Роман Головченко: за прошлый год более 60 % оборота потребкооперации составила закупаемая у населения продукция
В работе потребительской кооперации Беларуси наблюдаются положительные сдвиги. Об этом рассказал Премьер-министр Роман Головченко на заседании президиума об эффективности функционирования потребительской кооперации, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Правительство уделяет особое внимание решению различных вопросов населения, проживающего в сельской местности, отметил Роман Головченко. В центре внимания не только жители крупных городов, районных центров, но и малых и отдаленных сельских населенных пунктов.
В середине прошлого года в соответствии с поручением Президента страны была утверждена общереспубликанская концепция обслуживания сельского населения в отраслях торговли, питания и бытового обслуживания на 2024–2027 годы. Важнейшая социальная задача по торговому обслуживанию сельских жителей – закупки у них сельскохозяйственной продукции и сырья, переработки и поставки в розничную сеть и, возможно, в систему потребкооперации.
«Поэтому мной инициировано рассмотрение ситуации с эффективностью функционирования потребкооперации в 2024 году на заседании Президиума Совета Министров», – подчеркнул премьер.
Год назад на аналогичном заседании было констатировано наличие серьезных проблем, особенно в сфере обеспечения торговли на селе, а также в экономических показателях функционирования этой системы. «Сегодняшняя ситуация существенно отличается от той, что была год назад в связи с тем, что за этот год и Президентом страны и Правительством был принят ряд беспрецедентных мер, которые носят пакетный и аккумулятивный характер. Это не какие-то разовые решения, а системные. Они были направлены на поддержку потребкооперации, а также на выполнение социальных функций по обслуживанию сельского населения», – рассказал глава Правительства. Роман Головченко выразил надежду на то, что на заседании будет обозначено, насколько эффективно эти меры заработали.
По его словам, пока еще сложно подводить полноценный итог результатов реализации этих решений, так как фактически они только начали работать с конца прошлого – начала текущего года. «Но цифры показывают, что определенные положительные сдвиги, в первую очередь по стабилизации деятельности организаций, имеются. Есть рост производительности труда, рентабельности продаж и так далее. Ежегодно растет и количество приемозаготовительных пунктов для приема у населения выращенных продуктов. За прошлый год более 60 % оборота всей системы потребкооперации Беларуси составила продукция, закупаемая у населения, что является большим подспорьем для тех, кто ведет хозяйство на своих участках. Закуплено за счет государства 110 новых автомагазинов для улучшения обслуживания населения на селе», – привел цифры Роман Головченко.
По информации БЕЛТА
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.
Все страны идут к созданию собственных цифровых валют, и Беларусь не может оставаться в стороне. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко во время совещания с руководителями белорусских банков, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Значимым направлением остается проект по внедрению цифрового белорусского рубля. «Мы в ближайшее время проведем комплексную работу по уточнению функциональных требований к платформе цифрового белорусского рубля, созданию необходимого программного обеспечения, разработке проектов нормативных актов в целях обеспечения внедрения цифрового валютного рубля в определенные сроки. Считаю, что этот путь неизбежен – все страны идут к созданию собственных цифровых валют с разной скоростью. Мы не должны оставаться в стороне от этого процесса», – подчеркнул Роман Головченко.
Как сообщалось, цифровой белорусский рубль (ЦБР) – это цифровая форма белорусского рубля, законное платежное средство, выполняющее все функции денег, имеющее одинаковую ценность с наличным и безналичным белорусским рублем. Расчеты с использованием цифрового белорусского рубля планируется относить к безналичным расчетам. Основными целями внедрения цифрового белорусского рубля являются расширение условий для развития национального платежного рынка и создание потенциала для использования цифровой валюты центрального банка в трансграничных платежах.
По информации БЕЛТА
Финансовая система – важнейший элемент в любом государстве. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин на заседании коллегии Министерства финансов, передает корреспондент БЕЛТА.
«Финансовая система – важнейший элемент в любом государстве. От того, как работает финансовая система, во многом зависит то, как функционирует и государство в целом, и экономика в частности», – подчеркнул Александр Турчин.
На заседании коллегии Министерства финансов с участием Премьер-министра рассмотрят итоги исполнения бюджета за 2024 год и задачи финансовых органов на 2025 год.
Как сообщил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов, бюджет Беларуси в 2024 году исполнен сбалансированно, в первые два месяца 2025 года дефицита бюджета также не наблюдается.
По информации БЕЛТА
Подходы к ценообразованию должны помочь в сдерживании инфляции, но при этом не ухудшать экономическую ситуацию у производителей. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает корреспондент БЕЛТА.
По словам Александра Турчина, в ценообразовании пока еще присутствуют определенные дисбалансы и их необходимо максимально аккуратно подправить. Причем сделать это надо таким образом, чтобы ситуация не сказалась негативным образом ни на производителях, ни на потребителях, ни на торговле.
«Поставлена задача найти разумный баланс, чтобы он сдерживал инфляцию, но не приводил к ухудшению экономической ситуации у наших субъектов хозяйствования. Задача неизменна – до конца марта мы должны это решение принять и доложить Главе государства», – сказал Премьер-министр.
Как сообщалось БЕЛТА, по итогам совещания 28 февраля Глава государства поручил Правительству к апрелю определиться с новой системой регулирования цен.
