/ / Общественно-политические
09.06.2025

Фундамент спокойствия – договор: полезные советы накануне отпускного сезона

Перебирая варианты отдыха, многие волнуются: даже если воспользуешься помощью профессионалов, радость от поездки и отдыха может быть омрачена ошибкой туроператора или прочими внешними факторами. О том, как минимизировать риски, мы узнали во время вебинара, проведенного Национальным центром законодательства и правовой информации.

Консультация

Все на бумаге

Отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на основе договора. Исполнитель – юридическое лицо – туроператор, подчеркивает консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:

– При этом отношения с потребителем могут быть построены как напрямую, так и через турагентов. Заключение договора необходимо в любом случае, но при этом важно обратить внимание на содержание документа. Правительством утверждена типовая форма, и все предлагаемые туроператором договоры должны ей соответствовать. Условия, предусмотренные в образце, исключению не подлежат. Дополнения же возможны, поскольку каждый из туров имеет свои особенности.

По полной программе

При покупке тура все услуги, которые вы хотите приобрести, должны быть обязательно прописаны в договоре. Программа туристического путешествия – одно из приложений к договору оказания услуг, и она должна быть максимально подробной. Но если клиенту что-то навязывают дополнительно, он вправе от этого отказаться.

– Когда говорят, что необходимо оплатить некую дополнительную услугу, задайтесь вопросом: а что это такое? – советует Александр Кречетов. – Часто пишут, например, что весь комплекс составляет некую сумму в долларах или евро (в белорусском эквиваленте) плюс туруслуга в рублях. А в программе путешествия ее нет! Однако все услуги должны быть отражены в программе.

Оплата: возможны варианты

С одной стороны, порядок оплаты туристических услуг регулируется договором. С другой – возможны лишь два варианта: деньги получает либо туроператор, либо турагент.

– Вариант, когда часть оплаты нужно внести сейчас, а часть необходимо передать принимающей стороне либо отдать в автобусе, не допускается по законодательству, – отмечает Александр Кречетов. – Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения также определяется договором. Полная предоплата либо оплата в несколько этапов – все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор.

И еще: оплата допускается в любой форме. Вам говорят, что только через ЕРИП? Это ограничивает права потребителей и, соответственно, не имеет юридической силы. Вариантов на самом деле два: безнал и наличка через кассу с предоставлением платежного документа.

Время на составление претензии

В случае некачественного оказания туруслуг потребитель может подать претензию исполнителю. Рассмотрение не должно превышать 7 дней, если заказчик – физлицо, и 30 дней, если заказчик – организация или ИП.

– Зачастую в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или более короткого срока, – замечает представитель Минспорта. – Но это не так, поскольку законодательно установлена подача претензий в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре.

Предупрежден – вооружен

До путешественника должна заблаговременно доводиться полная информация об особенностях пограничного, визового, таможенного и другого контроля, уплате дополнительных сборов и т. п. При выезде за рубеж также должны быть доведены данные о месте нахождения представительства Беларуси – на тот случай, если произойдет несчастье.

– Если турист путешествует в составе группы, то ответственность на себя берет ее руководитель: он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, либо в посольство, – уточняет Александр Кречетов.

ВАЖНО

Исполнитель обязан заблаговременно предупреждать туриста об изменениях даты и времени отправки. По законодательству – за сутки, если до начала тура есть время, либо непосредственно в день заключения договора, если речь идет о так называемом горящем туре.

Односторонний отказ от путешествия – это право заказчика, а не утверждение факта ненадлежащего исполнения договора. Штрафы, неустойки, пени взыскиваются, например, в том случае, если заказчик допускает просрочку с оплатой туристических услуг, и то в определенном процентном соотношении и если это определено договором.

При оказании услуг в сфере международного выездного туризма оператор должен иметь финансовые гарантии по обеспечению исполнения условий договора. Способов три: страхование ответственности, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие в формировании фонда ответственности туроператоров. В договоре должны быть указаны сам способ обеспечения и реквизиты организации, обеспечивающей ответственность туроператора.

Понятие растяжимое?

Что советуют юристы тем, кто недоволен предоставленным для путешествия автобусом

Чем отличаются туристический автобус, автобус туристического класса и комфортабельный автобус? Законодательство не дает определения этим терминам, говорит юрисконсульт Мария Толстик. При возникновении споров ответчик в суде настаивает на том, что это субъективное понятие и он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным. Но важно, чтобы в автобусе все корректно работало: кондиционер, кресло, подставки для ног, полки для вещей.

Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 7 июня 2025 г.