24.01.2025
Как Беларусь развивает международное сотрудничество в науке
В условиях санкций в Беларуси выстраивается системная работа по развитию международного научно-технического сотрудничества. Усилия направлены на углубление взаимодействия в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ и со странами дальней дуги, выход на новые рынки. Каких результатов удалось достичь вместе с зарубежными партнерами, рассказала на пресс-конференции заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Татьяна Столярова, сообщает
БЕЛТА.
Белорусские ученые сотрудничают с коллегами со всего мира
Новые возможности перед Беларусью открывает присоединение к Шанхайской организации сотрудничества. Начато взаимодействие в рамках соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. «Обеспечен задел для значительного расширения связей научных организаций и наукоемких предприятий Беларуси с партнерами из России и Китая, а также с другими членами ШОС в ближайшие годы. Наши страны будут углублять взаимодействие в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Важные решения, принятые на уровне высшего руководства государств, несомненно, отразятся на всех сферах взаимодействия: экономике, политике, образовании, культуре и сфере науки и технологий», – отметила Татьяна Столярова.
Развивается и научное сотрудничество со странами дальней дуги. В их числе Индия, Турция, Венесуэла, Вьетнам, Монголия, Алжир и многие другие. Формируются новые выгодные для Беларуси международные связи в научно-технической и инновационной сферах.
В 2024 году выполнялось свыше 90 научно-технических проектов совместно с партнерами из 7 стран: Азербайджана, Армении, Индии, Китая, Молдовы, Сербии и Узбекистана. Проведены новые конкурсы совместных научно-технических проектов (белорусско-монгольских, белорусско-сербских) и конкурс флагманских проектов с Китаем. Также объявлены конкурсы с Узбекистаном и Пакистаном. В планах на 2025 год – конкурсы с Турцией, Индией, Таджикистаном и Азербайджаном.
«Проведению таких двусторонних конкурсов в научно-технической сфере предшествует планомерное выстраивание диалога с нашими зарубежными партнерами, поиск совместных точек соприкосновения и взаимовыгодных направлений сотрудничества, основанные на всестороннем анализе особенностей экономик стран», – обратила внимание заместитель Председателя ГКНТ.
От космоса и микроэлектроники до цифровизации – обширные программы с Россией
Беларусь и Россия разработали Стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Ее цель – научно-технологическое развитие СГ, обеспечение независимости и конкурентоспособности прежде всего за счет интеллектуального потенциала.
Важную роль в углублении белорусско-российской экономической интеграции и преодолении санкционного давления играют научно-технические программы Союзного государства. Союзные программы и проекты уже доказали свою успешность. Значимые результаты получены в области космоса, микроэлектроники, медицины, агропромышленных технологий и по другим направлениям.
В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства: «Интелавто», «Компонент-Ф» и «Комплекс-СГ». «Работа не останавливается, продолжается обсуждение новых идей по программам и проектам, в том числе в рамках специальной площадки – Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства СГ. На заседании комиссии 14 ноября 2024 года одобрен примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. Он состоит из 12 пунктов. Это проекты в области цифровых технологий, космоса, развития умных городов», – рассказала Татьяна Столярова.
Развивается сотрудничество Беларуси с госкорпорацией «Росатом». В январе 2024 года подписан межправительственный меморандум, в марте – комплексная программа российско-белорусского сотрудничества в области атомных неэнергетических и неатомных проектов. Документ включает ряд конкретных мероприятий по таким направлениям, как аддитивные технологии, ядерная медицина, цифровизация, электротранспорт и другие. Он предусматривает в том числе разработку и реализацию соответствующих программ и проектов Союзного государства. В ноябре 2024 года был подписан протокол о дополнении программы мероприятиями в области цифровизации и телекоммуникационных технологий.
«В сфере медицины идет разработка научно-технической программы Союзного государства по созданию технологической платформы радионуклидной диагностики злокачественных новообразований. Белорусской стороной совместно с «Росатомом» подготовлены и предложения по программе СГ, предусматривающей разработку платформенного решения «Региональное цифровое развитие». Идет и обсуждение новых программ и проектов по таким направлениям, как электротранспорт, микроэлектроника и производство медицинской техники», – отметила заместитель Председателя ГКНТ.
С 2018 года присуждается премия Союзного государства в области науки и техники, которая предоставляется белорусским и российским ученым и специалистам за выдающиеся результаты совместных научных исследований, открытия и научные достижения, существенно обогатившие мировую науку. В 2024 году был объявлен очередной конкурс, собраны заявки и проведена экспертиза. В 2025 году ожидается вручение премий.
«В декабре 2024 года учреждена аналогичная премия для поощрения молодых ученых. Конкурс на соискание проводился до 10 января 2025 года, собраны заявки, проводится экспертиза. Также ожидается вручение премии в 2025 году», – отметила Татьяна Столярова.
ИКТ, медицина, машиностроение – проекты Беларуси и Китая
Особое внимание наша страна уделяет сотрудничеству с КНР. Правительствами Беларуси и Китая принято решение 2024-2025 годы объявить годами сотрудничества в области науки, технологий и инноваций. Разработан план мероприятий из почти 90 пунктов. Предусматривается создание и развитие белорусско-китайских платформ сотрудничества и реализация совместных научных и научно-технических проектов. В выполнении плана задействованы 140 организаций.
Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с Министерством науки и технологий КНР проведен конкурс белорусско-китайских научно-технических проектов на 2024–2026 годы. Всего на конкурс поступили 164 заявки, что является рекордным количеством за всю историю проведения таких конкурсов. Стороны отобрали 20 проектов для совместной реализации в области ИКТ, медицины, машиностроения, новых материалов, рационального природопользования, химии и агропромышленных технологий.
Также проведен конкурс белорусско-китайских флагманских научно-технических проектов на 2025–2026 годы в таких сферах, как информационно-коммуникационные и передовые производственные технологии, новые материалы. «Такого рода конкурс мы проводим впервые. Требования и ожидания высокие. По итогам конкурса планируется отобрать три масштабных совместных проекта, результатами которых должны стать создание передовых технологий, организация совместных предприятий», – заключила Татьяна Столярова.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Единые условия. Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия в таможенной сфере
Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия таможенных служб в части применения одинаковых условий перемещения товаров и транспортных средств, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ГТК по итогам встречи Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева и Председателя Государственного таможенного комитета Владимира Орловского.
Вопросы белорусско-российской интеграции в таможенной сфере обсудили в Минске на базе Межгосударственного центра Таможенного комитета Союзного государства, аналогов которому нет в ЕАЭС.
Сергей Глазьев отметил успешное взаимодействие ФТС России и ГТК Беларуси в обеспечении безопасности внешнеэкономической деятельности Союзного государства, а также весомый вклад в эту работу Межгосцентра.
Владимир Орловский подтвердил, что функционирование такой структуры позволяет вырабатывать единообразную практику таможенного администрирования и пресечения правонарушений на территории двух стран.
«Участники мероприятия уделили особое внимание вопросам совершенствования механизмов взаимодействия», – рассказали в пресс-службе.
Межгосударственный центр начал свою работу в декабре 2022 года. Он создан в структуре Таможенного комитета Союзного государства в напряженных экономических условиях для формирования единообразной практики таможенного администрирования на союзном пространстве. Это касается выполнения задач, связанных с мониторингом таможенных операций, формированием предложений по проведению таможенного контроля, аналитикой, координацией работы мобильных групп.
По информации
БЕЛТА
Совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября собрал совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки.
Тема взаимодействия со странами Африки часто обсуждается на уровне Главы государства, ведь традиционные экспортные рынки необходимо расширять. «И не только потому, что мы там начали проседать, особенно в плане экспорта нашей продукции», – заметил Президент.
Однако в Правительстве перед совещанием были сомнения относительно того, удастся ли подготовиться к мероприятию в сжатые сроки. «Хочу только предупредить всех членов Правительства и тех, кто отвечает за направление сотрудничества в данном случае с Африкой, – должны быть готовы с утра до вечера каждый день к докладу и обсуждению тех или иных проблем», – ориентировал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что собирает должностных лиц не для того, чтобы теоретизировать или «рассматривать крупные философские проблемы», а для обсуждения реальной работы. Поэтому в повестке мероприятия – нынешнее положение дел в сотрудничестве с Африкой и предложения на перспективу.
