27.06.2025
Надежный инструмент. Эксперты высказались о роли Суда ЕАЭС
Суд Евразийского экономического союза является независимым судебным органом, который опирается на право союза, а также надежным инструментом разрешения потенциальных споров. Таким мнением поделились участники Евразийского экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Суд ЕАЭС выведен за пределы политического процесса и осуществляет свою функцию как независимый судебный орган, опираясь только на право, указал Председатель суда Алексей Дронов, отметив высокий авторитет этого органа. Вместе с тем, по его словам, важно повышать доверие государств – членов союза.
«Наша задача заключается в том, чтобы это доверие создавать своими действиями и провозглашать, утверждать идею верховенства права. Заметьте, мы идею верховенства права сейчас утверждаем в нашем региональном объединении в условиях, когда во внешнем мире происходит иногда полное отрицание и целей, и принципов Устава ООН, и международного права как регулятора», – заметил Председатель суда.
В Кыргызстане, в частности, Суд ЕАЭС рассматривают как надежного партнера в разрешении сложностей, что подтвердила заместитель министра юстиции этой страны Сайра Ызакова.
«На Суд ЕАЭС мы смотрим как на надежный инструмент разрешения потенциальных споров, как инструмент нахождения ответов при правовой неопределенности. То есть мы его используем для защиты своих интересов и устранения правовой неопределенности в рамках интеграционного пространства», – сказала она.
В подтверждение своих слов Сайра Ызакова привела недавний пример. В начале этого года Кыргызская Республика в лице Министерства транспорта и дорог обратилась в Суд ЕАЭС с заявлением о разъяснении положений порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта. Суд ЕАЭС 25 апреля дал четкое структурное разъяснение, исходя из которого был подтвержден принцип недискриминации, равного доступа и унифицированного подхода ко всем видам перевозок.
«Это обращение мы рассматриваем как инструмент защиты своих интересов, как инструмент справедливости в рамках ЕАЭС и подтверждение того, что мы равные, равнозначные партнеры», – сказала она.
Министр юстиции Беларуси Евгений Коваленко добавил, что работа по совершенствованию права союза продолжается. «Мы, тем не менее, также понимаем, что одна половина работы – это формирование этого права, вторая половина – порой более значимая даже, чем первая, – это обеспечение его единообразного, четкого применения на практике. И здесь, безусловно, мы видим роль и органов союза, и видим, конечно, деятельность суда. Мы считаем, что инструментарий суда – получение консультативных заключений – может очень широко использоваться», – сказал он.
По информации
БЕЛТА
О стратегии Беларуси в вопросе повышения качества во всех сферах до 2030 года
В Республике Беларусь качеству продукции, услуг и качеству жизни уделяется постоянное системное внимание на самом высоком государственном уровне. Об этом заявила Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
Она добавила:
– Мы живем в пятилетку качества, поэтому качество всегда должно быть рядом с нами. Объявление Президентом в 2024 году Года качества придало новый импульс развитию отечественного качества, повышению доверия как в рамках нашей страны, так и на рынках других стран. Эта инициатива получила живой отклик у каждого жителя Беларуси. Совместными усилиями предстоит осуществить масштабные преобразования, направленные на достижение определенных высоких стандартов качества жизни, рост благосостояния, повышение эффективности экономики, управленческой деятельности, оптимизацию производственных процессов, улучшение потребительских характеристик товаров, качества оказываемых услуг.
По ее словам, все эти направления положены в Программу социально-экономического развития на пятилетку.
– Направления деятельности в области качества обозначены также в принятой на уровне Правительства программе «Качество» на 2021–2025 годы. Данная программа включала четыре глобальных раздела, около 30 мероприятий, осуществлялась через отраслевые программы качества каждой организации и отрасли. И ответственные органы разработали определенные целевые показатели, индикаторы качества выпускаемой продукции и услуг. Ключевое внимание было уделено развитию инфраструктуры. По предварительному анализу, все мероприятия программы будут успешно выполнены.
Елена Моргунова сообщила, что в октябре этого года на уровне Правительства принята программа «Качество» на 2026–2030 годы. Документ включает семь глобальных разделов.
– Стратегия работы на ближайшие пять лет определена. Разработано 80 мероприятий, и можно говорить, что выполнение такой глобальной программы потребует значительных усилий. Но всё это продиктовано запросами наших граждан и запросами развития экономики и рынка. Это наращивание экспорта, цифровая трансформация, применение инновационных технологий, которые в целом обеспечивают технологический суверенитет страны.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня», 10 ноября 2025 г.
Доклад Александру Лукашенко Председателя Государственного пограничного комитета Константина Молостова
Доклад Президенту Беларуси Александру Лукашенко Председателя Государственного пограничного комитета Беларуси Константина Молостова состоялся 7 ноября.
Главная тема – ситуация на белорусско-литовской границе. Александр Лукашенко дал указания в отношении действий белорусских пограничников на границе с Литвой. В контексте состоявшегося обсуждения в ближайшие дни будет выстроена работа на протяжении всей белорусско-литовской границы.
В Беларуси завершается реализация 6-й государственной программы в сфере энергосбережения
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА