Забота о населении и качество медпомощи. Александр Ходжаев о готовящемся Кодексе о здравоохранении
Министр здравоохранения Александр Ходжаев после открытия обновленной 2-й центральной районной клинической поликлиники Фрунзенского района рассказал журналистам о готовящемся Кодексе о здравоохранении, передает корреспондент БЕЛТА.
«Кодекс о здравоохранении – это концептуальный документ для системы здравоохранения. В него вкладываются все те нормы, которые на сегодняшний день закреплены нормативными актами, законами, указами. Он должен соответствовать тому духу, который воплощает в себе заботу о населении, качество медицинской помощи, а также обеспечение качественным рабочим местом сотрудников», – сказал Александр Ходжаев.
Он отметил, что над всеми этими компонентами ведется скрупулезная работа. «Сроки обсуждения Кодекса продлены. Это делается для того, чтобы те проблемные вопросы или нюансы, которые требуют более длительного обсуждения с заинтересованными лицами, в том числе поступающие от простых людей инициативы, были обязательно учтены. Вместе с тем мне хотелось бы отметить, что даже после того, как Кодекс будет внесен в соответствующие органы госуправления, это не будет его финальной формой. И дальше он будет совершенствоваться и отвечать всем тем требованиям, которые должны быть в нашем социально-ориентированном государстве», – подчеркнул Министр здравоохранения.
По информации БЕЛТА
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
«С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения», – отметил Петр Миклашевич.
Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.
«Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – дополнил Петр Миклашевич.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 марта подписал Указ № 104, который приводит в соответствие с принятыми законами ряд указов Главы государства.
Документом предусмотрено внесение изменений в несколько указов: от 26 июня 2001 года № 355 «Об общевоинских уставах Вооруженных Сил Республики Беларусь», от 28 августа 2006 года № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения», от 21 июля 2021 года № 281 «О выплате ежегодной материальной помощи отдельным категориям граждан ко Дню Победы».
С учетом правоприменительной практики также внесены изменения в Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденное Указом № 542. При выделении путевки с использованием бюджетных средств ребенку на совместное санаторно-курортное лечение с родителем исключаются неоднозначные трактовки права ее повторного получения в текущем году в нескольких местах (работы и жительства), а также регулируются вопросы уступки (передачи) полученной и оплаченной путевки другому лицу.
Решение вопроса о равном доступе граждан к социальным услугам решается разными путями, по нескольким направлениям. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, сообщает БЕЛТА.
«Когда я говорил про равный доступ (к социальным услугам независимо от места проживания в стране. – Прим. БЕЛТА), нужно понимать, что это решается разными путями, по нескольким направлениям. Если это касается медицины, мы должны обеспечить предоставление базовых медицинских услуг по месту жительства человека и возможность получения специализированной помощи в часовой доступности. Поэтому здесь идет работа по направлению специалистов первичного звена, по их обучению и работе непосредственно, начиная от районных центров и заканчивая ФАПами», – отметил Владимир Караник.
Еще одним направлением вице-премьер назвал переоснащение и укомплектование специалистами межрайонных центров и опорных клиник. «Где бы ни проживал гражданин, в радиусе 70 км от его места жительства был бы магнитно-резонансный томограф и ангиограф, в радиусе 50–60 км – компьютерный томограф. Но при этом задача государства – выстроить еще и логистику доставки пациентов к этим диагностическим возможностям. То есть фактически для него ничего не поменяется. Что для жителя Минска надо будет добраться в ближайшие, скажем так, многопрофильные больницы или поликлиники, что для жителя небольшого района добраться к районному центру. Дальше логистика уже будет обеспечена силами системы здравоохранения», – подчеркнул он.
То же самое касается и образования, добавил Владимир Караник: «Это подвоз учащихся и повышение материально-технической базы школ».
