Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
МНС информирует о том, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.

С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе «Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 01.10.2024».
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Министерство по налогам и сборам разъяснило, что делать, если не пришло извещение на уплату имущественных налогов, сообщили БЕЛТА в МНС.
Во-первых, можно зарегистрировать личный кабинет на портале налоговых органов и сформировать извещение. Во-вторых, обратиться в налоговый орган и получить копию извещения.
В-третьих, можно посмотреть в ЕРИП: платежи и переводы / Система «Расчет» (ЕРИП); налоги; город или область/район (населенный пункт по месту регистрации физического лица); ИМНС по району или управление по работе плательщиками ИМНС по району (налоговый орган по месту регистрации физического лица); единый имущественный платеж; заполнить учетный номер плательщика (УНП).
Узнать свой УНП можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)».
Белорусам нужно уплатить имущественные налоги до 17 ноября.
По информации БЕЛТА
Крайний срок уплаты имущественных налогов в Беларуси наступит всего через месяц. Белорусам не позднее 17 ноября 2025 г. нужно уплатить три вида имущественных налогов – транспортный, земельный и на недвижимость. Кому положены льготы, какие есть способы уплаты и поменялись ли ставки налогов в этом году, рассказал на вебинаре НЦЗПИ заместитель начальника управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Денис Терешков, сообщает БЕЛТА.
Налог на недвижимость
«Традиционно с приближением осени для граждан становится важной задачей уплата имущественных налогов. Установленный срок уплаты – не позднее 15 ноября. Но так как в текущем году это выходной, то срок переносится на ближайший рабочий день, а именно понедельник, 17 ноября», – пояснил Денис Терешков. Важно помнить, что налоги уплачиваются за прошлый год – 2024-й.
Всего имущественных налогов три. Первый из них – налог на недвижимость. «Граждане нашей страны уплачивают налог в отношении всех капитальных строений, зданий и сооружений, которые им принадлежат на праве собственности, как зарегистрированных в органах государственной регистрации, так и незарегистрированных, принятых ими по наследству. К ним относят квартиры, жилые дома, садовые домики, дачные домики, гаражи, машиноместа, а также иное недвижимое имущество, которое есть в распоряжении физических лиц», – отметил представитель МНС.
Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот по уплате налога на недвижимость, которые в первую очередь связаны с отнесением плательщиков к той или иной социально уязвимой категории населения. Конечно же, льготы имеют граждане, которые относятся к членам многодетной семьи, то есть на воспитании у них находятся три и более несовершеннолетних ребенка.
Льготы есть и у пенсионеров по возрасту либо граждан, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста. «Данная категория граждан не уплачивает налог на недвижимость в отношении одной квартиры, одного жилого дома, всех садовых домиков, всех дач, всех гаражей и всех машиномест. В случае, если пенсионеру по возрасту принадлежат две квартиры либо же два дома, то от налога освобождается один дом либо же одна квартира, стоимость которой больше. То есть наиболее дорогой объект налогообложения льготируется, а за более дешевый необходимо будет произвести уплату», – уточнил заместитель начальника управления.
То же самое касается и граждан, которые имеют инвалидность I и II группы, признаны недееспособными, несовершеннолетних детей, военнослужащих срочной и альтернативной службы. «Они имеют в принципе аналогичные льготы, как и пенсионер по возрасту», – добавил Денис Терешков.
Кроме того, от налога на недвижимость также освобождается имущество, которое расположено в сельской местности, у граждан, которые проживают и работают на селе в организациях сельхозпроизводства, социального обслуживания, образования, медицинских организациях. Данные граждане не уплачивают налог на недвижимость в отношении имущества на селе, к которому относятся квартиры, дома, гаражи, машиноместа, дачи, садовые домики.
Кроме этого, налоговым законодательством также предусмотрено освобождение от налога на недвижимость в отношении объектов, которые признаны историко-культурной ценностью.
Земельный налог
Данный вид налога уплачивается гражданами в отношении всех земельных участков, которые принадлежат им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования, получены ими по наследству, а также самовольно занятых участков. «В принципе, налоговые льготы по земельному налогу очень схожи с льготами по налогу на недвижимость. Они также предоставляются в зависимости от отнесения граждан к той или иной наиболее социально незащищенной категории населения. В первую очередь у нас идут многодетные семьи. Они освобождаются от уплаты земельного налога в отношении всех земельных участков, которые предоставлены для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. К ним относятся земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома либо же квартиры в блокированном жилом доме, для огородничества, выпаса животных, сенокошения, для дачного строительства, садоводства, размещения и строительства гаражей. Все эти земельные участки освобождаются от уплаты земельного налога у членов многодетной семьи вне зависимости от количества», – констатировал представитель МНС.
