24.01.2025
Как в Беларуси реализуются программные документы в области охраны окружающей среды
Экологическое благополучие – неотъемлемый элемент устойчивого развития страны и обеспечения высоких жизненных стандартов ее населения. Неизменным приоритетом государственной политики является снижение негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, максимально возможное сохранение экологических систем и биологического разнообразия, рациональное использование природных богатств, энерго- и ресурсосбережение. В последнее время все большую актуальность также приобретают вопросы адаптации к изменению климата, обеспечения биологической, химической, водной безопасности.
Для решения указанных задач в стране выстроена комплексная система государственного управления, в основу которой положены программные и стратегические документы, определяющие в качестве приоритета государственной политики предотвращение экологических рисков и повсеместное внедрение принципов зеленой экономики. Так, например, у нас приняты Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (кстати, уже второй по счету), Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года. В мае 2024-го была утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года.
Наша республика стала одной из первых стран СНГ, где был законодательно закреплен принцип расширенной ответственности производителей. Это произошло в 2012 году. Прогрессивные нормы законодательства у нас также установлены по таким вопросам, как экоупаковка, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, энергосбережение, и ряду других.
О высокой эффективности проводимой в стране экологической политики ярко свидетельствуют достигнутые результаты. Так, объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2023-м сократился более чем в 3,7 раза по сравнению с уровнем 2015 года. За последнее десятилетие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на душу населения сократились в 1,9 раза, восстановлен водный режим на 60 тысячах гектаров нарушенных и неэффективно осушенных болот.
Положительные тенденции также наблюдаются в сфере ресурсоэффективности. Энергоемкость ВВП за 2010–2022 годы уменьшилась с 423,8 килограмма условного топлива / миллиона рублей (ВВП в ценах 2005-го) до 367 килограммов условного топлива. Уровень использования твердых коммунальных отходов в 2015–2023 годах вырос с 15,6 до 35,5 процента, потери воды при транспортировке сократились на 42 процента.
Подготовленная в стране Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, которая формирует фундамент всей системы государственного планирования на средне- и краткосрочную перспективу, свидетельствует о том, что вопросы экологической безопасности и ресурсной эффективности сохраняют свою актуальность и значимость для общества и государства. Принцип проактивных (предупреждающих) действий по-прежнему лежит в основе всей государственной экологической политики.
Приоритетные задачи для государства – формирование экологической культуры населения, переход к рациональным моделям производства и потребления, внедрение зеленых технологий, цифровизация в сфере экологического мониторинга и управления, образование и подготовка кадров и др.
Александр Шушкевич, заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, «
Рэспубліка», 24 января 2025 г.
На Pravo.by размещена тематическая инфографика «Охрана окружающей среды – дело каждого гражданина», из которой можно получить доступ к основным актам законодательства по теме
Вступил в силу Закон об обращении с генетическими ресурсами
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации
БЕЛТА
Зоны покоя и особо охраняемые территории: как в Беларуси защищают редкие виды животных и растений
Каждый год 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы, который напоминает, как важно охранять природу и заботиться о ее богатствах. В нашей стране этим вопросам уделяют пристальное внимание: активно обновляются планы по защите редких животных, создаются охраняемые территории, отслеживается состояние экосистем.
«Финансирование охраны дикой природы: инвестиции в людей и планету» – под таким лозунгом пройдет Всемирный день дикой природы в 2025 году. В рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы в Беларуси выделяются средства на восстановление редких животных. Такие инвестиции важны не только для экологии, но и для благополучия людей.
В 2024-м под охрану передали 499 мест обитания краснокнижных животных и растений. Обновлены планы по охране бурого медведя, рыси и барсука. Число барсуков в Беларуси сегодня составляет 2758 особей, рысей – 1613, а бурых медведей – 913. Рысь и медведь остаются краснокнижными видами, но в случае угрозы безопасности граждан их изъятие в ограниченных количествах возможно. На сегодня утверждено 17 планов по сохранению редких животных и 35 планов по охране дикорастущих растений.
Также у нас действует строгий контроль за международной торговлей редкими видами. В 1994 году страна присоединилась к конвенции СИТЕС – международному соглашению по защите видов фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. Установлены четкий порядок и условия регистрации диких животных, под контроль подпадает не только покупка, но и продукция, полученная от них: пищевые изделия, сувениры, лекарства, музыкальные инструменты.
В охотничьих угодьях также соблюдаются строгие нормы. За последние 10 лет значительно увеличилась численность основных охотничьих видов. Популяция лося возросла в 1,5 раза, оленя благородного – в 3,3 раза, косули – в 1,8 раза. Программа «Белорусский лес» за 2021 – 2023 годы позволила расселить 9 зубров, 1600 оленей, 627 ланей и 11 глухарей. Особое внимание уделяется расселению ланей: если в 2015-м их было 201, то в 2024-м – уже 1759. Это помогает увеличить продуктивность охотничьих угодий и разнообразить фауну. Для более эффективного управления популяциями в Беларуси внедрена система зон покоя в охотничьих угодьях. Эти зоны занимают не менее 5 процентов от общей площади угодий и помогают регулировать охоту в зависимости от погодных условий и численности животных.