Глава государства подчеркнул, что от участников совещания необходимы дополнительные предложения по развитию сотрудничества с Африкой. Особенно это касается таких направлений, как продовольственная безопасность, поставки промышленной и военно-технической продукции, перспективы создания совместных сборочных производств. Нужны также инициативы в сферах образования и здравоохранения. Например, в части взаимодействия по подготовке кадров.
«Африка для Беларуси – тот же Китай 30 лет назад, рынок будущего, куда нужно активно идти и завоевывать на нем свои ниши. Именно там резерв диверсификации экспорта для базовых отраслей нашей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, производство минеральных удобрений и другие», – констатировал белорусский лидер.
Темпы роста ВВП этого континента превышают среднемировые – больше 4 % против 3 % в 2025 году, демографического роста – тем более (2–3 % прироста в год). А вот доля в международной торговле пока неадекватно низкая: 2,6 % мирового экспорта и 3 % – импорта. Это говорит о том, что там сжимается пружина отложенного спроса, отметил Президент.
Плюс Африку можно назвать кладовой мира по сырьевым ресурсам. Здесь находится треть мировых запасов полезных ископаемых, в том числе 8 % всего природного газа, 12 % нефти, 40 % золота, до 90 % хрома и платины. «Это сегодня превращает Африку в локомотив, в сцепке с которым можно двигаться вперед. Но именно в крепкой сцепке, а не пытаясь запрыгнуть на последнюю подножку уходящего поезда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что Правительством была принята программа действий по развитию сотрудничества со странами Африки на 2024–2026 годы. Однако Президент оценил ее как очень легкую, ненапряженную. Например, темп роста экспорта товаров – 107,2 % при среднем по стране 97,5 %. «Вроде бы, неплохой рост, но цифры слишком занижены», – считает Президент.
«Казалось бы, шанс. Раз пошли дела, так надо собрать резервы, поддержать лучших, научить остальных. А на самом деле? – спросил Глава государства. – Признаков системной работы я пока не вижу. Никто ничего не корректирует ни в планах, ни в методах».
«Ситуация на наших основных (экспортных. – Прим.) рынках сейчас сложная. Оттуда мы ни в коем случае не уйдем и будем бороться за своего потребителя. Но у предприятий и отраслей уже не может быть отговорок, что все законтрактовано, что кто-то в России предлагает лучшую цену и так далее, – обратил внимание Глава государства. – Надо идти на дальнюю дугу и там работать. Это серьезная задачи и не столько сегодняшнего дня».
Для руководителей Президент ставит задачи обеспечить загрузку мощностей, рабочие места и зарплаты для людей, несмотря на существующие трудности. «Именно в сложных ситуациях!» – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что на все африканские страны приходится пока только 2 % от общего объема экспорта Беларуси (для сравнения: за 8 месяцев прошлого года этот показатель был на уровне 1,9 %). И это при том, что расширилась география белорусского присутствия в регионе. До 2019 года сотрудничество было преимущественно со странами севера Африки: Египтом, Ливией и Суданом. А сейчас уже наработан значительный политический капитал с Зимбабве, Нигерией, Эфиопией, Кенией. Интерес к активизации совместной работы проявляют Уганда, Ботсвана, Гана и Мозамбик.
«Вы знаете, как монетизировать политический капитал во взаимовыгодные проекты», – констатировал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия. Соответствующий алгоритм, по его словам, отработан на программе механизации сельского хозяйства Зимбабве. Сейчас по этой же схеме идет успешное сотрудничество с Нигерией. Суммарно туда уже поставлено более 5 тыс. единиц белорусской сельскохозяйственной и специальной техники, проводится обучение персонала, налаживается работа сервисных центров. Есть планы по созданию сборочных производств. «Все понимаем, как надо делать, но делаем очень медленно», – обратил внимание Президент.
«Вопрос присутствующим: какая страна будет следующей и когда начнем?» – продолжил он.
Глава государства отметил, в частности, готовность Алжира вывести отношения на качественно новый уровень, подкрепив их серьезными проектами. «Накануне визита посмотрим, что МИД с Правительством предложат, – сказал Александр Лукашенко. – Рассчитываю в самое ближайшее время обсудить предметные шаги и конкретные экономические задачи с Президентом Теббуном».
К слову, эту африканскую страну посещал недавно Министр иностранных дел Максим Рыженков. «Опоздали мы в Алжир с нашей продукцией или нет?» – спросил белорусский лидер.