возможно без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления в течение одного дня.
Что делать, если нарушены права в области финансовых услуг?
Как пояснили в Национальном банке, если у потребителя возникают вопросы по оказанию услуги, он прежде всего должен обратиться в финансовую организацию, которая предоставит необходимые пояснения по условиям оказания, взимаемым комиссиям и другую информацию, которая его интересует. Обратиться можно по телефону, при личном посещении или с помощью письменного обращения, а также иным способом. При этом следует помнить, что финансовые организации, не являясь государственными, не обязаны принимать электронные обращения посредством системы учета и обработки обращений.
Если после консультации выяснилось, что ваши права нарушены, можно сразу обращаться в суд за их восстановлением и защитой. Однако иногда закон или договор может требовать первоначально урегулировать спор без суда. Например, при разногласиях с микрофинансовыми организациями перед обращением в суд потребитель обязательно должен подать претензию. Особенности направления претензий также установлены законодательством о деятельности операторов сервисов онлайн-заимствований.
«Но даже если такой порядок не предусмотрен как обязательный, рекомендуется сначала подать претензию в финансовую организацию и получить официальный ответ. Предъявление претензии дает возможность разрешить спор без суда, сэкономить время и деньги. Перед направлением претензии стоит прочитать условия договора, где описан порядок разрешения спорных ситуаций, процедура урегулирования споров. Как правило, претензия подается в произвольной письменной форме, в ней указываются требования к финансовой организации, например, вернуть уплаченную сумму и возместить причиненные убытки. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы факт обращения был зафиксирован», – подчеркнули в Нацбанке.
Регуляторами на финансовом рынке являются Национальный банк и Министерство финансов. Нацбанк рассматривает обращения потребителей в отношении услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, лизинговыми и микрофинансовыми компаниями, а также операторами сервисов онлайн-заимствований, поставщиками платежных услуг. При выявлении нарушений прав потребителей он направляет предписания об их устранении или принимает другие меры. Нацбанк также анализирует действия финансовых организаций и заключенные договоры на соответствие законодательству. Однако он не решает споры, возникающие при исполнении договоров, – это задача судов. Также важно помнить, что банки и другие финансовые организации не подчиняются Национальному банку, соответственно, он не является по отношению к ним вышестоящей организацией. Обращение в Национальный банк не является препятствием для обращения в суд.
Министерство финансов рассматривает обращения граждан в сфере страхования, а также в отношении услуг, предоставляемых на рынке ценных бумаг. Если выявляются нарушения, министерство направляет предписание об их устранении, привлекает к административной ответственности, принимает иные меры. Кроме того, оно может вступить в судебный процесс для защиты прав инвесторов. Обращение в Министерство финансов также не является препятствием для обращения в суд.
Если потребитель полагает, что его права нарушены, он может обратиться за судебной защитой. Однако несоблюдение предусмотренного законодательством порядка досудебного урегулирования спора влечет отказ в возбуждении дела. Для того чтобы понять, куда следует подавать иск о защите прав потребителей, необходимо обратиться к договору с финансовой организацией. Как правило, там указан конкретный суд. В ином случае следует учитывать, что по общим правилам заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика. При этом иск о защите прав потребителя может быть предъявлен также по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. Суд рассматривает исковые заявления и принимает решения, в том числе о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА