22.01.2025
В Москве состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
В 2025 году Республика Таджикистан председательствует в Содружестве Независимых Государств, в том числе в Комиссии по экономическим вопросам.
22 января в Москве состоялось первое в этом году заседание Комиссии под председательством Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Таджикистан в Российской Федерации, Полномочного представителя Республики Таджикистан в Комиссии Гулмахмадзоды Д.К., в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания представлены Концепция председательства Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и Концепция деятельности и приоритеты Туркменистана в рамках Международного года мира и доверия.
В рамках заседания был рассмотрен проект Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств – участников Содружества Независимых Государств. Проект Концепции разработан на основе предложений заинтересованных государств – участников СНГ и предусматривает программный и гибкий системный технический подход, позволяющий всем государствам совершенствовать национальные планы развития систем ОрВД, исходя из эксплуатационных требований. Мероприятия проекта Концепции направлены на гармонизацию национальных аэронавигационных систем с целью повышения экономической эффективности использования воздушного пространства государств – участников СНГ, обеспечение «прозрачных» границ для международной аэронавигации и обслуживания пользователей воздушного пространства на основе единых правил и технологий.
Ожидаемым результатом их реализации является повышение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов гражданской авиации и качества обслуживания воздушного движения.
Кроме того, в ходе заседания был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Положение о Межгосударственном совете «Радионавигация». В соответствии с изменениями предлагается передать функции постоянно действующего рабочего органа Совета федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники». Указанный институт, являющийся головной научно-исследовательской и экспертной организацией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, обладает необходимыми компетенциями в области радионавигации и высококвалифицированным кадровым потенциалом.
В рамках заседания членам Комиссии была представлена Информация об итогах реализации Основных направлений (плана) развития радионавигации государств – участников СНГ на 2019–2024 годы, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 25 октября 2019 года. В Информации отмечено, что за счет повышения точности и доступности позиционирования, обеспечения целостности навигационного поля, а также расширения перечня доступных услуг для гражданских потребителей государств – участников СНГ достигнуты значительные результаты в развитии средств радионавигации и обеспечены возможности их применения в сфере геодезии и картографии, созданы условия для внедрения точного земледелия, автоматизированной обработки экстренных вызовов, развития технологии беспилотного транспорта.
В ходе заседания был одобрен проект Решения Экономического совета СНГ о придании статуса технологической платформы в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года платформе НИОКР-сервисов RnD Market. Основными задачами платформы являются автоматизация и упрощение процесса поиска исполнителя или заказчика на НИОКР и реверс-инжиниринг, обеспечение их связи, а также предоставление всего сервиса сопровождения сделок, подготовка технических заданий и др.
Платформа уже успешно функционирует в рамках СНГ. Так, в 2023 году на платформе были созданы модули для работы компаний и организаций из Республики Армения и Республики Беларусь, в 2024 году были зарегистрированы и начали работу пользователи из Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан.
Планируется подключение более 300 организаций из государств – участников СНГ.
Членами Комиссии также был одобрен проект Решения Экономического совета СНГ о придании статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров в области контроля качества генетического материала, лекарственных средств для ветеринарного применения и продовольственного сырья животного происхождения федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов». Принятие решения по данному вопросу окажет содействие в решении важных задач, связанных с обеспечением выпуска продукции животноводства, отвечающей требованиям безопасности, совершенствованием системы подготовки кадров, а также дальнейшим развитием науки и практической реализации ее достижений.
На заседании рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по развитию исследовательской инфраструктуры класса «мегасайенс» - Федерального государственного бюджетного учреждения НИЦ «Курчатовский институт». В представленном Отчете содержится информация о деятельности НИЦ «Курчатовский институт» за период 2022–2024 годов. В рамках реализации функций базовой организации НИЦ «Курчатовский институт» осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области синхротронных и нейтронных исследований, принимает участие в разработке и экспертной оценке научных программ организаций государств – участников СНГ, направленных на проведение научно-исследовательских проектов класса «мегасайенс», а также содействует развитию исследовательских и образовательных программ в данной области.
В рамках заседания были одобрены проект повестки дня 105-го заседания Экономического совета Содружества Независимых Государств и
План работы Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ на 2025 год.
Следующее заседание Комиссии запланировано на 19 февраля 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА
Инфляция, ЗВР. Целевые показатели денежно-кредитной политики прокомментировали в Нацбанке
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации
БЕЛТА
За счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, рассказал Министр экономики
Министр экономики Юрий Чеботарь рассказал журналистам, за счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Президент утвердил основные задачи социально-экономического развития страны на 2026 год. По словам Юрия Чеботаря, при прогнозировании учитывалось несколько условий: динамика внешних рынков, включая рынок основного торгового партнера – России, а также внутренние условия и задачи, которые были поставлены. Этот документ полностью связан с программой социально-экономического развития и государственными программами, что делает принятие указа завершающим этапом планирования и прогнозирования развития Беларуси, подчеркнул Министр.
Ключевой задачей является обеспечение темпа роста ВВП на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, который будет обеспечиваться за счет нескольких направлений. «Первое – развитие производственно-экспортной программы с целью увеличения экспорта товаров и услуг на 3,7 % (что также утверждено указом на 2026 год). Министерствам, концернам и областным исполкомам поставлена задача расширять присутствие на других рынках, особенно в странах дальней дуги, Азии, при этом сохраняя устойчивость на российском рынке. Предприятиям необходимо в кратчайшие сроки подготовить бизнес-планы для выполнения этих задач», – обратил внимание глава ведомства.
Второе направление – инвестиционная программа, в рамках которой увеличиваются объемы строительства жилья с приоритетом на арендное жилье для нуждающихся и востребованных специалистов, которые местные власти устанавливают в своих регионах.
Также планируется развитие инфраструктуры и коммерческих проектов. «По коммерческим проектам мы ожидаем основной рост, том числе в этом году, с учетом «Региональной инициативы». Прошел месяц, и прирост по этой инициативе составил Br300 млн. Если так пойдет и дальше, то рост коммерческих инвестиций ожидается почти на 20 %. За счет всей этой общей работы реальные доходы населения должны вырасти в следующем году на более чем 4 %», – добавил Юрий Чеботарь. По его словам, ключевое здесь – рост производительности труда за счет внедрения современных методов автоматизации и роботизации.
В планах также предусмотрены новые финансовые продукты и механизмы поддержки для приоритетных сфер, включая туризм и роботизацию.
Прогноз развития страны тесно связан с пятилетней программой социально-экономического развития Беларуси, но остается сложным из-за рисков мировой экономики и умеренного роста России, прогнозируемого на уровне 101,3 %. «С этими условиями нам в следующем году надо будет работать. Для этого мы и отрабатываем механизмы поддержки наших экспортеров», – подчеркнул Министр.
По словам Юрия Чеботаря, главным ответом на эти вызовы становится расширение присутствия на других рынках. «Многие эксперты отмечают, что лидером по интенсивности роста и потенциалу потребления с учетом численности населения является Африка. Этот рынок оценивается с темпом роста экономики около 4 %. Азиатский рынок также остается одним из самых динамично развивающихся. Именно в этих двух направлениях нам нужно активно увеличивать свое присутствие, – уверен глава ведомства. – Кроме того, важное значение имеют страны СНГ, с которыми у нас связано общее прошлое. Здесь ключевая задача – нарастить присутствие, поскольку нас там уже знают, нашей продукции доверяют. Рекламировать бренды особо не требуется, нужно просто расширять влияние».
По информации
БЕЛТА