Что касается пенсионеров, а также инвалидов I и II группы, недееспособных, несовершеннолетних, то их права на льготы по уплате земельного налога очень схожи с многодетными. Однако от налога освобождается только один земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома. Все остальные земельные участки освобождаются от уплаты налога вне зависимости от количества.
В случае, если пенсионеру принадлежат два земельных участка для строительства и обслуживания жилого дома, то льгота предоставляется в отношении земельного участка, который для целей налогообложения является наиболее дорогим. То есть сумма налога по которому выше, чем по остальным земельным участкам.
Как правило, налоговые органы самостоятельно предоставляют льготы. «Еще на стадии расчета и предъявления к уплате сумм к нам стекается информация от всех заинтересованных государственных органов о том, какие основания для льгот имеются у граждан. Есть ли у него инвалидность, является ли семья многодетной, получает ли гражданин пенсию по возрасту – и на основании этой информации льготы предоставляются гражданам. Поэтому в случае, если пенсионеру направлено извещение на уплату налога и там указан один жилой дом, значит, у него где-то есть еще один, который уже прольготирован и в извещении не указывается. В извещении упоминается только то имущество, за которое необходимо произвести уплату», – сделал акцент Денис Терешков.
Транспортный налог
Третий вид налога уплачивается в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы за физическим лицом в ГАИ. Льготы по уплате транспортного налога предоставляются физическим лицам не совсем так, как по земельному налогу и налогу на недвижимость, а в виде снижения ставки на 50 % либо же на 25 %.
На 50 % ставка снижается для физических лиц, которые достигли пенсионного возраста либо же имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста, многодетных семей, инвалидов I и II группы. Эти граждане имеют право на льготу при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории. То есть если у пенсионера имеется легковой автомобиль, он зарегистрирован за ним в ГАИ, и есть действительное водительское удостоверение категории В, то льгота будет предоставлена.
Для инвалидов III группы по транспортному налогу предусмотрено снижение ставки на 25 %, опять-таки при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
«Что касается налогообложения прицепов, то льгота предоставляется вне зависимости от категории водительского удостоверения. Главное, чтобы оно было и было действительным», – уточнил представитель МНС.
Как уплачивать налоги?
«По сравнению с прошлым годом порядок уплаты налогов особо не поменялся. Ставки незначительно подросли на 5–7 % по отношению к уровню прошлого года, это связано с тем, что они были проиндексированы на уровень инфляции. Однако по автомобилям повышенного уровня комфортности, включенным в перечень Совета Министров, ставки транспортного налога увеличены в 10 раз», – отметил Денис Терешков.
Ежегодно имущественные налоги уплачиваются на основании извещений налоговых органов, которые не позднее 1 октября вручаются физическим лицам. «Извещения уже должны быть у граждан либо уже на руках, либо в почтовых ящиках, либо в личном кабинете плательщика. Не позднее 17 ноября необходимо произвести уплату имущественных налогов. Самый простой способ уплаты – по QR-коду в извещении, который можно сканировать при помощи камеры телефона. Если такой возможности у вас нет, то можно с извещением прийти в любое банковское отделение либо отделение «Белпочты», – обозначил представитель МНС.
Имущественные налоги с прошлого года в Беларуси уплачиваются единым имущественным платежом. «Это не новый налог, это просто удобный способ уплаты. Если у гражданина несколько объектов, которые расположены в разных районах нашей страны, то раньше ему приходило несколько извещений, в каждом были свои реквизиты на уплату, и ему нужно было произвести определенное количество платежей. А сейчас эти налоги приходят в одном извещении, где они указаны общей суммой и с едиными реквизитами на уплату», – пояснил преимущества заместитель начальника управления.
Чтобы было понятно, за что люди платят налоги, расписан каждый объект налогообложения, за который необходимо произвести уплату. По каждому объекту также имеется подробный расчет, как сумма налога получилась именно такой. Обозначены суммы льгот, которые были применены. Также указаны номера телефонов районных налоговых инспекций и их наименования на случай, если возникнут вопросы по порядку исчисления налогов.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
