24.01.2025
Как в Беларуси реализуются программные документы в области охраны окружающей среды
Экологическое благополучие – неотъемлемый элемент устойчивого развития страны и обеспечения высоких жизненных стандартов ее населения. Неизменным приоритетом государственной политики является снижение негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, максимально возможное сохранение экологических систем и биологического разнообразия, рациональное использование природных богатств, энерго- и ресурсосбережение. В последнее время все большую актуальность также приобретают вопросы адаптации к изменению климата, обеспечения биологической, химической, водной безопасности.
Для решения указанных задач в стране выстроена комплексная система государственного управления, в основу которой положены программные и стратегические документы, определяющие в качестве приоритета государственной политики предотвращение экологических рисков и повсеместное внедрение принципов зеленой экономики. Так, например, у нас приняты Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы (кстати, уже второй по счету), Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года. В мае 2024-го была утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года.
Наша республика стала одной из первых стран СНГ, где был законодательно закреплен принцип расширенной ответственности производителей. Это произошло в 2012 году. Прогрессивные нормы законодательства у нас также установлены по таким вопросам, как экоупаковка, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, энергосбережение, и ряду других.
О высокой эффективности проводимой в стране экологической политики ярко свидетельствуют достигнутые результаты. Так, объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2023-м сократился более чем в 3,7 раза по сравнению с уровнем 2015 года. За последнее десятилетие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников на душу населения сократились в 1,9 раза, восстановлен водный режим на 60 тысячах гектаров нарушенных и неэффективно осушенных болот.
Положительные тенденции также наблюдаются в сфере ресурсоэффективности. Энергоемкость ВВП за 2010–2022 годы уменьшилась с 423,8 килограмма условного топлива / миллиона рублей (ВВП в ценах 2005-го) до 367 килограммов условного топлива. Уровень использования твердых коммунальных отходов в 2015–2023 годах вырос с 15,6 до 35,5 процента, потери воды при транспортировке сократились на 42 процента.
Подготовленная в стране Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года, которая формирует фундамент всей системы государственного планирования на средне- и краткосрочную перспективу, свидетельствует о том, что вопросы экологической безопасности и ресурсной эффективности сохраняют свою актуальность и значимость для общества и государства. Принцип проактивных (предупреждающих) действий по-прежнему лежит в основе всей государственной экологической политики.
Приоритетные задачи для государства – формирование экологической культуры населения, переход к рациональным моделям производства и потребления, внедрение зеленых технологий, цифровизация в сфере экологического мониторинга и управления, образование и подготовка кадров и др.
Александр Шушкевич, заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, «
Рэспубліка», 24 января 2025 г.
На Pravo.by размещена тематическая инфографика «Охрана окружающей среды – дело каждого гражданина», из которой можно получить доступ к основным актам законодательства по теме
В Палате представителей рассмотрели законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь
12 ноября 2025 г. под председательством Ж.Н.Чернявской состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В мероприятии приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национального центра законодательства и правовой информации, депутаты-члены Постоянной комиссии, работники Секретариата Палаты представителей.
Участники заседания обсудили вопросы:
-
использования поверхностных водных объектов (их частей) на безвозмездной основе;
-
особенности аренды поверхностных водных объектов (их частей) для рекреации, физической культуры, спорта и туризма.
В частности, предложено установить ограничение на предоставление в аренду для рекреации, физической культуры, спорта и туризма поверхностного водного объекта, если это единственный водный объект на территории населенного пункта либо в границах территории, находящейся между населенными пунктами, а также части поверхностного водного объекта –– если к ней прилегает единственный (либо единственный благоустроенный) доступ к водному объекту.
По итогам принятых решений соответствующие корректировки будут внесены в Водный кодекс.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Что предусмотрено стратегией по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в
БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации
БЕЛТА
Изменения в Водный кодекс Республики Беларусь обсудили в Палате представителей
6 октября 2025 г. в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
-
использования поверхностных водных объектов для рекреации, физической культуры, спорта и туризма, а также для лечебных (курортных, оздоровительных) нужд;
-
осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
-
ведения государственного водного реестра и государственного водного кадастра и др.
По обсуждаемым вопросам выработаны конкретные предложения.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Палате представителей обсудили законопроект о питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)
11 сентября 2025 г. под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Наркевича Ю.И. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)».
В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Государственного производственного объединения «Белводоканал», а также Секретариата Палаты представителей.
В ходе заседания рабочей группы участники обсудили замечания и предложения главного правового управления Секретариата Палаты представителей и Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Наиболее острые дискуссии вызвали вопросы, касающиеся названия законопроекта, определений его основных терминов, государственного регулирования в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации), информирования в этой сфере, гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод, пользования централизованными системами питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации).
