В Беларуси установлен перечень районов, неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции
В Беларуси определены районы, относящиеся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции на 2025–2029 годы. Соответствующее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2025 г. № 19 опубликовано на Национальном правовом портале, передает корреспондент БЕЛТА.
На основании части второй подпункта 7.1 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. №347 «О государственной аграрной политике» Совет Министров Республики Беларусь определил перечень районов, относящихся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, на 2025–2029 годы (согласно приложению).
В Брестской области: Ганцевичский, Лунинецкий, Малоритский, Пинский, Столинский районы.
В Витебской области: Бешенковичский, Браславский, Верхнедвинский, Витебский, Глубокский, Городокский, Докшицкий, Лепельский, Лиозненский, Миорский, Поставский, Россонский, Сенненский, Ушачский, Чашникский, Шумилинский районы.
В Гомельской области: Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Гомельский, Добрушский, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Кормянский, Лельчицкий, Лоевский, Мозырский, Наровлянский, Октябрьский, Петриковский, Речицкий, Рогачевский, Светлогорский, Хойникский, Чечерский районы.
В Гродненской области: Дятловский, Ивьевский, Новогрудский, Свислочский районы.
В Минской области: Березинский, Вилейский, Воложинский, Крупский, Логойский, Мядельский районы.
В Могилевской области: Белыничский, Бобруйский, Быховский, Глусский, Климовичский, Кличевский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Могилевский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский районы.
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
По информации БЕЛТА
В Беларуси продлен запрет на вывоз отдельных промышленных товаров за ее пределы. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 21 марта 2025 г. № 163, сообщает БЕЛТА.
Из документа следует, что запрещено вывозить за пределы Беларуси в государства ЕАЭС товары по перечню согласно приложению вне зависимости от страны происхождения, а также за пределы таможенной территории ЕАЭС из Беларуси в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, товары при помещении их под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта.
В перечень товаров включены гипс, ангидрит, цементы зубные и прочие материалы для пломбирования, цементы, реконструирующие кость, приспособления, идентифицируемые как приспособления для стомического использования, фотопластинки и фотопленки плоские, сенсибилизированные, неэкспонированные, из любых материалов, кроме бумаги, картона или текстильных, рентгеновские, средства дезинфицирующие. Включены в перечень перчатки, рукавицы и митенки, используемые для медицинских, хирургических, стоматологических или ветеринарных целей, ампулы из стекла, отходы и лом вольфрама и изделий из него, емкости для сжатого или сжиженного газа, из черных металлов. Также действие документа касается ножей и режущих лезвий для машин или механических приспособлений, горнов и печей промышленных или лабораторных, включая мусоросжигательные печи, неэлектрические, автопогрузчиков с вилочным захватом, прочих тележек, оснащенных подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, и других наименований.
Ограничения не распространяются на товары, сопровождаемые сертификатом о происхождении товаров или актом экспертизы происхождения товаров, подтверждающими белорусское или российское происхождение. Запрет не касается товаров, полученных в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС в Беларуси в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также изготовленные с использованием товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В ряде исключений есть и товары, являющиеся транспортными средствами международной перевозки, вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, а также перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Беларуси.
Полный перечень товаров, в отношении которых установлен временный запрет на вывоз за пределы Беларуси, прилагается к постановлению на Национальном правовом Интернет-портале.
Постановление вступает в силу в следующем порядке: пункты 1–12 – с 23 марта 2025 года, иные положения настоящего постановления – со дня его принятия. Пункты 1–11 настоящего постановления действуют в течение шести месяцев.
По информации БЕЛТА
В Беларуси определен порядок осуществления закупок для выращивания тепличных овощей. Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Республики Беларусь Александр Турчин. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Правительства.
Согласно документу, в 2025–2026 годах с применением процедуры закупки из одного источника за счет собственных средств могут осуществляться закупки минераловатных субстратов и минеральных удобрений ОАО «ДОРОРС». При этом определены организации, занимающиеся выращиванием тепличных овощей, которые смогут закупаться у ОАО «ДОРОРС».
Максимальная надбавка на минеральные удобрения и субстраты ОАО «ДОРОРС» может устанавливаться в размере не более 10 %.
