28.01.2025
В ЕАЭС создаются условия для гармонизированного регулирования деятельности на рынке ценных бумаг
27 января Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила проект рекомендации Совета ЕЭК «О согласованных предложениях по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в части основных понятий и определений, используемых в сфере регулирования рынка ценных бумаг, и установления требований к рыночным посредникам (брокерам) на рынке ценных бумаг».
Рекомендация и согласованные предложения разработаны в соответствии с Договором о ЕАЭС, приложением № 17 к Договору (Протокол по финансовым услугам), Концепцией формирования общего финансового рынка, Соглашением о гармонизации законодательства и планом мероприятий по гармонизации законодательства государств Союза в сфере финансового рынка.
Документ содержит рекомендации государствам Союза при совершенствовании национального законодательства в сфере регулирования рынка ценных бумаг и разработке международных договоров учитывать согласованные предложения по гармонизации основных понятий и определений законодательства, установления требований к брокерам на рынке ценных бумаг.
Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов отметил, что согласованные предложения по гармонизации подготовлены по итогам сравнительно-правового анализа законодательства, действующего в государствах ЕАЭС.
«Это важный шаг к созданию единого финансового пространства, которое обеспечит прозрачность и взаимную доверительность на нашем рынке», – подчеркнул Бахыт Султанов.
В согласованных предложениях по гармонизации законодательства сформулированы рекомендуемые подходы к регулированию требований к брокерам на рынке ценных бумаг в части финансовых показателей, систем управления рисками, внутреннего контроля, организационной структуры брокера, взаимодействия с клиентами и регулятором, а также отчетности и раскрытия информации.
Одобренные Коллегией рекомендации и согласованные предложения по гармонизации законодательства будут представлены на рассмотрение Совета Комиссии для утверждения.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС
Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«В своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси определил одним из важнейших вопросов создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС», – сказала Алеся Абраменко.
Она подчеркнула, что промышленность практически во всех странах союза является локомотивом экономического развития. В 2023 году в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года были внесены изменения, нацеленные на стимулирование промышленной кооперации. Согласно новым положениям договора Евразийская экономическая комиссия наделяется полномочиями по компенсации из бюджета ЕАЭС части процентной ставки (в размере ставки рефинансирования центральных банков) по кредиту, полученному субъектом хозяйствования для реализации кооперационного проекта в промышленности. Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказания финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры.
В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» (Россия) по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd (Казахстан). В обоих проектах участвуют белорусские производители.
По информации
БЕЛТА
Готовится соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС. Что нового ждет продавцов и покупателей
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации техрегулирования
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). «Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования», – подчеркнула Елена Моргунова.
Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. «Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок», – отметила Председатель Госстандарта.
Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое – когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе – если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).
По информации
БЕЛТА
Единые требования к продукции. В ЕАЭС разрабатывают 10 новых техрегламентов
В ЕАЭС разрабатывают 10 новых технических регламентов. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«Постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции. Для конкурентоспособности производителей Союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Это касается как разработки новых технических регламентов, так и пересмотра уже действующих», – сказала Елена Моргунова.
По ее словам, сегодня в ЕАЭС введены обязательные требования не ко всей продукции, а примерно к 88 %. «Необходимо двигаться дальше. На данный момент в работе 10 новых технических регламентов – по безопасности никотинсодержащих изделий, кормов, материалов, контактирующих с пищевой продукцией и др. Также вносятся изменения в техрегламенты, в частности, Беларусь разрабатывает восемь таких проектов. Проводятся работы по проверке научно-технического уровня уже действующих регламентов, по итогам которой определяется необходимость дальнейшей их актуализации. На различных стадиях разработки и принятия сейчас, например, находятся изменения в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», а также в регламенты на отдельные виды продукции и маркировку, упаковку, машины и оборудование, смазочные масла. Это рутинная работа, она идет постоянно. Будут обновляться и разрабатываться новые технические регламенты и стандарты на ту продукцию, которая востребована и необходима в ЕАЭС», – поделилась планами Председатель Госстандарта.
По информации
БЕЛТА
Скорректированы постановления Минфина по вопросам рынка ценных бумаг
9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20».
Данным постановлением:
-
требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, преобразовано в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
-
требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменено требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности, что в целом соответствует подходу в отношении эмитентов облигаций.
Справочно. Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства»;
-
в целях повышения конкурентоспособности отечественных профучастников, в том числе с учетом формирования общего финансового рынка ЕАЭС, снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – с 15 тыс. базовых величин до 10 тыс. базовых величин;
-
конкретизирован перечень случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг при осуществлении ими своих служебных обязанностей;
-
установлена возможность отсутствия квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося руководителем структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, при наличии квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося заместителем этого руководителя;
-
конкретизирована возможность признания в качестве квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории.
19 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 3 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 38».
Данным постановлением:
-
расширен перечень действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа (предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи);
-
изменен подход к определению условий совмещения профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Таким условием является то, что доля доходов профессионального участника рынка ценных бумаг от осуществления им деятельности, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, не превышает двадцати процентов от общей суммы полученных этим профессиональным участником рынка ценных бумаг за отчетный период доходов;
-
в целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке исключено требование создания отдельного структурного подразделения для осуществления деятельности специализированного депозитария в случае осуществления специализированным депозитарием банковской деятельности, а также в случае совмещения деятельности специализированного депозитария с профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
По сообщению
официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь