Состоялось заключительное заседание второй сессии Палаты представителей
30 июня 2025 г. состоялось заключительное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва.
В ходе заседания депутатский корпус рассмотрел два законопроекта в первом чтении.
С докладами по проекту Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» выступили Министр юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
При разработке законопроекта учтены Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, одобренные постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 11 апреля 2013 г. № 15-9, которыми Республике Беларусь предложено принять Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» как основополагающий акт, регулирующий отношения в данной сфере.
В основу законопроекта положены нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Указа Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Также в законопроекте предусмотрен ряд новаций.
Так, устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в ЕГР, в том числе, в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами. Предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Расширяются способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации. Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (5 календарных дней вместо установленных в настоящее время 7 дней), закрепляется создание электронного архива.
Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности.
Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом, по которому будет определяться регистрирующий орган, будет являться его место нахождения.
Законопроектом закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение.
В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования.
Предлагается новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» предлагается установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу (устанавливается обязательное нотариальное удостоверение такого заявления), который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
Законопроектом предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с 5-ти до 3-х рабочих дней, также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие постановку субъекта на учет, по истечении 3-х рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе.
Законопроектом предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации.
Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества (учредителей, участников) и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
В целях защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, обусловленном его реорганизацией (с учетом устанавливаемых условий).
Законопроектом также закрепляется ряд иных механизмов по совершенствованию сферы государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, а также предусматривается корректировка ряда законов Республики Беларусь в целях обеспечения регулирования вопросов государственной регистрации субъектов хозяйствования в рамках отраслевых аспектов.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. доложил о проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Марецкий Ю.Б.
Проектом Закона предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2023 г. № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов» установлен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими БЛА.
За нарушение требований Указа № 297 проектом Закона вводится административная ответственность. При этом предусмотрено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских БЛА, установленного Указом № 297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность в случае совершения этих действий в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Поскольку КоАП дополняется новыми статьями, предусмотрено внесение изменений также в ПИКоАП – определяются органы, должностные лица которых наделяются правом составлять протоколы об административных правонарушениях, а также органы, которые будут вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)