Такая процедура закупки позволит ОАО «ДОРОРС» приобретать минераловатные субстраты и минеральные удобрения большими партиями у производителей и в последующем реализовывать их тепличным хозяйствам республики по более выгодным ценам.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации БЕЛТА
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации БЕЛТА
В 2025 г. объявлен очередной, двадцать седьмой конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (далее – Премия). Он проводится ежегодно в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 1998 г. № 1705.
Премия является авторитетным проектом в республиканском конкурсном движении за качество, который позволяет выделять среди белорусских организаций предприятия-лидеры, выстраивающие стратегию и тактику своего развития на основе качества, и обеспечивает признание их достижений на государственном уровне.
Премия присуждается на конкурсной основе юридическим лицам независимо от форм собственности за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента, а также за эффективное и социально ответственное ведение бизнеса.
Модель Премии включает семь критериев, два из которых составляют группу «Направление», три – группу «Выполнение» и два – «Результаты».
Группа критериев «Направление» раскрывает вопросы определения направления развития организации, постановки целей, формирования организационной культуры и поддержки лидерства.
Группа критериев «Выполнение» касается непосредственно процессов производства продукции или оказания услуги, возможностей по развитию технологий, внедрению инноваций и совершенствованию, а также взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Группа критериев «Результаты» отражает достигнутые организацией показатели в удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей, собственного персонала, внешних заинтересованных сторон и набор ключевых результатов по основной деятельности.
При оценке организация рассматривается с разных сторон, поскольку критерии модели так или иначе охватывают все аспекты ее деятельности и позволяют оценить организацию в целом.
Использование модели Премии позволяет получить основную структуру для системы менеджмента организации, оценить, где организация находится на пути к совершенству, понять ключевые сильные стороны и потенциальные пробелы относительно заявленной стратегии развития и получения долгосрочного успеха.
Премия присуждается организациям с численностью работающих:
до 250 человек;
от 250 до 1500 человек;
свыше 1500 человек;
по пяти направлениям деятельности:
производство непродовольственной продукции бытового назначения;
производство продовольственной и сельскохозяйственной продукции;
производство продукции производственно-технического назначения (кроме вооружения и военной техники);
оказание услуг и выполнение работ;
выполнение работ и оказание услуг в области строительства.
Определение победителей конкурса осуществляется в два этапа: по результатам проверки представленных материалов и путем проведения экспертизы на местах с применением оценки в баллах. Ко второму этапу конкурса (к экспертизе на местах) допускаются организации, набравшие в результате экспертной оценки материалов не менее 250 баллов.
Для подтверждения звания лауреата конкурса организациям необходимо продемонстрировать: улучшение деятельности по сравнению с результатами, достигнутыми при предыдущем участии в конкурсе; участие в аналогичных конкурсах в области качества; меры по пропагандированию достижений в области качества и эффективного менеджмента и распространению передового опыта.
В 2025 г. организации – лауреаты Премии 2022 года имеют право подтвердить звание лауреата.
Решение об определении лауреатов и дипломантов Премии, а также организаций, удостоенных специальных наград конкурса, принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Следует обратить внимание, что с 2025 г. перечень специальных наград («Лидерство», «Совершенство менеджмента», «Социальная ответственность») дополнен новой номинацией «Бережливый подход». Она будет присуждаться за внедрение инструментов бережливого производства, в том числе оптимизацию процессов, снижение отходов или использование ресурсов, снижение числа дефектных изделий и рост удовлетворенности потребителей, повышение квалификации сотрудников и их вовлеченности в процесс постоянных улучшений.
Победители (лауреаты, дипломанты, а также организации, удостоенные специальных наград) награждаются на специальной торжественной церемонии. Лауреатам вручаются диплом и символ Премии, а также предоставляется право использования в течение трех лет изображения эмблемы Премии при маркировке продукции и на ее упаковке, в рекламных целях и документации.
Сведения о победителях конкурса размещаются на сайте Госстандарта, «Качество.бел», а также включаются в ежегодно издаваемый каталог «Лауреаты Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества».
Заявки и материалы для участия в конкурсе на соискание Премии представляются до 1 июля 2025 г. в секретариат Комиссии, находящийся по адресу: г. Минск, ул. Новаторская, 2а, 220053, к. 428; тел. +375 17 269 69 54, +375 17 269 69 64.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь