О нововведениях в регулировании цен организаций-монополистов
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 сентября 2024 г. № 60 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 апреля 2018 г. № 20» вносятся изменения в Инструкцию о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий (Инструкция № 20).
Согласно принятым изменениям все субъекты, занимающие доминирующее положение, у которых регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, обязаны осуществлять пересмотр отпускных цен (тарифов) при превышении в течение трех отчетных периодов подряд фактической рентабельности данного вида товаров (работ, услуг) над установленным приложением 2 к Инструкции № 20 предельным нормативом рентабельности.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
- утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
- ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
- рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
- проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
- наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
- включено 19 субъектов;
- исключено 55 субъектов;
- изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 11 апреля 2025 г. № 212, сообщает БЕЛТА.
Согласно постановлению, доля Беларуси в уставных фондах акционерных обществ будет увеличена (образована) на сумму государственной поддержки, предоставленной из республиканского бюджета в 2024 году. При отсутствии у АО собственных средств увеличение (образование) доли в их уставных фондах осуществляется в последующие годы при наличии собственных средств.
Доля государства будет увеличена на семи предприятиях. Это Белорусский цементный завод, «Борисовдрев», «Гомельстекло», «Ивацевичдрев», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат.
Количество акций дополнительного выпуска, передаваемых в собственность Республики Беларусь, рассчитывается как отношение суммы выделенных денежных средств к номинальной стоимости одной акции акционерного общества. В случае получения в результате расчета дробного количества акций АО направляют на увеличение уставного фонда собственный капитал в размере, необходимом для доведения количества акций дополнительного выпуска до ближайшего целого числа.
Госорганам и организациям совместно с Государственным комитетом по имуществу до 1 сентября 2025 г. необходимо обеспечить в установленном порядке решение вопросов, связанных с передачей в собственность Беларуси акций акционерных обществ, эмитируемых в соответствии с постановлением.
Документ вступает в силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Постановлением Министерства здравоохранения от 27 марта 2025 г. № 32 внесено изменение в постановление Минздрава от 27 мая 2021 г. № 61 в части исключения из номенклатуры должностей медицинских, фармацевтических работников должности «врач-стоматолог детский».
Данное предложение было рассмотрено на совещании в Минздраве с участием главного внештатного стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, заместителей главного врача Университетской стоматологической поликлиники, первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и других заинтересованных.
Решение об исключении должности «врач-стоматолог детский» было принято с целью улучшения доступности стоматологической помощи на всех уровнях, в том числе в сельской местности, за счет более широкого круга врачей-специалистов стоматологического профиля, способных ее оказать. Обязанности врача стоматолога-детского возложены на врача стоматолога-терапевта.
Подготовка кадров для оказания стоматологической помощи населению в медуниверситетах осуществляется по единому образовательному стандарту высшего образования по специальности «Стоматология». Студенты данных факультетов в рамках учебных дисциплин овладевают базовыми практическими навыками по всем разделам стоматологии, в том числе стоматологии детского возраста.
Специализация выпускников медицинских университетов по специальности «Стоматология» и приобретение ими необходимых практических навыков и компетенций для оказания терапевтических и хирургических видов стоматологической помощи (как взрослому, так и детскому населению) осуществляется при прохождении интернатуры.
В настоящее время прохождение интернатуры осуществляется по трем специальностям стоматологического профиля: «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая».
При этом в программы и планы по специальности интернатуры «Стоматология хирургическая» входит изучение вопросов оказания хирургической стоматологической помощи взрослому и детскому населению. После окончания интернатуры присваивается квалификация «врач-стоматолог-хирург» (без разделения на детского и взрослого), данный специалист может оказывать хирургическую стоматологическую помощь взрослому и детскому населению без дополнительного обучения и занимать должность врача-стоматолога-хирурга в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению.
В связи с принятием изменений объединены две специальности интернатуры «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая» в единую специальность интернатуры «Стоматология терапевтическая и детская» с присвоением единой квалификации «врач-стоматолог-терапевт». После прохождения такой интернатуры врач-специалист будет обладать компетенциями к оказанию терапевтических видов стоматологической помощи, как взрослому, так и детскому населению без ограничений и дополнительной подготовки. Данный специалист сможет занимать должность «врач-стоматолог-терапевт» в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению, в том числе в малочисленных районах и сельской местности.
Отметим, что структура (детские стоматологические кабинеты, отделения, поликлиники), система постдипломной подготовки врачей-специалистов (курсы повышения квалификации), оказывающих стоматологическую помощь детскому населению, а также выстроенная система оказания стоматологический помощи детям не изменится.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь