Депутаты приняли в первом чтении законопроект по совершенствованию денежно-кредитной политики
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект Закона «Об изменении законов» внесен на рассмотрение Палаты представителей Советом Министров. Его разработка является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс, законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры).
Предусмотрено введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами, а также установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
По информации БЕЛТА
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации Национального банка Республики Беларусь
23 июня состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В ходе заседания были приняты два законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом закрепляются правовые нормы, обеспечивающие:
- совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
- отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
- установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом Закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми:
- лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью;
- на нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм;
- все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми;
- наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим, такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», внесенный председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевской М.А. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.).
В своем докладе М.А.Ленчевская отметила, что законопроект разработан в целях реализации предписаний пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд», направленных на обеспечение продовольственной безопасности государства и стабильности на потребительском рынке в межсезонный период.
В частности, названным Указом предусмотрены обязанность поставщиков обеспечить поставку плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов для торговых сетей и обязанность заготовителей (торговые сети) обеспечить наличие этой продукции в торговых объектах. При этом установлено, что непоставка (недопоставка) поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки, отсутствие в реализации у заготовителя такой продукции влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность поставщика за непоставку или недопоставку по договору поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, а заготовителя – за отсутствие такой продукции в реализации в торговом объекте в межсезонный период.
В связи с этим Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополняется статьей 13.121.
Одновременно в целях определения подведомственности правонарушений, предусмотренных статьей 13.121 КоАП, вносятся изменения в статьи 3.2, 3.4, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.121 КоАП предоставляется уполномоченным на то должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля, органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Рассматривать дела о таких правонарушениях будут административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органы Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), экономические суды областей (города Минска).
Кроме того, на заседании был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств», о котором доложили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Соглашением предусматривается сотрудничество между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке кадров для пенитенциарных служб, предполагающее обучение сотрудников этих служб в образовательных организациях высшего образования или образовательных организациях дополнительного профессионального образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре или дополнительным профессиональным программам.
Подготовка кадров будет осуществляться на платной основе или по квотам на льготной или безвозмездной основе, устанавливаемым принимающим государством, в соответствии с контрактами, в которых определяются финансовые и другие виды обеспечения подготовки кадров.
Расходы сторон по реализации Соглашения предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным органам государств – участников Соглашения на выполнение их функций, а также внебюджетных источников, привлекаемых сторонами в порядке, установленном национальным законодательством.
Компетентным органом ответственным за реализацию Соглашения со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел.
Следующее заседании Палаты представителей состоится 30 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 16 декабря 2024 г. и принят в первом чтении 7 февраля 2025 г. Он подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров, принят в первом чтении 7 февраля и разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Им предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Как отметили в Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей, посредством принятия законопроекта будут закреплены правовые нормы, обеспечивающие совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в интернете, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации, а также отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории.
Устанавливаются правовые гарантии обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью. На нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм. Все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми. Наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
По информации БЕЛТА
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации БЕЛТА