Дмитрий Мезенцев: вопрос совершенствования услуг связи в Союзном государстве не снят с контроля
Вопрос совершенствования услуг связи в Союзном государстве не снят с контроля. Об этом заявил журналистам Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, комментируя введение с 1 марта комфортных тарифов на услуги мобильной связи и передачи данных на территории СГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Дмитрий Мезенцев подчеркнул, что данный вопрос будет также включен в повестку предстоящего заседания Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства.
Госсекретарь обратился в адрес Министра связи и информатизации Беларуси Кирилла Залесского и министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максута Шадаева с запросом информации о практике введения с 1 марта комфортных тарифов для пользования услугами связи и передачи данных на территории Союзного государства во исполнение решений Высшего госсовета и Совета Министров Союзного государства. «Оперативное обращение в адрес профильных министерств видится обоснованным – с учетом позиции граждан Беларуси и России, которые воспользовались новым режимом тарификации звонков и передачи данных, введенным с 1 марта операторами мобильной связи наших стран», – сказал Дмитрий Мезенцев.
Госсекретарь Союзного государства также обратил внимание министерств на необходимость более широкого информирования граждан о новых условиях тарификации телефонных звонков и мобильного интернета на территории Союзного государства.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации БЕЛТА
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
- ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
- TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
- ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
- ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Первый заместитель Министра связи и информатизации Павел Ткач рассказал в эфире телеканала СТВ, как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, сообщает БЕЛТА.
«Мы впервые начали ощущать больше давления на сети сотовой связи в период пандемии, когда многие коммерческие компании перешли на удаленный режим работы, выехали за город и начали там работать. Опять же, выросла нагрузка на сети, выросло число жалоб. Что мы делаем? В первую очередь, конечно, много решений принято на уровне главы государства. Принята Директива № 2 о дебюрократизации. Мы уже предусмотрели, что во всех сельских населенных местностях должна быть сотовая связь и доступ к сети Интернет. В этом плане мы работаем до конца этого года в рамках только этой Директивы. Будет построено более 100 базовых станций исключительно в сельской местности», – отметил Павел Ткач.
Далее был принят Указ № 335, который направлен на то, чтобы операторы реинвестировали часть прибыли в развитие сетей. «Не просто зарабатывали и вывозили, предположим, дивиденды, а больше вкладывали в развитие сетей. Заработал деньги? Направь их, пожалуйста, чтобы сеть стала больше и качественнее. Мы установили впервые нормы качества с точки зрения скорости по отношению к абоненту. Но мы не просто требуем от операторов это сделать, мы предусматриваем ответственность, если не будут выполняться эти требования. С 1 января, если по результатам измерений будет установлено, что качество оказания услуг неудовлетворительное, не соответствует установленным требованиям, то операторы будут нести ответственность, в том числе штрафоваться», – рассказал первый замминистра.
Создание единой инфраструктурной сети на базе технологий 4G и 5G, более современной сети, позволит снять нагрузку на сети устаревших поколений, 3G.
Указ № 301 этого года упрощает операторам строительство собственных сетей. «В городах это проще – можно поставить антенну на здании. В сельской местности сложнее – земельно-сельскохозяйственные назначения, получение разрешений. Раньше нельзя было строить даже в полосах отвода для автомобильных и железнодорожных дорог. Сейчас глава государства разрешил строительство базовых станций без получения разрешительной документации, поскольку это типовой проект – небольшое антенно-мачтовое сооружение. Раньше строительство занимало около 24 месяцев от принятия решения до ввода в эксплуатацию. Сейчас это время как минимум в два раза сократится», – обратил внимание Павел Ткач.
В городе абонентов больше, поэтому строить там станции выгоднее, пояснил причину такой ситуации он. «Это нормальный мировой процесс. В Беларуси в сельской местности, особенно в удаленных садовых товариществах, есть трудности. Более 99 % населения уже покрыто сотовой связью. Этого достигли благодаря мощной инфраструктуре – более 41 тыс. базовых станций на начало года, к концу будет около 45 тыс. – прирост примерно 10 %. Для сравнения: в прошлом году построили в два раза меньше. Мы наращиваем инфраструктуру и количество базовых станций», – заключил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