Охрана природы в Беларуси охватывает множество направлений. Одно из самых важных – мониторинг состояния популяций животных. Каждый год ученые получают свежие данные о среде обитания, тенденциях численности и факторах, влияющих на популяции. Создана система особо охраняемых природных территорий, которые занимают более 9 процентов общей площади страны и являются домом для 70–80 процентов редких видов.
Особое внимание уделяется оценке воздействия человека на окружающую среду. Вмешательство в экосистемы может нанести вред, и специалисты НПЦ НАН Беларуси разрабатывают решения, которые помогут минимизировать такие воздействия.
Валерия Курневич, «Рэспубліка», 2 марта 2025 г.
Программу по наведению порядка в лесном фонде в Год благоустройства утвердил Минлесхоз
В отрасли утвердили программу по наведению порядка в лесном фонде, благоустройству лесохозяйственных и промышленных объектов, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства лесного хозяйства.
Документ подготовлен в развитие республиканского плана мероприятий по проведению в 2025-м Года благоустройства и включает целый комплекс мероприятий.
В числе разделов отраслевой программы – благоустройство административных зданий и сооружений в лесхозах, наведение порядка в лесном фонде, благоустройство дендропарков, экологических троп и остановочных туристских пунктов, мероприятия по противопожарному обустройству лесов, формирование бережного отношения к лесу у различных слоев населения.
Значительное внимание в отрасли уделят наведению порядка и благоустройству на территории промышленных объектов: ремонтно-механических мастерских, деревообрабатывающих цехах, станциях погрузки и других объектах.
К работе по наведению порядка и благоустройству в отрасли намерены подключить и всех неравнодушных граждан. В рамках традиционных кампаний, проводимых по инициативе Минлесхоза, белорусы смогут помочь лесхозам как в наведении порядке, так и в создании новых лесов.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси вносят изменения в классификацию отходов
Подготовлена первая редакция проекта «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», сообщили
БЕЛТА в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Текст документа размещен на сайте ведомства и разработан республиканским научно-исследовательским унитарным предприятием «Бел НИЦ «Экология». Замечания и предложения по нему можно направить в адрес предприятия до 14 марта.
Общегосударственный классификатор предназначен для использования при обращении с отходами для их идентификации в случаях, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Он устанавливает коды, наименования, степень опасности и класс опасности отходов.
ОКО РБ используется при решении таких задач, как проведение инвентаризации отходов производства, разработка инструкций по обращению с ними, выдача разрешений на их хранение и захоронение, ведение учета отходов, составление государственной статистической отчетности в области обращения с отходами.
Объектом классификации являются отходы, образующиеся в процессе экономической деятельности, жизнедеятельности человека, обращение с которыми осуществляют юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели.ля классификации принят иерархический метод с делением на блоки, разделы, группы, подгруппы, виды отходов.
По информации
БЕЛТА
В Минприроды рассказали об инициативах Беларуси по введению в ЕАЭС новых требований к упаковке
Какие новые требования к упаковке предлагается ввести в ЕАЭС, рассказала на пресс-конференции «Экологическая безопасность: новые решения для борьбы с загрязнением пластиком» начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Ольга Сазонова назвала техническое регулирование сферы обращения с отходами одним из важных направлений работы. Разработано более 40 государственных стандартов по установлению требований к экологически безопасной, в том числе биоразлагаемой, упаковке и методам ее испытания.
«Часто под понятием «биоразлагаемый» может скрываться традиционный полимер с добавками, которые позволяют всего лишь сократить срок разложения отходов. А конечным продуктом является микропластик, который также загрязняет окружающую среду, – пояснила Ольга Сазонова. – В 2024 году начата работа по разработке межгосударственных стандартов в области установления требований к экологически безопасной упаковке, включая определение способности биоразложения пластмассовых материалов и бумажной упаковки».
Предусмотрена корректировка техрегламента Таможенного союза «О безопасности упаковки». По инициативе Беларуси в проект изменений включен запрет на использование этикеток из поливинилхлорида на упаковке из полиэтилентерефталата. «Запрет инициирован в связи с тем, что нанесение такой этикетки не позволяет в дальнейшем переработать ПЭТ-бутылку», – добавила специалист.
Проект изменений в техрегламент проходит процедуру внутригосударственного согласования. Также ведется работа (под эгидой ЮНЕП) по подготовке имеющего обязательную юридическую силу проекта международного договора по борьбе с загрязнением окружающей среды, в том числе морской, пластиковым мусором. Кроме того, Республика Беларусь, являясь стороной Базельской конвенции, продвигает на площадке ЕЭК инициативу по введению единой меры нетарифного регулирования в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС отходов пластмасс.
«Планируется, что будет введен разрешительный порядок для ввоза таких отходов», – рассказала Ольга Сазонова.
По информации
БЕЛТА