С 22 марта 2025 г. изменяется порядок проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации
Изменения установлены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2024 г. № 969 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791 и от 24 сентября 2021 г. № 548».
Нововведения обусловлены, в первую очередь, приведением Положения о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 791, в соответствие с нормами Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Основные изменения касаются порядка предоставления документов для проведения государственной строительной экспертизы (далее – госстройэкспертизы) в связи с отменой с 22 марта 2025 г. административной процедуры по получению заключения государственной экспертизы по градостроительной, проектной документации.
Они исключат избыточные административные барьеры и позволят снизить нагрузку на деятельность субъектов хозяйствования за счет возможности использования более оптимальных подходов, учитывающих особенности и многообразие объектов строительства.
С подробной информацией о нововведениях и их применении заявители госстройэкспертизы могут ознакомиться на интернет-портале органов государственной строительной экспертизы
gse.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Объявлен конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества в 2025 году
В 2025 г. объявлен очередной, двадцать седьмой конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (далее – Премия). Он проводится ежегодно в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 1998 г. № 1705.
Премия является авторитетным проектом в республиканском конкурсном движении за качество, который позволяет выделять среди белорусских организаций предприятия-лидеры, выстраивающие стратегию и тактику своего развития на основе качества, и обеспечивает признание их достижений на государственном уровне.
Премия присуждается на конкурсной основе юридическим лицам независимо от форм собственности за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента, а также за эффективное и социально ответственное ведение бизнеса.
Модель Премии включает семь критериев, два из которых составляют группу «Направление», три – группу «Выполнение» и два – «Результаты».
Группа критериев «Направление» раскрывает вопросы определения направления развития организации, постановки целей, формирования организационной культуры и поддержки лидерства.
Группа критериев «Выполнение» касается непосредственно процессов производства продукции или оказания услуги, возможностей по развитию технологий, внедрению инноваций и совершенствованию, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Группа критериев «Результаты» отражает достигнутые организацией показатели в удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей, собственного персонала, внешних заинтересованных сторон и набор ключевых результатов по основной деятельности.
При оценке организация рассматривается с разных сторон, поскольку критерии модели так или иначе охватывают все аспекты ее деятельности и позволяют оценить организацию в целом.
Использование модели Премии позволяет получить основную структуру для системы менеджмента организации, оценить, где организация находится на пути к совершенству, понять ключевые сильные стороны и потенциальные пробелы относительно заявленной стратегии развития и получения долгосрочного успеха.
Премия присуждается организациям с численностью работающих:
до 250 человек;
от 250 до 1500 человек;
свыше 1500 человек;
по пяти направлениям деятельности:
производство непродовольственной продукции бытового назначения;
производство продовольственной и сельскохозяйственной продукции;
производство продукции производственно-технического назначения (кроме вооружения и военной техники);
оказание услуг и выполнение работ;
выполнение работ и оказание услуг в области строительства.
Определение победителей конкурса осуществляется в два этапа: по результатам проверки представленных материалов и путем проведения экспертизы на местах с применением оценки в баллах. Ко второму этапу конкурса (к экспертизе на местах) допускаются организации, набравшие в результате экспертной оценки материалов не менее 250 баллов.
Для подтверждения звания лауреата конкурса организациям необходимо продемонстрировать: улучшение деятельности по сравнению с результатами, достигнутыми при предыдущем участии в конкурсе; участие в аналогичных конкурсах в области качества; меры по пропагандированию достижений в области качества и эффективного менеджмента и распространению передового опыта.
В 2025 г. организации – лауреаты Премии 2022 года имеют право подтвердить звание лауреата.
Решение об определении лауреатов и дипломантов Премии, а также организаций, удостоенных специальных наград конкурса, принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Следует обратить внимание, что с 2025 г. перечень специальных наград («Лидерство», «Совершенство менеджмента», «Социальная ответственность») дополнен новой номинацией «Бережливый подход». Она будет присуждаться за внедрение инструментов бережливого производства, в том числе оптимизацию процессов, снижение отходов или использование ресурсов, снижение числа дефектных изделий и рост удовлетворенности потребителей, повышение квалификации сотрудников и их вовлеченности в процесс постоянных улучшений.
Победители (лауреаты, дипломанты, а также организации, удостоенные специальных наград) награждаются на специальной торжественной церемонии. Лауреатам вручаются диплом и символ Премии, а также предоставляется право использования в течение трех лет изображения эмблемы Премии при маркировке продукции и на ее упаковке, в рекламных целях и документации.
Сведения о победителях конкурса размещаются на сайте Госстандарта, «Качество.бел», а также включаются в ежегодно издаваемый каталог «Лауреаты Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества».
Заявки и материалы для участия в конкурсе на соискание Премии представляются до 1 июля 2025 г. в секретариат Комиссии, находящийся по адресу: г. Минск, ул. Новаторская, 2а, 220053, к. 428; тел. +375 17 269 69 54, +375 17 269 69 64.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации техрегулирования
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). «Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования», – подчеркнула Елена Моргунова.
Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. «Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок», – отметила Председатель Госстандарта.
Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое – когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе – если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).
По информации
БЕЛТА
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА
Единые требования к продукции. В ЕАЭС разрабатывают 10 новых техрегламентов
В ЕАЭС разрабатывают 10 новых технических регламентов. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«Постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции. Для конкурентоспособности производителей Союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Это касается как разработки новых технических регламентов, так и пересмотра уже действующих», – сказала Елена Моргунова.
По ее словам, сегодня в ЕАЭС введены обязательные требования не ко всей продукции, а примерно к 88 %. «Необходимо двигаться дальше. На данный момент в работе 10 новых технических регламентов – по безопасности никотинсодержащих изделий, кормов, материалов, контактирующих с пищевой продукцией и др. Также вносятся изменения в техрегламенты, в частности, Беларусь разрабатывает восемь таких проектов. Проводятся работы по проверке научно-технического уровня уже действующих регламентов, по итогам которой определяется необходимость дальнейшей их актуализации. На различных стадиях разработки и принятия сейчас, например, находятся изменения в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», а также в регламенты на отдельные виды продукции и маркировку, упаковку, машины и оборудование, смазочные масла. Это рутинная работа, она идет постоянно. Будут обновляться и разрабатываться новые технические регламенты и стандарты на ту продукцию, которая востребована и необходима в ЕАЭС», – поделилась планами Председатель Госстандарта.
По информации
БЕЛТА