10.06.2025
Ольга Чуприс: служба «одно окно» остается востребованной, но будущее – за цифровизацией
Служба «одно окно» остается востребованной у населения, но будущее – за цифровизацией. Такое мнение высказала Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время рабочей поездки в Клецкий и Несвижский районы Минской области, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Основное внимание было уделено организации работы службы «одно окно» и вопросам дальнейшего совершенствования предоставления административных услуг населению. Ольга Чуприс также ознакомилась с деятельностью нотариальной конторы и юридической консультации Клецкого района, с работой нотариальной конторы в Несвижском районе.
По итогам она пообщалась с журналистами и подчеркнула, что президентская вертикаль регулярно осуществляет выезды в регионы для изучения реального положения дел. «Администрация Президента, проводя выезды в регионы, всегда находит темы, которые являются актуальными на сегодняшний день. И дело в том, что служба «одно окно» и сам принцип работы государственных органов в режиме «одного окна» – это задача, которая была поставлена Главой государства», – сказала спикер.
Ольга Чуприс напомнила, что инициатива по дебюрократизации государственного аппарата была озвучена Президентом еще 20 лет назад. «Граждане не должны испытывать препятствий при осуществлении государственных услуг, они должны получать справки и документы без волокиты – быстро и качественно. Первые, кто реализовал этот принцип, были нотариусы. Уже тогда стало понятно, насколько удобна такая модель: гражданину достаточно было предъявить паспорт, остальное оформлял нотариус», – отметила Замглавы Администрации Президента.
С 2018 года в стране полноценно функционирует организационная форма «одно окно» при исполнительных комитетах. По словам Ольги Чуприс, 15 % административных процедур в среднем осуществляется именно через них, в отдельных регионах этот показатель выше. «Нам важно было понять, насколько востребованы эти службы, нужны ли они гражданам и что с ними делать дальше. Все удовлетворены: службы работают быстро, качественно, удобно и доступно. Люди приходят с детьми – для малышей тоже предусмотрены зоны активности. Все организовано на высоком уровне. Осуществляется работа по принципу экстерриториальности (возможность получить услугу не по месту жительства или регистрации. – Прим. БЕЛТА)», – отметила спикер.
Отдельно Ольга Чуприс затронула тему цифровизации государственных услуг. Уже около 500 административных процедур переведены в онлайн-формат, что составляет порядка 30 %. «Это удобно прежде всего для молодых людей и тех, кто зарегистрирован в системе «Е-Паслуга». В этом году еще около 200 административных процедур будут переведены в режим цифрового взаимодействия», – сказала Ольга Чуприс.
В ходе общения с гражданами и специалистами службы было отмечено, что на данном этапе оснований для сокращения или отмены службы «одно окно» нет – живое общение по-прежнему востребовано. «Люди хотят задавать дополнительные вопросы, общаться с представителями службы. Но, с другой стороны, мы понимаем, что будущее – за цифровыми технологиями. Президент, находясь в Китае, подчеркивал: мы будем двигаться вперед в духе цифровизации и технологизации процессов», – сказала Замглавы Администрации Президента.
Ольга Чуприс также обозначила перспективный формат – проактивные госуслуги, при которых минимизируется участие гражданина в инициировании процедур. «Когда рождается ребенок, родители могут из личного кабинета подать весь необходимый пакет документов – на регистрацию, на очередь в детский сад, на пособие и так далее. При этом посещение учреждений потребуется лишь для получения готовых документов – или их можно будет получить по почте», – добавила она.
Заместитель Главы Администрации Президента отметила, что несмотря на быстрое развитие цифровых решений, существующие службы «одно окно» демонстрируют высокий уровень организации и по-прежнему играют важную роль в жизни граждан.
По информации
БЕЛТА
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
Дмитрий Крутой рассказал об оптимизации в руководстве Администрации Президента
Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой в эфире телеканала
«Беларусь 1» рассказал об оптимизации в руководстве Администрации Президента, сообщает
БЕЛТА.

После того, как Наталья Петкевич была назначена вице-премьером, а на место Первого заместителя Главы Администрации Президента был повышен Владимир Перцов, открытым остался вопрос, как трое заместителей разделят нагрузку и кто займет вакантную должность четвертого зама.
«Пока остаются три заместителя Главы Администрации. Мы уже перераспределили обязанности. Посмотрим, как с новой дополнительной нагрузкой будут справляться действующие замы. Президент в этом плане ни на чем не настаивает и говорит, что если просто появятся достойные люди и достойное кадровое предложение, мы к этому вопросу вернемся. Но пока на повестке дня его нет», – заявил Дмитрий Крутой.
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс.
После ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
Некоторое время назад Администрация Президента совместно с другими госорганами по поручению Главы государства начала масштабную ревизию законодательства. Количество нормативных правовых актов после этого уменьшилось на 22 тыс.
«Но это далеко не предел, потому что работа продолжается. Обработано только порядка 30 % всех материалов. До конца года мы еще наверстаем очень многое», – сказала Ольга Чуприс.
По ее словам, уменьшить число принимаемых документов можно, всего лишь немного откорректировав работу с ними. В пример она привела опыт Правительства.
«Совет Министров сократил количество постановлений за пять месяцев этого года на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущие периоды как-то было модно вносить несколько изменений в одно постановление в один день: от каждого органа-инициатора поступали свои предложения, и они не аккумулировались. Это было очень неудобно. После ревизии, когда мы обнаружили это, Совет Министров пошел по совершенно другому, оптимальному пути», – рассказала Замглавы Администрации Президента.
Она также напомнила, что базовым документом в нормотворчестве для всех государственных органов является Закон «О нормативных правовых актах». В него планируется внести изменения, которые будут предусматривать инвентаризацию законодательства с определенной периодичностью.
«Подготовлен проект закона. Дальше будем вести с ним работу в установленном порядке. До конца года, надеюсь, он будет уже и принят», – отметила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля
Новая автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Там уже есть элементы искусственного интеллекта. Программа будет помогать формировать текст нормативно-правового акта. Это, конечно, только зачатки, но мы уже видим и дальнейшие пути», – сказала Ольга Чуприс.
С помощью АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
По информации
БЕЛТА