Работа над документом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Минприроды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами. Об этом заявил на полях III Международной специализированной экологической выставки Ecology Expo заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Минприроды Степан Дубницкий, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Степана Дубницкого, контроль в области обращения с отходами включает в себя систему мер, направленных на обязательность соблюдения законодательства в обращении с отходами всеми субъектами хозяйствования и неотвратимость наказания. Контроль в сфере обращения с отходами Минприроды реализует в форме проверок и иных форм контроля, предусмотренных законодательством. Основные требования, предъявляемые субъектам, установлены в законе «Об обращении с отходами». Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена ст.16.44 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 апреля 2022 года № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления», вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта засорения отходами.
«Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами регулярно рассматриваются в Минприроды. Ежегодно наибольшее количество правонарушений выявляется в части несоблюдения законодательства в области обращения с отходами. Типичными нарушениями являются размещение отходов в несанкционированном месте, необеспечение сбора и разделения их по видам, а также захоронение вторичных материальных ресурсов», – отметил Степан Дубницкий.
Основную часть всех проведенных контрольно-аналитических мероприятий в сфере обращений с отходами составляют мониторинги. Положительный эффект проводимой профилактической работы – заинтересованность субъектов хозяйствования в оперативном устранении нарушений. «Большая часть всех выданных по результатам мониторингов рекомендаций и предписаний выполняется. По выявленным правонарушениям в 80 % случаев составленных административных дел виновные лица освобождены от административной ответственности с вынесением предупреждений. Штрафные санкции, как правило, применяются к виновным лицам, допускающим повторные нарушения», – обратил внимание представитель Минприроды.
При выполнении поручений главы государства, полученных 20 мая 2025 года в ходе совещания по вопросу обращения с отходами и использованию вторичных материальных ресурсов, Минприроды усилило контроль за соблюдением лицензионных требований предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующими объекты захоронения коммунальных отходов. В ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий установлено, что на большинстве полигонов твердых коммунальных отходов присутствует нарушение лицензионных требований.
Степан Дубницкий добавил, что типичными нарушениями были несоблюдение определенного технологического регламента захоронения отходов на полигонах ТКО в части захоронения вторичных материальных ресурсов, отсутствие послойного уплотнения и промежуточной изоляции отходов, дезинфицирующих средств для колес мусоровозов и беспорядочное складирование отходов по всей площади полигона. Предприятия – собственники полигонов ТКО и должностные лица привлечены к административной ответственности. «Хочу обратить внимание, что неустранение нарушений в установленный срок является основанием для приостановления действия лицензии до шести месяцев. Выполнение предписанных мероприятий остается на дальнейшем контроле в ведомстве», – подчеркнул он.
В этом году с учетом одобренных главой государства подходов по усилению административной ответственности за правонарушения, связанные с благоустройством и наведением порядка на земле, подготовлен законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«В соответствии с действующим кодексом при загрязнении леса и иной древесно–кустарниковой растительности в отношении виновного лица могут быть применены меры административной ответственности как по ст.16.22, так и по ч.3 ст.16.44. Вместе с тем действующие штрафные санкции, предусмотренные ч.3 ст.16.44, в десятки раз выше санкций, установленных ст.16.22. В целях устранения неравенства применяемой административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а также для усиления ответственности за эти правонарушения верхние пределы штрафных санкций ст.16.22 предлагается определить на уровне ч.3 ст.16.44», – добавил Степан Дубницкий.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси. Одно из нововведений – термин «накопленный вред окружающей среде», под которым следует понимать вред, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности юридического или физического лица, обязанности по устранению которого не были выполнены в полном объеме. Выявление объектов накопленного вреда будет проводиться посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом проводилась антропогенная деятельность и на которых расположены бесхозные объекты капитального строительства и хранения отходов.
Также в законопроекте определена компетенция органов госуправления на установление порядка выявления, оценки объектов накопленного вреда, введение их в государственный реестр, а также организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
III Международная специализированная экологическая выставка Ecology Expo три дня будет встречать гостей из сферы охраны окружающей среды. В ней с 19 по 21 августа примут участие представители республиканских органов государственного управления, министерств и ведомств из стран ближнего и дальнего зарубежья, белорусских и зарубежных предприятий и международных организаций, ученые. Они обсудят ключевые вопросы развития зеленой экономики, обменяются передовым опытом и продемонстрируют достижения в области охраны окружающей среды.
По информации
БЕЛТА