14.05.2025
Какие изменения ждут белорусских школьников, педагогов и родителей в новом учебном году
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.

ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
-
Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
-
Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
-
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
-
Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
-
Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
-
Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
-
Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
-
Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
-
Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
-
Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
-
Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
-
Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА
Андрей Иванец после совещания у Президента пояснил, как изменится прием в магистратуру
Министр образования Андрей Иванец по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров рассказал журналистам, как изменится прием в магистратуру, передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Министр подчеркнул, что белорусское образование имеет высокий имидж как внутри страны, так и за ее пределами. Хорошее качество отечественного образования подтверждается и значительным числом иностранных студентов, которые обучаются в белорусских вузах. Магистратура, по словам министра, не является исключением. Общее количество обучающихся в ней – порядка 10 тыс. человек, из которых 6 тыс. – иностранцы.
Как одна из ступеней углубленного высшего образования магистратура, безусловно, остается, заверил Андрей Иванец. Специалисты, которых там готовят, нужны многим предприятиям, внедряющим новые технологии, научным организациям.
Но на совещании у Президента речь шла о том, чтобы подготовка кадров в магистратуре была больше ориентирована на интересы страны и прежде всего экономики. «Глава государства сказал, что надо еще раз серьезно и взвешенно подойти к тому, кого мы готовим, по каким программам. И, самое главное, это должно отвечать интересам нашей страны и общества», – пояснил Министр.
По его словам, в магистратуре сохранятся все три траектории получения образования: для граждан Беларуси будет как бюджетная, так и платная форма получения образования, а также платная для иностранцев.
Однако контрольные цифры приема в магистратуру будут скорректированы - они будут определяться в строгом соответствии с заказом со стороны государства по аналогии с тем, как это сейчас действует для университетов и колледжей. Если ранее вузы формировали число бюджетных мест в магистратуре и перечень специальностей, исходя из своего видения, то теперь ситуация изменится. Количество бюджетных мест будет зависеть от запроса на определенных специалистов. «На конкурсной основе каждый желающий будет иметь возможность поступить на бюджетную форму получения образования в магистратуре», – сказал Министр.
Что касается платной формы обучения в магистратуре для иностранцев, то здесь вузы могут набирать необходимое количество обучающихся.
Еще одно важное изменение, принятое по итогам совещания, связано с обязательными требованиями об окончании магистратуры для тех, кто хочет продолжать обучение в аспирантуре или преподавать в вузах. «Президент еще раз подчеркнул, что те искусственные барьеры, которые созданы для одаренных, талантливых ребят, должны быть устранены. Речь идет о том, что те ребята, которые заинтересованы заниматься научной, научно-исследовательской деятельностью, должны иметь возможность приходить в аспирантуру без окончания магистратуры. И в этой связи каждый университет и ученые советы должны видеть таких ребят и выдавать соответствующие рекомендации», – отметил Министр.
«Те ребята, которые хотят после окончания университета остаться на преподавательской деятельности в университетах, они тоже должны иметь такую возможность без обязательного окончания магистратуры»,
– добавил Андрей Иванец.
По информации
БЕЛТА