Указом Президента дополнены виды государственной финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке».
В соответствии с документом к видам такой поддержки, оказываемой в индивидуальном порядке, отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и иные виды господдержки, предоставляемые за счет бюджетных средств.
Указом установлено, что при внесении предложений о господдержке обязательно наличие экономического обоснования ее целесообразности и заключения о конкурентоспособности выпускаемой продукции. Кроме того, в решениях о господдержке обязательно должны быть закреплены ответственность должностных лиц и показатели деятельности организаций, являющиеся условиями для ее оказания. Введен запрет на последующую корректировку таких показателей.
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября собрал совещание о результатах работы БелАЭС, увеличении электропотребления и предложениях о строительстве новых атомных мощностей.
«Пять лет назад, торжественно запуская в работу первую белорусскую атомную электростанцию в Островце, страна вступила в новую эру. Сооружение АЭС не только укрепило нашу энергетическую безопасность, но и определило дальнейшее развитие Беларуси как высокотехнологичного государства. Если хотите, наличие у страны собственной атомной станции – это в определенном смысле способ обеспечения суверенитета и независимости», – заявил белорусский лидер.
Он подчеркнул, что во главе угла на каждом этапе строительства и эксплуатации станции были и остаются безопасность и надежность.
Александр Лукашенко отметил, что пятилетка – это достаточный период, чтобы подвести промежуточные итоги: «Мы обеспечили себя источником доступной, экологически чистой энергии на десятилетия вперед, получили экономический и экологический эффект».
Президент привел ряд фактов о результатах работы БелАЭС. Сокращены выбросы парниковых газов на более чем 26 млн т. За все время работы станция выработала более 53 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило полностью отказаться от ее импорта. Также удалось снизить зависимость от природного газа (на 14,5 млрд куб.м), доля которого в генерации энергии доходила до 95 % (сейчас около 65 %), и сэкономить бюджетные средства (более $1,6 млрд).
Кроме того, атомная станция кардинально изменила облик белорусской энергетики. В рамках интеграции БелАЭС в энергосистему реализована масштабная программа модернизации электросетей – реконструировано более 1,7 тыс. км, построены современные подстанции, внедрены прорывные цифровые технологии, повышающие надежность электроснабжения потребителей.
«В стране сформирована новая отрасль экономики, созданы необходимая инфраструктура и современная система подготовки кадров. Всего этого мы не имели. За годы реализации национальной ядерной энергетической программы нами накоплены уникальные компетенции по вопросам проектирования, сооружения, эксплуатации и обслуживания объектов атомной энергетики», – подчеркнул белорусский лидер.
БелАЭС также придала импульс росту энергопотребления. В 2024 году достигнут его исторический максимум – 43,3 млрд кВт.ч. За последние 5 лет прирост составил около 6 млрд кВт.ч.
«Поменялось отношение белорусов к мирному атому. По данным социологов, в начале строительства БелАЭС его поддерживало 60 % населения, а сегодня, с учетом работы и иных положительных факторов, – уже более 80 %», – заявил Глава государства.
Он констатировал, что новые возможности для экономики с атомной энергетикой видят не только в Беларуси. Это уже глобальный тренд. Сегодня в мире эксплуатируется 416 ядерных реакторов, еще 63 находится на этапе строительства. «Все строят, кто может», – заметил Президент.
По прогнозам МАГАТЭ, общая мощность АЭС в мире в ближайшие 25 лет увеличится более чем в два раза, а доля атомной генерации в мировом производстве электроэнергии вырастет до 12 %.
«Но еще вчера многие западные политики пытались сделать ставку исключительно на возобновляемую энергетику. Сегодня там уже рассказывают о преимуществах сооружения АЭС, даже термин новый появился – «ренессанс атомной индустрии». Это касается и соседних стран – Польши и Литвы, которые рьяно противодействовали строительству нашей атомной станции, – заметил белорусский лидер. – Все это подтверждает правильность выбранного нами пути».
«У нас 100 процентов населения имеет доступ к электроэнергии. При этом в рейтинге стран Европы Беларусь занимает 3-е место, где самая низкая цена на электричество. По данным рейтинга, опубликованного в июне 2025 года, самая низкая стоимость электроэнергии в Казахстане, России и Беларуси», – сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что за счет использования электричества для отопления и горячего водоснабжения, строительства электродомов повышается комфортность проживания сотен тысяч людей. В 2021–2025 годах возведено более 2 млн кв.м такого жилья. На электроотопление переходят и жители частных домов – за прошлый год подано более 160 тыс. заявок.
«Нам надо людям строить комфортное жилье. Чтобы отопление было электрическим. Это вообще чудо для человека», – подчеркнул белорусский лидер.
В стране также развивается электротранспорт, причем не только в крупных городах. «Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электрический внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций», – привел данные Глава государства.
В этой связи вызывает удивление, почему есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении, заметил Президент. Эта тема, по его словам, поднимается людьми в том числе в социальных сетях. «Люди обижаются: стоят, особенно в часы пик, по 150 метров, как они пишут, в очередях, чтобы втиснуться в эту маршрутку вонючую, – сказал Александр Лукашенко. – Слушайте, чего вы над людьми издеваетесь?!»
«Мы что, не можем заменить эти маршрутки, Александр Генрихович, автобусами? – заметил Президент, обращаясь к Премьер-министру Александру Турчину. – Надо поставить, вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить. И пусть идут. С удовольствием люди поедут. Комфортно, воздухом дышат в этом автобусе, не сидят там (как в маршрутках. – Прим.) зажавшись». По словам Президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: «Ну, потеряем мы 2–3 минуты, но живы будем и здоровы».
«Александр Генрихович, ну что это, опять мои указания нужны? Надо видеть, чем люди живут. Мы запросто это можем сделать, и это окупаемый проект», – подчеркнул Глава государства.
Президент попросил доложить о принятых мерах по увеличению электропотребления, их результатах и предложениях по дальнейшему развитию электроэнергетики и связанных с ней отраслей.
«Например, майнинг криптовалют, электротранспорт, строительство жилья с электроотоплением. Акцент – на перспективах загрузки действующих и новых мощностей, – сказал Глава государства. – Я тут всякие записки прочитал и мнения. В одной из записок пишут, что майнинг криптовалют может быть нестабильным. Где-то выше, где-то ниже. У нас сейчас весь мир болеет глобальной проблемой – уйти от зависимости от одной валюты – доллара. И этот процесс будет нарастать. И криптовалюта является, наверное, одним из вариантов ухода».
«Так почему ж мы уже так переживаем? Волатильность какая-то… Ну, наверное, будет. Но волков бояться – в лес не ходить», – подчеркнул белорусский лидер.
«Электромобили. Уже сегодня все ринулись. Тоже кусок большой. Ну и экономику надо ж развивать. А без электрической энергии какая экономика? Мы же машиностроительная страна. Да и в сельском хозяйстве. Мы практически везде можем перевести наш транспорт в сельском хозяйстве, вообще по стране, на электричество», – сказал Президент.
Он напомнил, что руководитель Национальной академии наук обещал разработать в Беларуси отечественную электробатарею, что в случае успеха позволило бы не закупать соответствующие комплектующие за рубежом.
«Вот это будет прорыв. Вот пусть наши ученые покажут свою прыть. Получите неимоверные деньги за это. Тем более, это ж не новинка», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что Правительству было поручено проработать вопрос о сооружении второй АЭС или как минимум дополнительного третьего энергоблока на действующей станции. В связи с этим он предложил обсудить существенные особенности, преимущества и недостатки этих вариантов.
«С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным мы обсуждали наше сотрудничество в ядерной энергетике в ходе встречи на Мировой атомной неделе в конце сентября этого года. Понимание и поддержка с российской стороны есть, очередь за нами. Мы прежде всего должны определиться, будем или не будем. Если будем, то когда, где, – отметил Глава государства. – Это чудо для Беларуси – атомная энергетика».
Первый вариант – строительство нового энергоблока на станции в Островце как второй очереди БелАЭС. Там есть все условия и специалисты: площадка для размещения, производственная, технологическая, социальная инфраструктура. Значит, есть возможность построить дешевле. «И грунты там уже исследованы от а до я, и там ничего уже не надо доисследовать», – констатировал Александр Лукашенко.
Второй вариант – сооружение новой станции на востоке страны, где это позволяют грунты. Соответствующая площадка рассматривалась еще при принятии решения о строительстве уже действующей АЭС. Строительство с нуля на новом месте потребует в большем объеме финансовых вложений и организационных решений, но даст мощный импульс для развития восточного региона. «Тоже из медвежьего угла превратим восточный регион в высокоразвитую территорию Беларуси. Это новые рабочие места, привлечение инвестиций, реализация инновационных проектов и внедрение новых технологий», – сказал Президент.
