О нововведениях в регулировании цен организаций-монополистов
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 сентября 2024 г. № 60 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 апреля 2018 г. № 20» вносятся изменения в Инструкцию о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий (Инструкция № 20).
Согласно принятым изменениям все субъекты, занимающие доминирующее положение, у которых регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, обязаны осуществлять пересмотр отпускных цен (тарифов) при превышении в течение трех отчетных периодов подряд фактической рентабельности данного вида товаров (работ, услуг) над установленным приложением 2 к Инструкции № 20 предельным нормативом рентабельности.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации БЕЛТА
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации БЕЛТА
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
- каменщик;
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
- машинист крана автомобильного;
- машинист крана башенного;
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
- монтажник наружных трубопроводов;
- монтажник строительных конструкций;
- монтажник фасадных систем;
- производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
- каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
- машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
- машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
- монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
- монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
- монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
- кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
- кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации БЕЛТА