В ЕАЭС приступили к проведению пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Состоявшееся 18 ноября в Москве заседание Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества стало очередным рывком в развитии ШОС. Об этом по итогам мероприятия заявил журналистам заместитель генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Миднапу Рамчандра Мидхун, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Белорусскую делегацию на заседании возглавлял Премьер-министр Александр Турчин. «По итогам приняты такие документы, как дорожная карта по развитию сотрудничества между государствами ШОС в области социального развития на 2026–2028 годы, план реализации концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств ШОС и другие», – сказал замгенсека ШОС.
Подписан также протокол, который закрепляет возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
Заместитель генерального секретаря отметил, что на заседании обсуждались меры по комплексному и поступательному выполнению стратегии развития ШОС до 2035 года. Важное место уделено расширению торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, вопросам взаимодействия в сферах цифровой экономики, энергетики, зеленой повестки, искусственного интеллекта, науки и инноваций, образования, культуры, туризма, здравоохранения, спорта, контактам по линии молодежи. Итоги заседания отражены в подписанном совместном коммюнике.
«Мы не просто провели очередное заседание Совета глав правительств, мы совершили очередной рывок в развитии ШОС, закрепив единство наших взглядов», – подчеркнул Миднапу Рамчандра Мидхун.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
План мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы подписан во время заседания рабочей группы по сотрудничеству между Беларусью и Ростовской областью РФ, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Состоялось подписание протокола четырнадцатого заседания рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Ростовской области РФ. Протокол от Беларуси подписал первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета Юрий Валеватый, от правительства Ростовской области – губернатор Юрий Слюсарь.
Председатели рабочей группы обменялись планом мероприятий по развитию сотрудничества между Беларусью и Ростовской областью на 2026–2028 годы.
Прошла церемония подписания соглашения об установлении дружественных отношений между Быховским районом Могилевской области и Цимлянским районом Ростовской области. От Быховского района подпись поставил председатель районного исполнительного комитета Александр Киселев, от Цимлянского – глава администрации Елена Ночевкина.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Витебские ковры» и ООО «Каменскхимволокно». Подписи поставили генеральный директор ОАО «Витебские ковры» Артем Лоханкин и директор ООО «Каменскхимволокно» Елена Карпенко.
Также подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «СветлогорскХимволокно» и ООО «Каменскхимволокно» о разработке насосного оборудования. Подписи поставили первый заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «СветлогорскХимволокно» Василий Вовк, от ООО «Каменскхимволокно» – директор Елена Карпенко.
Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» и АО «ВЗМЭО» (Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования). Соглашение подписали заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК» Александр Бориков, от АО «ВЗМЭО» – коммерческий директор – заместитель генерального директора Константин Сакирко.
После этого стороны обменялись подарками.
По информации БЕЛТА
Он утвержден приказом Госстандарта от 12 ноября 2025 г. № 193.
ТК ВY 41 сформирован на базе технических комитетов по стандартизации в области электросвязи (ТК ВY 27) и цифровой трансформации (ТК ВY 38) и станет единым национальный отраслевым техническим комитетом под эгидой Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Такое решение будет способствовать реализации единого подхода в области стандартизации в сфере цифрового развития и связи.

Ведение секретариата возложено на ОАО «Гипросвязь», которое является наблюдателем в подкомитете по стандартизации SC 42 «Искусственный интеллект» Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии. Также данному предприятию будут делегированы полномочия по участию в межгосударственном техническом комитете «Искусственный интеллект» (МТК 566) и взаимодействию с техническим комитетом по стандартизации Российской Федерации ТК 164 «Искусственный интеллект».
Основные задачи, на выполнение которых будет направлена деятельность ТК ВY 41, связаны с рассмотрением и выработкой предложений по проведению единой научно-технической политики по техническому нормированию и стандартизации в сфере цифрового развития и связи; разработкой как проектов технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации, так и государственных и межгосударственных стандартов, проверкой их научно-технического уровня, а также участием в работах по международной стандартизации.
Сфера компетенции нового технического комитета по стандартизации – цифровые технологии и искусственный интеллект (технологии искусственного интеллекта; программное обеспечение и программно-технические средства; технологии сбора, хранения, обработки, защиты, высокоскоростной передачи и распределения информации; математические теории и методы, высокопроизводительные вычислительные системы, цифровые модели и двойники); средства и услуги электросвязи, процессы на стадиях монтажа и эксплуатации средств и сетей электросвязи; технологии связи, в том числе почтовой.
В настоящее время в состав ТК ВY 41 входит 26 организаций республики, в том числе БелГИСС и БГЦА. Этот перечень – не исчерпывающий: комитет приветствует расширение своих рядов. О желании работать в ТК ВY 41 организациям следует сообщить в ОАО «Гипросвязь».
В 2025 г. в Беларуси разрабатывается государственный стандарт на системы менеджмента в сфере искусственного интеллекта. Документ будет устанавливать требования к системам управления искусственным интеллектом, обеспечивая безопасное, этичное и ответственное его использование.
Также при поддержке ПРООН будут разработаны три государственных стандарта, определяющих принципы, процессы и методы создания и использования этичного и общественно приемлемого искусственного интеллекта, лучшие практики управляемости систем искусственного интеллекта, риски безопасности и конфиденциальности при их использовании.
Стандарты направлены на обеспечение безопасности систем искусственного интеллекта не только для людей, но и для окружающей среды.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации БЕЛТА