«Для Президента все, что связано с обеспечением социальных стандартов жизни каждого человека, – вопрос номер один. Правительство предложило два варианта: первый – краткосрочный, второй – среднесрочный. Краткосрочный построен на предложении бизнеса, с которым мы очень плотно, детально отрабатывали подходы, которые устраивали бы бизнес», – рассказал тогда журналистам первый вице-премьер Николай Снопков.
Именно этот подход Правительство взяло за основу и внесло на рассмотрение Главы государства. Его суть заключается в корректировке сложившейся системы регулирования цен, работе над ошибками, нивелировании существующих искажений и дисбалансов на основе сложившейся практики.
«Президентом принят такой подход, поручено его доработать совместно с государственными органами, облисполкомами и бизнесом и внести до 1 апреля, лучше – до 25 марта. Работа, в принципе, несложная, понятная. Что нужно откорректировать, мы понимаем», – заявлял Николай Снопков.
Предложение Правительства на среднесрочную перспективу заключается в формировании республиканской системы оборота товаров, работ и услуг. «Сегодня в стране уже реализуются несколько платформ. Это платформа прослеживаемости товаров, платформа маркировки товаров, электронной счет-фактуры и внедряемая система СККО (система контроля кассового оборудования. – Прим. БЕЛТА). Интегрировав эти системы, сделав их «дружелюбными», мы получаем единый торговый документ, по которому аналитический центр будет видеть все движение товара, работ и услуг в стране. Основная цель создания такой платформы – отслеживание добавленной стоимости в цепочке движения товара», – пояснил первый вице-премьер.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта принял с докладом Премьер-министра Беларуси Александра Турчина.
Глава государства рассказал о договоренностях с Россией по нефти и газу.
«Все вопросы, которые нужно было, и один на один, и в широком составе, особенно в широком, мы оговорили (с Президентом России Владимиром Путиным в ходе прошедшего официального визита в Россию. – Прим.). И по нефти, и по газу были даны Президентом России поручения там же, чтобы с этим разобрались. Потом он назавтра мне сказал, что с Сечиным (главой «Роснефти» Игорем Сечиным. – Прим.) разговаривал по поводу переработки нефти. Поэтому в этом направлении надо просто доработать эти вопросы. Выработать формулу ценообразования и так далее», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко также дал ряд конкретных поручений по работе вице-премьеров в части реализации планов белорусско-российского сотрудничества. «Посольство надо на всю катушку подключать», – добавил он.
«Что касается внутренней повестки, я попросил информацию: да, рост ВВП у нас есть, но у нас и много вопросов, которые надо решать, чтобы не провалить по итогам года. И прирост и так далее. У нас и промышленность немножко, и сельское хозяйство пока идут с небольшим минусом. Пусть небольшой, но минус. В Россию у нас товарный экспорт ниже прошлого года. Это настораживает очень серьезно. Ну и инфляция. Сам скажешь, в чем тут проблема, что у нас первые месяцы там, по-моему, 2 %», – заявил Президент.
Александр Лукашенко в вопросе инфляции заметил, что это может быть связано в том числе с повышением в первом квартале контролируемых цен. В этой связи Премьер-министр напомнил о повышении цен на услуги ЖКХ.
«Надо видеть. Если только это, то это понятно. Но если там есть какие-то другие настораживающие проблемы, это плохо. Знаю, что огурцы и помидоры подешевели к уровню прошлого года», – отметил Президент.
Что касается текущей ситуации, то Премьер-министр согласился, что Президент абсолютно верно обозначил имеющиеся проблемы. «Да, по двум месяцам темп роста ВВП у нас 103,1 %. Но тем не менее есть замедление по сравнению с январем текущего года. Есть и объективные, и субъективные причины. Правительство понимает, принимает меры. Конечно, нас очень беспокоит внешнеэкономическая деятельность. И то, что Вы сказали, – товарный экспорт в Российскую Федерацию», – доложил Александр Турчин.
Например, он рассказал о состоявшемся разговоре с руководителем «БЕЛДЖИ»: «Январь был не очень. В феврале уже есть улучшение. Понятно, еще до идеальной ситуации далеко, но тем не менее».
«Самая серьезная озабоченность – это продукция нашего машиностроения. Вы знаете причины – в том числе и ситуация в Российской Федерации, высокие процентные ставки. Поэтому тут, наверное, одна из основных задач, которую Вы всегда ставили, – диверсификация нашего экспорта. Понятно, Россия – наш основной ключевой партнер», – добавил Александр Турчин.
Президент подтвердил планы по выработке к 1 апреля формулы справедливого ценообразования.
«Формула ценообразования. Формула, как мы ее называем, справедливости. Ты оппонировал тогда (на совещании по этой теме 28 февраля текущего года. – Прим.), будучи губернатором. А сейчас, будучи председателем Правительства, как на это смотришь? Но к 1 апреля – мы пообещали народу, что мы эту формулу выработаем, которая не будет ни предпринимателей давить – производителей, ни потребителей не будет давить», – сказал Президент.
Александр Турчин заявил во время доклада, что рассчитывает получить одобрение Главы государства по концептуальным вопросам разрабатываемой программы на пятилетку 2026–2030 годов.
«У нас впереди следующая пятилетка. Поэтому я хотел бы некоторые концептуальные вопросы к разработке программы социально-экономического развития доложить Вам и получить Ваше одобрение», – сказал руководитель Правительства.
«К этому мы еще вернемся, тем не менее. Поэтому в общих чертах», – заметил на это Александр Лукашенко.
«В общих чертах. Потому что нам программу действий Правительства надо в течение двух месяцев представить в Парламенте», – пояснил актуальность вопроса Александр Турчин.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)