Определен лимит объема эмиссии облигаций Банка развития на 2025 год
Определен лимит объема эмиссии облигаций ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на 2025 год. Соответствующее постановление Совета Министров и Национального банка от 29 января 2025 г. № 56/6 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Как указано в документе, лимит объема эмиссии облигаций Банка развития на 2025 год определен в сумме Br3,6 млрд.
Банк развития – специализированный финансовый институт, учредителями которого выступили Совет Министров и Национальный банк. Среди его основных задач – финансирование долгосрочных и капиталоемких инвестпроектов, которые реализуются в рамках госпрограмм и мероприятий, а также оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства через специальные кредитные продукты и др.
По информации БЕЛТА
В 2025 г. объявлен очередной, двадцать седьмой конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (далее – Премия). Он проводится ежегодно в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 1998 г. № 1705.
Премия является авторитетным проектом в республиканском конкурсном движении за качество, который позволяет выделять среди белорусских организаций предприятия-лидеры, выстраивающие стратегию и тактику своего развития на основе качества, и обеспечивает признание их достижений на государственном уровне.
Премия присуждается на конкурсной основе юридическим лицам независимо от форм собственности за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента, а также за эффективное и социально ответственное ведение бизнеса.
Модель Премии включает семь критериев, два из которых составляют группу «Направление», три – группу «Выполнение» и два – «Результаты».
Группа критериев «Направление» раскрывает вопросы определения направления развития организации, постановки целей, формирования организационной культуры и поддержки лидерства.
Группа критериев «Выполнение» касается непосредственно процессов производства продукции или оказания услуги, возможностей по развитию технологий, внедрению инноваций и совершенствованию, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Группа критериев «Результаты» отражает достигнутые организацией показатели в удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей, собственного персонала, внешних заинтересованных сторон и набор ключевых результатов по основной деятельности.
При оценке организация рассматривается с разных сторон, поскольку критерии модели так или иначе охватывают все аспекты ее деятельности и позволяют оценить организацию в целом.
Использование модели Премии позволяет получить основную структуру для системы менеджмента организации, оценить, где организация находится на пути к совершенству, понять ключевые сильные стороны и потенциальные пробелы относительно заявленной стратегии развития и получения долгосрочного успеха.
Премия присуждается организациям с численностью работающих:
до 250 человек;
от 250 до 1500 человек;
свыше 1500 человек;
по пяти направлениям деятельности:
производство непродовольственной продукции бытового назначения;
производство продовольственной и сельскохозяйственной продукции;
производство продукции производственно-технического назначения (кроме вооружения и военной техники);
оказание услуг и выполнение работ;
выполнение работ и оказание услуг в области строительства.
Определение победителей конкурса осуществляется в два этапа: по результатам проверки представленных материалов и путем проведения экспертизы на местах с применением оценки в баллах. Ко второму этапу конкурса (к экспертизе на местах) допускаются организации, набравшие в результате экспертной оценки материалов не менее 250 баллов.
Для подтверждения звания лауреата конкурса организациям необходимо продемонстрировать: улучшение деятельности по сравнению с результатами, достигнутыми при предыдущем участии в конкурсе; участие в аналогичных конкурсах в области качества; меры по пропагандированию достижений в области качества и эффективного менеджмента и распространению передового опыта.
В 2025 г. организации – лауреаты Премии 2022 года имеют право подтвердить звание лауреата.
Решение об определении лауреатов и дипломантов Премии, а также организаций, удостоенных специальных наград конкурса, принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Следует обратить внимание, что с 2025 г. перечень специальных наград («Лидерство», «Совершенство менеджмента», «Социальная ответственность») дополнен новой номинацией «Бережливый подход». Она будет присуждаться за внедрение инструментов бережливого производства, в том числе оптимизацию процессов, снижение отходов или использование ресурсов, снижение числа дефектных изделий и рост удовлетворенности потребителей, повышение квалификации сотрудников и их вовлеченности в процесс постоянных улучшений.
Победители (лауреаты, дипломанты, а также организации, удостоенные специальных наград) награждаются на специальной торжественной церемонии. Лауреатам вручаются диплом и символ Премии, а также предоставляется право использования в течение трех лет изображения эмблемы Премии при маркировке продукции и на ее упаковке, в рекламных целях и документации.
Сведения о победителях конкурса размещаются на сайте Госстандарта, «Качество.бел», а также включаются в ежегодно издаваемый каталог «Лауреаты Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества».
Заявки и материалы для участия в конкурсе на соискание Премии представляются до 1 июля 2025 г. в секретариат Комиссии, находящийся по адресу: г. Минск, ул. Новаторская, 2а, 220053, к. 428; тел. +375 17 269 69 54, +375 17 269 69 64.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
- каменщик;
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
- машинист крана автомобильного;
- машинист крана башенного;
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
- монтажник наружных трубопроводов;
- монтажник строительных конструкций;
- монтажник фасадных систем;
- производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
- каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
- машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
- машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
- монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
- монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
- монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
- кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
- кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20».
Данным постановлением:
- требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, преобразовано в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
- требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменено требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности, что в целом соответствует подходу в отношении эмитентов облигаций.
- в целях повышения конкурентоспособности отечественных профучастников, в том числе с учетом формирования общего финансового рынка ЕАЭС, снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – с 15 тыс. базовых величин до 10 тыс. базовых величин;
- конкретизирован перечень случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг при осуществлении ими своих служебных обязанностей;
- установлена возможность отсутствия квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося руководителем структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, при наличии квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося заместителем этого руководителя;
- конкретизирована возможность признания в качестве квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории.
Справочно. Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства»;
19 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 3 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 38».
Данным постановлением:
- расширен перечень действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа (предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи);
- изменен подход к определению условий совмещения профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Таким условием является то, что доля доходов профессионального участника рынка ценных бумаг от осуществления им деятельности, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, не превышает двадцати процентов от общей суммы полученных этим профессиональным участником рынка ценных бумаг за отчетный период доходов;
- в целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке исключено требование создания отдельного структурного подразделения для осуществления деятельности специализированного депозитария в случае осуществления специализированным депозитарием банковской деятельности, а также в случае совмещения деятельности специализированного депозитария с профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
По сообщению официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой представил членам Правления Национального банка нового Председателя Романа Головченко, который ранее занимал пост Премьер-министра Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«У вас профессиональная команда. Думаю, что Национальный банк способен выполнить все задачи, которые обозначил Президент. Назову их тезисно. Это в первую очередь важнейшие функции Национального банка совместно с Правительством – содействовать экономическому росту, обеспечивать ценовую стабильность, те параметры инфляции, которые утверждены нашими программными документами. Второе важное направление – это работа и государственных, и частных банков на экономику нашей страны. Инвестиции объявлены одним из безусловных драйверов экономического роста в этом году. Импортозамещающие, экспортно ориентированные проекты нуждаются в финансировании, в этой работе должны участвовать все наши банки, в том числе и за счет прибыли. Национальный банк хорошо развивает эту систему поддержки инвестиционной активности в Беларуси», – сказал Дмитрий Крутой.
Он также затронул тему реинвестирования прибыли, дивидендов иностранными и совместными компаниями с частным капиталом, которые работают на внутреннем рынке. «Понятно, что это очень тонкая тема, связанная с инвестиционным климатом страны, комфортными условиями для инвесторов. Конечно, мы должны предлагать все самое лучшее, но при этом делать так, чтобы инвесторы оставляли свои дивиденды, прибыли, капиталы у нас в стране. Реинвестирование – это одна из ключевых тонких тем, которыми Национальный банк будет в ближайшее время заниматься», – отметил Глава Администрации Президента.
Еще одна важная задача – содействие экспортерам. «Это в том числе новые трансграничные схемы финансирования и поддержки экспорта. Национальный банк проявил скорость и оперативность, оказал содействие в переориентации экспортных потоков на рынки дружественных стран. Думаю, нашим экспортерам в ближайшее время будет работать еще удобнее», – добавил Дмитрий Крутой.
Следующая важная тема – цифровые технологии. «Национальный банк является регулятором по многим важным направлениям, участвует в разработке и продвижении законодательства по крипторегулированию. Разные страны с разных стартовых площадок начали активно внедрять эти инструменты. Мы давно занимаемся подобной тематикой. Мне бы хотелось, с учетом опыта и компетенций Национального банка, чтобы он здесь играл ведущую роль. Токены, цифровой рубль – во всем, что касается новых технологий в банковской сфере, наш Национальный банк не отстает ни от кого в мире. Что-то мы уже внедрили, что-то еще в работе. Цифровая повестка – очень серьезный участок работы», – подчеркнул Глава Администрации Президента.
Особый акцент он сделал на финансовой грамотности населения. «Может быть, чуть более медийно, чуть более активно нужно действовать. Проблема финансового мошенничества, безусловно, обострилась в последние годы. Она очень сильно волнует наших людей. Банки и Нацбанк как регулятор в этом сегменте могли бы сделать больше. Прошу вас обратить на это внимание», – сказал он.
Дмитрий Крутой также выразил благодарность Павлу Каллауру, который 10 лет возглавлял Национальный банк. За этот период банковской и финансовой системе пришлось столкнуться со множеством вызовов, с санкционным давлением, но управленческие решения позволяли стабилизировать ситуацию, подчеркнул он. «Так что, Павел Владимирович, вы оставляете очень хорошее наследство», – добавил Глава Администрации Президента.
«Благодарен Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко за то высокое доверие, которое было мне оказано в непростые времена. Команда Нацбанка не дрогнула, профессионально и спокойно делала свою работу», – отметил Павел Каллаур.
По информации БЕЛТА