Говоря о положительном опыте работы в Гродно (ранее Владимир Караник возглавлял Гродненский облисполком), который вице-премьер хотел бы предложить другим регионам, он отметил, что в Гродненской области был построен хороший уровень взаимодействия. «Решение социальных вопросов, социальных проблем проводилось совместными усилиями, с привлечением средств республиканского, областного и местных бюджетов. Такая консолидированная работа позволяла многие инфраструктурные проекты реализовывать гораздо быстрее, чем если бы мы ждали финансирование в полной мере из республики. Либо решали бы эти проблемы чисто за счет области, не привлекая местные ресурсы», – констатировал он.
По информации БЕЛТА
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по экономике и финансам. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участники встречи одобрили проекты глав «Налог на имущество», «Земельный налог» и «Транспортный налог» специальной части модельного Налогового кодекса для государств СНГ. Разработчиками были учтены национальные особенности государств Содружества в сфере налогообложения. Правовое сближение налоговых систем и механизмов их реализации позволит создать благоприятные условия для бизнеса и развития общего внутреннего рынка.
«При работе над документами поступало очень много предложений и комментариев, что говорит об актуальности и востребованности проекта. Мы старались, чтобы он не только отвечал современным запросам, но и был нацелен на будущее, так как сфера налогообложения стремительно развивается», – отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин.
Одобренные главы модельного Налогового кодекса будут представлены на заседании Совета МПА СНГ.
На заседании представили информацию о работе над проектом модельного закона «О стандартизации» в новой редакции. Закон направлен на устойчивое развитие экономик государств СНГ, повышение качества жизни населения через безопасную продукцию и минимизацию экологического воздействия. Он также будет способствовать развитию научно-производственной кооперации и укреплению конкурентных позиций на мировых рынках.
Парламентарии также рассмотрели проект модельного закона «О лицензировании». Принятие модельного закона позволит выработать единые подходы к правовому регулированию лицензирования в государствах СНГ, обеспечить информационную открытость, эффективное расходование средств, развитие конкуренции, а также противодействовать недобросовестным практикам в сфере лицензирования и установить ответственность за нарушения в данной сфере.
Парламентариям и экспертам рассказали, как используются модельные законодательные акты, разработанные комиссией, в законодательстве Российской Федерации.
Участников встречи проинформировали о деятельности рабочей группы МПА СНГ по подготовке модельного закона «О платформенной занятости». В новой версии документа убрали раздел о самозанятых, обязали платформы взаимодействовать с государством по вопросам работы трудовых мигрантов, разработчики уточнили права работников на отдых, достойную зарплату и социальные гарантии по национальному законодательству.
По информации БЕЛТА
В целях совершенствования подходов по регулированию тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике приняты следующие постановления Министерства здравоохранения:
от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
С целью совершенствования действующих нормативных документов для расчета тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, а также в связи с изменениями, связанными с внедрением новых методов лабораторной диагностики с использованием современного оборудования и материалов, исключения из практики устаревших методов исследования, изменения структуры документа в сторону оптимизации, упрощения, постановлением устанавливаются переработанные (актуализированные) нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями;
от 28 января 2025 г. № 14 «О предельных максимальных тарифах на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление предусматривает введение обновленной номенклатуры услуг по лабораторной диагностике идентичной постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление включает в себя 237 предельных максимальных тарифов.
Тарифы установлены с учетом внедрения новых методов, не учтенных ранее, автоматизации ряда исследований, исключения из практики устаревших методов;
от 19 февраля 2025 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 129».
Постановлением вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
Постановлением исключаются нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования;
от 19 февраля 2025 г. № 23 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13».
Постановлением исключаются из постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» предельные максимальные тарифы на услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования.
Официальный комментарий: принятые документы Министерства здравоохранения актуализированы по ряду вопросов. Так, установлены новые нормы времени, расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике, предельные максимальные тарифы на новые услуги по лабораторной диагностике с учетом внедрения новых методов. Ряд внедренных в практику методов в предыдущих документах не был учтен. Так же, как и введение автоматизации ряда исследований. Исключены из практики устаревшие методы. Изменена структура документа в сторону оптимизации и упрощения.
В документах вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по лабораторной и инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
В связи с необходимостью приведения прейскурантов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике в соответствие с установленными нормами, постановления вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь