Ольга Чуприс: ревизия законодательства будет проводиться в Беларуси на постоянной основе
Ревизия законодательства будет проводиться в Беларуси на постоянной основе. Об этом Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс сообщила в новостном эфире «Первого информационного», сообщает БЕЛТА.
По поручению Главы государства в Беларуси была проведена масштабная ревизия законодательства. Уже подготовлено постановление правительства, которым признаются утратившими силу 1,5 тыс. нормативно-правовых актов. В Администрации Президента считают, что это уже хороший результат.
«Важнейшее поручение Главы государства – подобные ревизии надо проводить на постоянной основе всеми государственными органами сверху донизу, – сказала Ольга Чуприс. – Президент поддержал комплекс мер, которые направлены на дебюрократизацию процесса нормотворчества, повышение качества нормативно-правовых актов и усиление юридического значения Министерства юстиции и всех юридических служб».
Для того, чтобы реализовать комплекс поставленных задач, придется внести изменения в закон о нормативно-правовых актах и в ряд других законодательных актов, которые регулируют указанные вопросы. Это прежде всего указы Президента. Изменения коснутся и баз данных – все-таки хочется, чтобы они были удобными для пользователей.
По информации БЕЛТА
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации БЕЛТА
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации БЕЛТА
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября подписал Указ № 378 «О маркировке ювелирных и других изделий».
В целях обеспечения законности оборота таких изделий с 1 января 2026 года будет производиться их обязательная маркировка с помощью средств идентификации.
В соответствии с Указом маркировка будет осуществляться при изготовлении ювелирных и других изделий (за исключением индивидуальных заказов), ввозе их на территорию Беларуси для реализации, вывозе в страны, с которыми заключены соглашения о взаимном признании средств идентификации. Определены также перечень ювелирных изделий, обращение которых допускается без маркировки, и способы маркировки.
Таким образом, Указом устанавливаются новые подходы к регулированию сферы обращения ювелирных изделий, контроль законности их оборота от изготовления (ввоза) до реализации, способствующие защите потребителей от недобросовестных продавцов.
В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

С 2024 года в республике функционирует реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В ведомстве отмечают положительный эффект от реализации указа Президента № 32, который установил новые правила.
«Мы видим, что на сегодняшний момент рынок сбалансирован. Первое время возникали определенные вопросы. Не все перевозчики приняли как должное необходимость включения в реестр. Был определенный переходный период в этом плане. Сейчас, если говорить о сфере перевозок автомобилями-такси, появилась какая-то константа как в части транспортных средств, так и в части водителей», – рассказал Андрей Гладкий.
Он добавил, что цифры варьируются. В перевозках задействованы порядка 36 тыс. водителей и 27 тыс. автомобилей-такси. «К сожалению, есть еще отдельные перевозчики, которые допускают нарушения законодательства. Это связано с приостановлением нахождения сведений в реестре. Если перевозчики не реагируют, не собираются устранять допущенные нарушения, то принимается такая мера, как исключение сведений из реестра. Заново включиться возможно по истечении шести месяцев», – пояснил Андрей Гладкий.
В министерство поступают предложения по пересмотру норм. Они касаются в том числе сокращения срока исключения сведений из реестра. Рассматривается возможность его уменьшения с шести месяцев до трех. «Ведется подготовка соответствующего проекта указа Главы государства, где мы совместно с бизнес-сообществом, заинтересованными государственными органами будем предлагать определенные вопросы», – отметил Андрей Гладкий, добавив, что все больше участников рынка действуют добросовестно, поэтому в ведомстве готовы идти по пути ослабления требований.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса также рассказал о внесении изменений в правила автомобильных перевозок пассажиров, где предлагается скорректировать некоторые положения. В частности, речь идет об уходе от обучающих курсов для водителей такси, которые сейчас необходимы для включения в реестр. «Но что касается безопасности, планируем оставить требование о необходимости повышения квалификации раз в пять лет. Это важно. Какой бы ни был профессионал, не каждый водитель может проехать и сдать те фигуры на автодроме, которые предусмотрены в рамках соответствующей программы», – пояснил Андрей Гладкий.
Еще одно направление – доработка государственной информационной системы «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность получения информации не только субъектам, находящимся в реестре, но и лизинговым компаниям. Они по сути являются владельцами транспортных средств и по договору лизинга передают их перевозчику.
«Будут внесены определенные изменения и в Налоговый кодекс в части налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозки автомобилями-такси. Установлен единый налог. Соответствующая работа проводится Министерством по налогам и сборам», – обратил внимание Андрей Гладкий.
По информации БЕЛТА
