ВВП Беларуси в 2024 году увеличился на 4 %
ВВП Беларуси в прошлом году увеличился на 4 %. Об этом заявил Премьер-министр Роман Головченко, подводя итоги работы экономики в 2024 году, передает корреспондент БЕЛТА.
Более глубоко итоги работы экономики будут рассмотрены немного позже, но ключевые макроэкономические цифры уже известны, отметил Роман Головченко. «В 2024 год мы входили с достаточно напряженным заданием, которое было установлено Указом Президента. Глава государства подчеркивал, что это напряженное, но вполне выполнимое задание. Исходя из этих установок, мы сформировали своеобразный мобилизационный план, который был нацелен на выполнение этих задач, – обратил внимание он. – Система общих государственных показателей разбивалась на более мелкие фрагменты, и каждый руководитель от промышленного гиганта до небольшого коммунального предприятия знал, какая перед ним стоит задача».
Правительство же обеспечивало еженедельный мониторинг выполнения этих задач, добавил Премьер-министр. «Принимались многочисленные тактические решения. Где-то необходимо было поддержать, где-то напрячь. Благодаря этой работе и, конечно же, тем установкам Президента, который также постоянно держал в фокусе внимания ситуацию в экономике страны, мы получили определенные результаты, которые, наверное, можно назвать достаточно неплохими», – оценил Роман Головченко.
Ключевой показатель развития экономики в стране – валовой внутренний продукт. «Задание по нему было 3,8 %, а по факту мы сработали с ростом 4 %. Также напряженной была задача по инфляции – не выйти за уровень 6 %. Это было достаточно нелегко. Плюс мы обеспечили значительную прибавку в доходах населения, что также оказывает влияние на инфляцию. Тем не менее при задаче 6 % фактическая инфляция за прошлый год составила 5,2 %», – рассказал Премьер-министр.
По информации БЕЛТА
Вопросы создания централизованной информационной системы здравоохранения и цифровизации отрасли рассмотрели в Доме Правительства, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Первый вопрос – о создании централизованной информационной системы здравоохранения. «Второй вопрос еще более важный – цифровизация отрасли. Хотелось бы понимать архитектуру той системы, которую мы строим, к чему мы должны прийти, какой будет результат. Мы должны создать такую систему, которая будет полезна для здравоохранения и граждан. К разработке системы необходимо широко привлекать экспертов, у которых есть опыт использования подобных платформ», – подчеркнул Премьер-министр Беларуси Александр Турчин.
Как сообщил Министр здравоохранения Александр Ходжаев, централизованная информационная система здравоохранения должна быть введена в эксплуатацию к концу 2025 года. «У нас есть распоряжение Главы государства, которое заключается в том, чтобы мы за 2024 и 2025 годы создали информационную платформу. Данная платформа должна удовлетворять потребности как граждан Беларуси, так и профессионального сообщества. Сегодня Премьер-министр акцентировал внимание на том, что исполнение данного поручения должно принести практический результат и привести к необходимой цели. Мы расширим экспертную группу за счет тех лиц, которые уже имеют опыт внедрения разнообразных медицинских платформ и их длительной эксплуатации. Мы должны собраться и еще раз оценить, что нам необходимо, чтобы качественно выполнить распоряжение Главы государства. На каждом этапе работы мы должны делать ревизию, именно этим сейчас в кратчайшие сроки мы займемся. К 1 июня подготовим справочную информацию с анализом и предложениями по совершенствованию исполнения данного поручения», – отметил Министр.
По информации БЕЛТА
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
- по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
- по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
На совещании у Премьер-министра Александра Турчина обсудили будущее РУП «Белпочта» – от традиционных писем до цифровых сервисов и e-commerce, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
С руководством Министерства связи и информатизации и «Белпочты» детально рассмотрены основные направления повышения эффективности функционирования национального почтового оператора, в том числе с учетом изменения подходов к оказанию ряда традиционных почтовых услуг.
Отдельное внимание уделено оказанию услуг по пересылке письменной корреспонденции и доставке средств массовой информации наряду с активным развитием цифровых услуг и сервисов.
«Каждое направление должно обеспечивать положительный результат с учетом стратегических решений по его развитию», – подчеркнул Премьер-министр.
Как отметила гендиректор «Белпочты» Светлана Юркевич, благодаря развитой инфраструктуре и логистике почтовый оператор активно участвует в сегменте электронной торговли, обеспечивая во взаимодействии с электронными площадками доставку заказов до каждого населенного пункта страны, а также развивает собственный интернет-магазин, реализуя там как почтовую продукцию, так и потребительские товары белорусских производителей.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин в Москве на переговорах с премьер-министром России Михаилом Мишустиным заявил о приоритетности и долгосрочности белорусско-российского стратегического партнерства, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Характерной особенностью отношений, которые сложились между нашими странами и народами, является то, что свои первые визиты после выборов либо после назначения руководство Республики Беларусь традиционно осуществляет именно в Российскую Федерацию. Это наглядно свидетельствует о приоритетности и долгосрочности белорусско-российского стратегического партнерства», – сказал Александр Турчин.
Он напомнил, что прошлый год был ознаменован важными вехами для двусторонних отношений Беларуси и России: 25-летием подписания Договора о создании Союзного государства и 30-летием Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Беларусью и РФ. «К этим юбилейным датам мы подошли с ощутимыми результатами, что еще раз подтверждает правильность выбранной главами государств модели Союзного государства, которая на сегодняшний день является одним из самых образцовых примеров экономической интеграции не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. В связи с этим нацелены на четкое выполнение основных направлений реализации союзного договора на 2024–2026 годы. Эти документы – наш ориентир, дорожная карта для дальнейшего построения союзного государства», – подчеркнул Премьер-министр Беларуси.
Он констатировал, что Россия для Беларуси – основной торговый партнер, а в прошлом году были достигнуты рекордные показатели взаимного товарооборота. Александр Турчин добавил, что переговоры премьер-министров двух стран пройдут по широкой повестке вопросов.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Туризм в Беларуси – одно из приоритетных направлений для инвестирования. Такие проекты получат поддержку наравне с производственными. Об этом заявил журналистам директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский на пресс-конференции, приуроченной к проведению III Белорусско-российского туристического конгресса, передает корреспондент БЕЛТА.
Дмитрий Красовский рассказал, что Национальное агентство инвестиций и приватизации можно назвать «одним окном для инвестора». Здесь в том числе работают с потенциальными финансовыми партнерами на стадии бизнес-идеи. «Сегодня на сопровождении находятся 74 инвестора из 21 страны с потенциалом инвестирования в полмиллиарда долларов и созданием 2 тыс. рабочих мест. Туризм для нас является одним из приоритетных направлений деятельности», – подчеркнул он.
Вместе с тем пока количество проектов, которые касаются индустрии гостеприимства, незначительное. В их числе руководитель НАИП назвал строительство многофункционального отеля и установку смотровых биноклей в Минске, создание спа-комплекса и площадки для размещения палаточного городка.
Дмитрий Красовский подчеркнул, что в республике готовы поддержать региональные инициативы в рамках программы Банка развития. «Туризм, по сути, по важности приравнен к промышленному производству в регионах, – отметил он. – Уже несколько проектов отобраны. Это небольшие гостиницы, комплексы, парк-отели».
По информации БЕЛТА