Борьба с кибермошенниками, ИИ-агенты для клиентов. Что даст искусственный интеллект банковской сфере
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает
БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации
БЕЛТА
В Минтруда рассказали, что нужно знать о работе в выходной день
Выходной день – это свободный от работы день, гарантированный Конституцией и
Трудовым кодексом Республики Беларусь. Что должны знать те, кого наниматель привлекает к работе в законный выходной, корреспонденту
БЕЛТА рассказали в Минтруда.
(фото – БЕЛТА)
Привлечение к работе в выходной день возможно только с соблюдением законодательства. «Привлечение к работе возможно по предложению нанимателя с вашего письменного согласия (например, для выполнения срочного заказа), или же по инициативе работника, но с согласия нанимателя. Однако без согласия работника привлечение возможно в исключительных случаях, требующих предотвращения аварии, катастрофы, устранения стихийного бедствия; предотвращения несчастных случаев, устранения неполадок в системах жизнеобеспечения (вода, свет, газ, связь), оказания экстренной медпомощи медперсоналом», – сообщили в Минтруда.
При этом нельзя привлекать к работе в выходной беременных женщин, работников младше 18 лет, женщин с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами до 18 лет (без их письменного согласия), инвалидов (если запрещено их индивидуальной программой реабилитации).
Есть особенности и в оплате труда привлеченных к нему в выходные дни. «Предусмотрена доплата к заработной плате в размере не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов, либо неоплачиваемый день отдыха (по согласованию с нанимателем). Заработная плата за отработанные в такие дни часы начисляется и выплачивается пропорционально отработанному времени», – сообщили в Минтруда.
Максимально допустимое количество выходных для работы – 12 дней в год (кроме исключительных случаев).
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА