Владимир Перцов: на выборах белорусы показали сплоченность и единство
На выборах белорусы показали сплоченность и единство общества. Об этом в эфире телеканала ОНТ заявил Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов, сообщает БЕЛТА.
«Когда заявление Европарламента о выборах в Беларуси появляется до начала самих выборов, даже самые ярые адепты европейских структур, люди, которые всецело внимают каждому слову, выходящему из любой европейской структуры, улыбнулись и поняли, что это противоречит всякой логике. То, что происходило на досрочном голосовании и сегодня, в основной день, доказывает очевидное. Мы показали в первую очередь самим себе сплоченность и единство нашего общества, показали, кто есть белорусский народ. Это те, кто проходит и голосует, делает это цивилизованно, мирно, как отмечают наблюдатели и разумные журналисты. Те, кто голосует за мирное будущее своей страны, а не горстка оголтелых людей, которая по команде из европейских структур выходит на улицы и творит беспредел», – сказал Владимир Перцов.
Он заявил, что это видно каждому, кто хочет это увидеть, будь то 1,5 тыс. международных наблюдателей или более 300 международных журналистов. «Но многие скованы и не суверенны в своих решениях и репортажах. Они приезжают сюда уже с редакционным заданием. И даже когда они видят очевидное, они все равно произносят в свои микрофоны или на телекамеры тот текст, который им заготовила их редакция. При этом у них в голове все взрывается от того, что многие из них первый раз приезжают в нашу страну, начитавшись новостей в иностранном интернете, что у нас здесь якобы по улицам медведи ходят, ездят бронетранспортеры. Потом они делятся своими эмоциями в кулуарах со своими коллегами и нашими журналистами. Они говорят, что у нас чистые улицы, низкие цены, люди открыты, улыбаются, приходят на участки с детьми, свободно раздают интервью, а их заставляют ерунду, которую им написали, озвучивать на камеры. Мне кажется, что туристы, блогеры и сами журналисты, вернувшись назад, переломят это сознание, эту заказуху, тенденциозность, которая, в первую очередь, мешает им», – подчеркнул Заместитель Главы Администрации Президента.
При этом Владимир Перцов отметил, что Беларусь эти нападки переживет. «Более того, мы в ЕС никогда не подавали заявок на вступление, а они про нас пишут какие-то заключения. Мы в ЕС не состоим и туда не стремимся. Мы просто соседи и хотим дружить. Мы об этом много раз заявляли и, в первую очередь, об этом говорил и говорит Президент. В том числе, на сегодняшней пресс-конференции. Ну зачем вы так поступаете с теми, кто был вам полезен, с теми, с кем было выгодно торговать и дружить? Теперь ваши страны сползают в рецессию и бедность. Вот к чему это приводит», – резюмировал Владимир Перцов.
По информации БЕЛТА
На едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» размещены новые электронные услуги, владельцем которых является Республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр», сообщили БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ).
Так, доступны услуги 3.62.03 «Предоставление сведений о техосмотре транспортного средства без данных о владельце, собственнике, плательщике» и 3.62.04 «Предоставление сведений о техосмотре транспортного средства с данными о владельце, собственнике, плательщике».
Электронная услуга ОАИС оказывается на основе информации автоматизированной информационной системы «Белтехосмотр».
Потребителями электронных услуг являются государственные органы и юридические лица, которым предоставлено право получения такой информации законодательными актами.
По информации БЕЛТА
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации БЕЛТА
Как развитие системы международного наблюдения за выборами влияет на развитие правовой культуры общества, рассказал первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой БЕЛТА)
«Правовая культура общества играет весьма значимую, если не определяющую роль в проведении честных и справедливых выборов. Не затрагивая все факторы, влияющие на уровень правовой культуры избирателей, сосредоточу внимание на тех, которые напрямую воздействуют на безусловное принятие обществом результатов выборов, что в конечном итоге способствует стабильности политической системы и государства в целом. В этом плане одним из важных факторов формирования правовой культуры избирателей является соблюдение принципа открытого и гласного характера выборов. Он подразумевает всестороннее информирование граждан обо всех составляющих избирательного процесса, включая деятельность организаторов выборов, сведения о кандидатах, возможность ознакомления с их программами и так далее, вплоть до порядка голосования и подведения итогов выборов. Предоставление такой информации позволяет избирателям всесторонне оценить ход электоральной кампании и сделать осознанный вывод о справедливости состоявшихся выборов», – рассказал он.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ добавил, что еще одним подтверждением честности выборов является общественное и международное наблюдение за их проведением. «Независимая оценка избирательной кампании, которую дают международные наблюдатели, воспринимается избирателями как вердикт, подтверждающий соблюдение закона на всех этапах электорального процесса», – сказал Игорь Петришенко.
Он напомнил, что Совет глав государств 1 июня 2001 г. по инициативе Александра Лукашенко принял решение о направлении наблюдателей от СНГ на выборы Президента Республики Беларусь. «Это был первый опыт работы миссии, который показал, что созданный Институт Наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить профессиональный мониторинг избирательного процесса, непредвзято и максимально объективно оценивать результаты выборов. Президенты стран Содружества, оценив важность и своевременность этой работы, признали необходимость продолжить направление наблюдателей от СНГ на выборы. На сегодняшний день в странах СНГ была организована работа 131 миссии наблюдения, в которой приняли участие более 23,5 тыс. человек. А сам процесс наблюдения за подготовкой и проведением выборов стал одним из наиболее востребованных элементов сотрудничества государств – участников СНГ», – рассказал первый заместитель Генсекретаря.
Для объективного проведения мониторинга выборов в Содружестве создана прочная правовая база. «Наличие столь всеобъемлющей нормативной базы позволяет на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг выборов и, самое главное, сделать объективное заключение о результатах наблюдения», – сказал Игорь Петришенко.
В современных условиях, когда наблюдение за выборами и оценка их итогов зачастую становятся инструментами политического давления на конкретные страны, особенно важно проведение честных миссий от СНГ. «Это позволяет выступать в единой позиции при оценке проведения избирательных кампаний у государств – участников СНГ и противодействовать попыткам предвзятого отношения со стороны иных наблюдателей», – добавил Игорь Петришенко.
Большую роль в развитии электоральных процессов на пространстве сотрудничества играет образованный в октябре 2022 года Консультативный совет руководителей избирательных органов. «Это особенно актуально сегодня, когда во многом меняется сама процедура выборов. Цифровизация и интернет-технологии, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности общества, не обошли стороной и выборную сферу. Вместе с тем, внедряя новые технологии, необходимо укреплять правовую культуру, социальную ответственность избирателей и принимать меры, направленные на обеспечение максимального доверия к результатам голосования со стороны гражданского общества. Здесь большое значение имеет практика проведения круглых столов, семинаров», – отметил первый заместитель Генсекретаря.
Международный электоральный форум проходит в Беларуси уже во второй раз. В этом году пройдет Международная научно-практическая конференция «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса». Для участия в конференции приглашены представители избирательных органов ближнего и дальнего зарубежья, представители международных организаций, депутатского корпуса, научной и педагогической общественности, ученые и эксперты.
По информации БЕЛТА
Семь важных аспектов деятельности для обеспечения электорального суверенитета назвал Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко на открытии пленарного заседания международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой,– БЕЛТА)
Тематика конференции, как и мероприятий форума в целом, обусловлена поиском ответов на современные вызовы и проблемы в области обеспечения электорального суверенитета. Здесь председатель ЦИК выделил несколько важных аспектов деятельности.
Говоря о первом аспекте – устойчивом социально-экономическом развитии государства, Игорь Карпенко отметил, что в условиях жесткой борьбы за рынки сбыта и доступ к ресурсам смогут выстоять те государства, экономическая модель которых будет устойчивой к современным вызовам. При этом устойчивость – такое состояние системы, при котором возможно противостояние не только агрессивным воздействиям внешней среды, но и внутренним неблагоприятным факторам развития.
«К сожалению, экономические проблемы, создаваемые всевозможными санкциями и торговыми войнами, оказывают воздействие в том числе на электоральный суверенитет, используются в качестве механизма достижения геополитических целей отдельными государствами. Значит, в основе укрепления государственного суверенитета, поддержания стабильности в обществе, обеспечения безопасности и общественного согласия лежит сильная экономика и сильная социальная политика, направленная на повышение благосостояния народа», – сказал Председатель ЦИК.
Второй аспект – реализация государственной молодежной политики, которая нацелена на передачу опыта предыдущих поколений, создание условий для самореализации и раскрытия потенциала молодежи в интересах общества и государства. «Крайне важно показывать молодым людям значимость их участия в управлении государством, объяснять, с какой целью проводятся выборы и почему каждый гражданин должен реализовывать свои избирательные права, – уверен глава ЦИК. – Преодоление абсентеистских взглядов среди молодежи, проявлений нигилизма требуют разработки комплексных мер, направленных на формирование позитивного мировоззрения молодежи и ее активного гражданского участия».
По словам Игоря Карпенко, не случайно в программе электорального форума и конференции красной нитью проходит молодежная тематика. Дискуссии, встречи, диалоговые площадки, клубы молодых избирателей, деятельность молодежных общественных объединений и формирований – все это направлено на развитие методов работы в молодежной среде, в основе которых заложен принцип «равный обучает равного».
Третий аспект – информационные технологии. Так, при подготовке и проведении выборов значительную роль играют информационные стратегии. Создание эффективных каналов коммуникации и улучшение медийной грамотности населения позволит формировать осознанное общественно-политическое мнение, способность населения критически относиться к внешним информационным воздействиям.
Председатель ЦИК указал, что современные информационные технологии достигли такого уровня, что по заданным человеком критериям автоматические системы способны генерировать и размещать в сети не только текст, но и аудиовизуальные материалы, неотличимые от реальных. При этом скорость такого распространения делает практически невозможным борьбу с фейками традиционными средствами. Не случайно Президент Беларуси неоднократно высказывал обеспокоенность по поводу перспектив неконтролируемого использования возможностей искусственного интеллекта.
Мировые державы синхронно пересмотрели стратегии развития искусственного интеллекта. Россия, Китай, США и Европа сходятся во мнении, что искусственный интеллект в ближайшем будущем станет базовой технологией, определяющей положение государства на мировой арене. «Поэтому промедление в этой гонке недопустимо как в целом, так и в электоральной сфере в частности. В этой связи изучение ИИ и внедрение информационных технологий в контексте обеспечения электорального суверенитета видится актуальной задачей для организаторов выборов», – считает Игорь Карпенко.
Продолжая тему, в качестве четвертого аспекта Председатель ЦИК назвал консолидацию политических партий и общественных объединений. В этой связи, полагает он, конструктивное общественное движение может и должно участвовать в распространении знаний об избирательной системе и основных этапах избирательного процесса. Такое сотрудничество с организаторами выборов позволит разрабатывать совместные образовательные программы, реализовывать социально значимые проекты и мероприятия, которые помогут людям осознать значимость их участия в выборах.
«Таким образом, объединение практического опыта и знаний, ресурсов и усилий при эффективной координации действий приведет участников общественного движения к усилению своего политического влияния, повышению электоральной культуры населения. А значит, поспособствует укреплению электорального суверенитета», – сказал Игорь Карпенко.
Кроме того, важнейшими аспектами являются обучение и подготовка субъектов избирательного процесса, активизация экспертного сообщества, международное сотрудничество, добавил Председатель ЦИК.
По информации БЕЛТА
30 сентября 2025 г. состоялось заседание коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь, на котором были обсуждены вопросы координации Министерством юстиции деятельности государственных органов и служб «одно окно», касающейся осуществления административных процедур.
В приветственном слове Евгений Коваленко отметил, что работа с населением является одним из ключевых направлений в нашей республике, соответствующим заданному Президентом курсу на построение «государства для народа».
В рамках работы по совершенствованию сферы административных процедур Министерством юстиции совместно с заинтересованными подготовлены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования в сфере жизнедеятельности населения» предусматривает корректировку 265 административных процедур, осуществляемых в отношении граждан: дополнение 5 новыми административными процедурами, исключение 20 административных процедур, а также внесение изменений в сроки и порядок предоставления документов по 240 административным процедурам.
Так, например, исключаются административные процедуры по выдаче справок для перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, о необеспеченности ребенка в текущем году путевкой в лагерь, о пребывании воспитанника в воинской части, выдаче в связи с изменением половой принадлежности документа об образовании (обучении).
Исключение административных процедур обусловлено возможностью самостоятельного запроса уполномоченным органом необходимых документов, а также их невостребованностью.
При этом, исходя из практической деятельности государственных органов и организаций, есть необходимость в закреплении новых административных процедур. К примеру, принятие решения о даче согласия на отчуждение жилого помещения, принадлежащего лицу, обязанному возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в интересах (в пользу) его ребенка, выдача медицинского свидетельства о годности к работе на морских судах, судах внутреннего плавания, получение доступа к генетическим ресурсам.
Кроме того, оптимизация административных процедур направлена на сокращение перечня документов и (или) сведений, представляемых гражданином при обращении за административной процедурой. Возможности использования государственных информационных систем и ресурсов сегодня позволяют уполномоченным органам самостоятельно запрашивать необходимую информацию.
По ряду административных процедур сокращены сроки их осуществления (например, принятие решений о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого, о включении в состав организации застройщиков, выдача справок об удержании алиментов и их размере, о смерти военнослужащего либо о получении им инвалидности в период прохождения военной службы, выдача (обмен) национального удостоверения личности моряка и др.).
В целях обеспечения комфортных условий для граждан и субъектов хозяйствования при реализации их прав и законных интересов Министерством юстиции на постоянной основе осуществляется общая координация деятельности службы «одно окно».
В настоящее время в стране функционируют 158 служб «одно окно», расположенных в рамках каждого районного и городского исполнительных комитетов.
Законодательство предусматривает порядка 1600 административных процедур, из которых по 245 уполномоченным органом является местный исполнительный и распорядительный орган. Через службы «одно окно» можно подать документы по 214 административным процедурам, из них 143 – для граждан и 71 – для субъектов хозяйствования.
Наиболее популярными среди населения являются процедуры, связанные с жилищными правоотношениями, трудовой сферой, социальной защитой, а также в сфере архитектуры и строительства.
Министерством юстиции в текущем году изучена деятельность 24 служб «одно окно», в том числе с применением таких форматов, как «тайный посетитель» и «тайный звонок». Особое внимание уделялось службам, расположенным в отдаленных регионах, например, Браславский, Кричевский, Кобринский и Добрушский районы.
В целом организация деятельности служб «одно окно» соответствует требованиям законодательства. Вместе с тем сохраняются и проблемные аспекты, такие как направление посетителя в уполномоченный орган для получения консультации, истребование документов, не предусмотренных законодательством. В ряде служб «одно окно» выявлено ненадлежащее информирование заинтересованных лиц (на информационных стендах и официальных интернет-сайтах размещается неполная и (или) неактуальная информация).
Все выявляемые недостатки доводятся до сведения местных исполнительных и распорядительных органов в целях их устранения.
Министр напомнил, что текущий год положил начало пятилетки качества в нашей стране, одним из стратегических направлений которой является дальнейшее повышение качества жизни людей. «Целью нашей работы должно быть создание таких условий, чтобы, придя в службу «одно окно», человек чувствовал себя одинаково комфортно, будь то в городе Минске или в самом отдаленном районном центре. И здесь важно все: от времени ожидания в очереди, доступности необходимой информации и грамотности специалистов службы, до экстерриториального принципа осуществления административных процедур», – подытожил Евгений Коваленко.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
(фото – официальный портал Министерства юстиции)
