МАРТ: участвовать в госзакупках могут только включенные в Торговый реестр оптовики
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) напомнили, что только включенные в Торговый реестр оптовики могут участвовать в госзакупках, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации
БЕЛТА
Правительством внесены изменения в систему ценового регулирования
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
МАРТ актуализированы сведения в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
-
утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
-
ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
-
рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
-
проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
-
наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
-
включено 19 субъектов;
-
исключено 55 субъектов;
-
изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
МАРТ о корректировке системы ценообразования: товары потребительской корзины остались под регулированием
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец перед началом семинара по вопросам разъяснения норм постановления Совета Министров от 2 апреля 2025 года №713 (6) прокомментировал журналистам изменения, которые предусматривает этот документ, передает корреспондент
БЕЛТА.
Основные изменения, по словам Ивана Вежновца, направлены в первую очередь на поддержку отечественных производителей. «Первое и самое главное изменение – отечественным производителям предоставлена возможность не согласовывать повышение цены в случае, если они применяют норму рентабельности при калькулировании соответствующей цены. Эта норма определяется производителями самостоятельно, исходя из фактических данных, которые у них есть за период с 2021 по 2024 год. Норма рентабельности определяется как максимальное значение рентабельности реализованной продукции за один из годов в этот период», – пояснил первый замминистра.
Также документом предусмотрено, что в случае, если у производителей в этот период была отрицательная рентабельность, то цены можно повысить до безубыточного уровня. «Таким образом, для производителей установлена возможность формировать самостоятельно цены и не обращаться в государственные органы за повышением цены», – подчеркнул он.
Кроме того, предусмотрены изменения по импортным товарам – установлена единая набавка. «Она будет применяться вне зависимости от количества звеньев. По сути, от границы до полки применяется одна набавка для всех субъектов, которые участвуют в цепочке поставки товара», – сказал Иван Вежновец.
Постановлением Правительства также утверждено сокращение перечня нерегулируемых товаров. «Сокращений глобальных не произошло, перечень подкорректирован. В первую очередь исключены товары, которые не являются товарами повседневного спроса, либо находятся в более высокой ценовой категории. Основные товары, которые входят в потребительскую корзину и востребованы у населения, остались под регулированием», – заявил представитель МАРТ.
«Несмотря на то, что прямое регулирование на товары, которые исключены из перечня, ушло, мы продолжим мониторинг ситуации, контроль динамики цен на рынке и при необходимости будем принимать меры с точки зрения защиты интересов граждан», – подытожил первый замминистра.
По информации
БЕЛТА
Правительство скорректировало систему ценового регулирования
Подписано постановление Правительства № 713 (6) от 2 апреля 2025 г., предусматривающее корректировку системы регулирования цен. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Совмина.
В соответствии с постановлением исходя из баланса интересов государства и участников потребительского рынка перечень товаров, подлежащих ценовому регулированию, сокращается с 331 до 211 позиций (сокращение перечня при этом базировалось на необходимости поддержания уровня инфляции и исключении из ценового регулирования товаров неповседневного спроса или премиум-класса). Для производителей товаров, цены на которые регулируются, устанавливается предельная норма рентабельности, при применении которой не требуется согласования повышения цен с государственными органами (основной принцип определения предельной нормы рентабельности – поддержка производителей).
Документом законодательно закрепляется перечень затрат, которые запрещено включать в себестоимость, а также устанавливается единая предельная надбавка на импортируемую продукцию вне зависимости от количества звеньев в поставке товара от границы до полки.
Помимо этого, сохраняется ценовая доступность для населения картофеля, лука, свеклы, моркови, капусты и яблок (до 1 мая 2025 г. на них будут действовать предельные максимальные цены, далее в рознице будут действовать предельные надбавки).
Предусматриваются также иные корректировки: передача от МАРТ комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров прав и полномочий по отмене решений государственных органов о согласовании повышения отпускных цен, а также продление до конца 2025 года ранее действовавшего механизма по товарообменным операциям. Облисполкомы будут вправе утверждать перечень операций и организаций, между которыми такие операции разрешены.
Исключаются из ценового регулирования товары, реализуемые резидентам Беларуси для последующей поставки на экспорт (после согласования такой сделки с соответствующим государственным органом) и товары, реализуемые в стерильной зоне аэропортов.
Основные изменения вступают в силу после официального опубликования постановления, а нормы, касающиеся сокращения перечня регулируемых товаров и порядка ценообразования на импортируемые товары, – с 15 апреля 2025 г.
По информации
БЕЛТА