В своем вступительном слове на совещании Глава государства напомнил, что Островец, где построена АЭС, приобрел статус современного и перспективного города. Численность населения в нем увеличилась почти вдвое – с 8 тыс. до 15 тыс. человек. На станции работают около 3 тыс. человек, 30 % из них – молодежь в возрасте до 32 лет, а средний возраст коллектива – 38 лет. «Выпускники энергетических факультетов мечтают попасть туда на работу. Прекрасный город. Не надо никого агитировать. По любым специальностям люди туда едут. По благоустройству, инженерной инфраструктуре, уровню доходов (в тройке лидеров по всем регионам) мы считаем Островец золотым стандартом для развития районных центров», – отметил Александр Лукашенко.
Таким образом, заметил Президент, атомная станция – важнейший драйвер регионального развития на десятилетия вперед. Этот фактор он предложил особо учитывать в контексте нынешнего разговора.
Итог обсуждения – принято решение о развитии Островецкой атомной электростанции, реализации второй очереди – сооружения третьего энергоблока. Однако это не означает, что от идеи строительства еще одной отдельной АЭС в Беларуси отказались в принципе. Параллельно со строительством третьего энергоблока на БелАЭС будет организована работа по исследованию площадок на территории Могилевской области, где в дальнейшем в условиях роста электропотребления может быть принято решение о создании дополнительных атомных мощностей.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября подписал Указ № 394, который предусматривает корректировку Указа № 269 от 29 августа 2023 года «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям».
Документ направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Согласно Указу, Национальный банк организует информационное взаимодействие между правоохранительными органами и поставщиками платежных услуг по обмену информацией о платежных операциях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обработка и передача информации о таких операциях осуществляется посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка.
Следственному комитету и Министерству внутренних дел предоставлено право на приостановление расходных операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на срок до 10 суток при наличии соответствующей информации.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
12 ноября 2025 г. под председательством В.В.Панасюка состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ипатов В.Д., депутаты Палаты представителей, Министр финансов Селиверстов Ю.М., Министр труда и социальной защиты Павлюченко Н.В., Министр по налогам и сборам Кийко Д.Н., первый заместитель Министра финансов Печень Е.Н., первый заместитель Председателя Правления Национального банка Егоров А.А., заместитель Председателя Правления Национального банка Скобялко Д.К., управляющий Фондом социальной защиты населения Шепелевич В.Г., специалисты министерств финансов и по налогам и сборам, труда и социальной защиты, Комитета государственного контроля работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики.
Были рассмотрены вопрос об источниках формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, их объеме и направлениях использования в 2026 году и проекты законов Республики Беларусь Об изменении законов» (по вопросам налоговых правоотношений), «О республиканском бюджете на 2026 год».
Открывая заседание, В.В.Панасюк акцентировал внимание на работе, которая проведена Постоянной комиссией и депутатами на стадии до внесения указанных законопроектов в Палату представителей.
В своем выступлении Павлюченко Н.В. отметила, что определяющую долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан.
Основную сумму расходов предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2026 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Селиверстов Ю.М. ознакомил депутатов с основными новациями, вносимыми в Налоговый кодекс Республики Беларусь, касающимися базовых и дополнительных мер совершенствования системы налогообложения.
Представляя проект республиканского бюджета, Селиверстов Ю.М. обратил внимание парламентариев на основные параметры проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Бюджет сохраняет социальную направленность, сформирован с учетом тенденций развития экономики и содержит стимулирующие меры, направленные на экономический рост.
На 2026 год предусмотрены в необходимом объеме расходы на поддержку предприятий реального сектора экономики, оплату труда работникам бюджетных организаций, финансирование социальной сферы, включая расходы на здравоохранение, образование и науку.
Депутаты задали ряд уточняющих вопросов по законопроектам, касающихся формирования пенсионных прав граждан, налогообложения отдельных категории плательщиков налогов, направлений расходов бюджета на здравоохранение и образование, государственной поддержки строительства жилья для нуждающихся граждан.
По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать депутатам принять законопроекты на третьей сессии Палаты представителей.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
