В Беларуси считают, что ЕАЭС нуждается в общем информационном пространстве
Странам Евразийского экономического союза необходимо сформировать общее информационное пространство. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко, передает корреспондент БЕЛТА.
«Впервые в рамках аспектов председательства мы акцентировали внимание на информационной составляющей. На том, чтобы мы сформировали общее информационное пространство по отражению итогов функционирования нашего союза, результатов, которых достигли, текущей деятельности», – сказал Игорь Петришенко.
Он считает, что страны Евразийского экономического союза должны совместно противостоять деструктивным попыткам повлиять на деятельность ЕАЭС.
Беларусь с 1 января 2025 г. в третий раз приняла председательство в органах Евразийского экономического союза. Президент Беларуси Александр Лукашенко в качестве председателя Высшего Евразийского экономического совета направил лидерам стран ЕАЭС обращение, в котором обозначил приоритеты на предстоящий год. Глава государства перечислил девять направлений. Одним из них стало информационное взаимодействие.
«Как никогда ранее, от наших стран требуется переход на новый уровень информационного взаимодействия для принятия эффективных мер против различных деструктивных ресурсов, агрессивных выпадов. Представляется целесообразной разработка консолидированного подхода к формированию общего информационного пространства на основе уважения традиционных ценностей наших стран, исторического и культурного наследия народов», – подчеркнул Александр Лукашенко в своем обращении.
По информации БЕЛТА
Совместное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (СППП) и Комиссии по экономическим вопросам (КЭВ) при Экономическом совете СНГ состоялось 26 марта 2025 г.
Участники встречи сформировали проект повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ, которое планируется провести в начале июня. Ожидается, что члены СГП в узком формате обменяются мнениями по актуальным темам экономического взаимодействия в Содружестве. В расширенном формате главы правительств примут ряд документов, регламентирующих взаимодействие в сферах промышленности, охраны здоровья, межрегионального и приграничного сотрудничества, обороны, туризма охраны труда и кинопроизводства.
Члены СППП и КЭВ обсудили подготовку к очередному заседанию Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств. Проведение мероприятия запланировано на 11 апреля 2025 г. в Алматы. В проект повестки дня встречи глав внешнеполитических ведомств включены 15 вопросов, касающихся текущей международной повестки дня и укрепления внешнеполитической координации государств Содружества, создания базовых организаций, анализа деятельности органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств.
Об итогах деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в 2024 году участников встречи ознакомил директор организационного департамента Исполнительного комитета СНГ Игорь Граховский.
Он рассказал, что на сегодняшний день в рамках СНГ созданы 67 органов отраслевого сотрудничества: в экономической сфере – 36, в сфере безопасности – 17, в гуманитарной сфере – 10, в информационной и правовой – по 2. Государства – участники СНГ участвуют в деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в рамках заинтересованности.
В минувшем году отраслевые советы провели 82 заседания, на которых рассмотрены более 900 вопросов по различным направлениям сотрудничества.
Так, органы отраслевого сотрудничества СНГ рассмотрели на заседаниях вопросы организации исполнения решений, принятых высшими органами Содружества, а также ход реализации наиболее значимых документов концептуального, стратегического, перспективного и долгосрочного характера. Значительное внимание было уделено вопросам деятельности отраслей в период продолжающейся перестройки глобальных финансовых, логистических и производственных систем, роста геополитической и экономической нестабильности, применения политических и экономических санкций, новых вызовов и угроз международной и национальной безопасности, обострившихся гуманитарных проблем.
С информацией о выполнении Дорожной карты по реализации инициатив (в части экономического сотрудничества), высказанных главами делегаций в ходе предыдущих заседаний СГГ, СГП, СМИД и Экономсовета, выступил директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин.
Он отметил, что дорожная карта разрабатывается как долгосрочный документ, позволяющий осуществлять качественный мониторинг выполнения инициатив и их своевременное снятие с контроля.
Таких инициатив, предложенных на заседаниях высших органов СНГ, немало и они охватывают различные аспекты экономического взаимодействия – формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве Содружества, устранение препятствий во взаимной торговле, развитие взаимодействия в инвестиционной, инновационной, научно-технической и валютно-финансовой сферах, в области цифровизации и «зеленой» экономики, а также поддержку малого и среднего предпринимательства, углубление межрегионального и приграничного сотрудничества.
«Дорожная карта в части экономического сотрудничества успешно выполняется. К настоящему времени большинство мероприятий, предусмотренных инициативами глав делегаций, находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Вместе с тем предстоит еще немало сделать в рамках реализации инициатив по развитию сотрудничества в сферах устранения препятствий во взаимной торговле, государственных закупок, «зеленой» экономики, технического регулирования, малого и среднего предпринимательства, в валютно-финансовой области», – резюмировал Михаил Мыскин.
Ответственный секретарь Комиссии государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях Евгений Соболев проинформировал постпредов и членов КЭВ о ее деятельности в 2021–2024 годах.
Комиссия создана в 1997 году и ее основными направлениями деятельности являются выработка согласованных рекомендаций и решений по проблемам многостороннего сотрудничества в области развития атомной энергетики, содействие формированию согласованной политики государств СНГ в области развития мирных ядерных технологий и содействие в организации и координации исполнений решений в области использования атомной энергии в мирных целях, принятых Советом глав правительств и Экономическим советом СНГ.
Также участники совместного заседания обсудили выполнение Плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией. Выступавший с докладом на эту тему директор департамента экономического сотрудничества Исполкома Михаил Мыскин подчеркнул, что документ содержит 84 мероприятия и нацелен на дальнейшее углубление диалога между различными структурами СНГ и ЕЭК по конкретным направлениям сотрудничества, таким как цифровая экономика, торговля, агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры, техническое регулирование, интеллектуальная собственность, защита прав потребителей и много другое.
Важными совместными задачами являются выявление и устранение существующих барьеров во взаимной торговле, в том числе в области технического регулирования, развитие сотрудничества в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, промышленной и научно-технологической кооперации, взаимодействие в части реализации высокотехнологических проектов.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
С 1 апреля 2025 г. вступают в силу акты, составляющие право Евразийского экономического союза, указанные в приложении к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 марта 2024 г. № 26 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии».
Данными актами утверждаются новая форма и порядок заполнения транзитной декларации (далее – ТД) ( решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 73 «Об утверждении формы транзитной декларации и порядка ее заполнения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»), внесения изменений в порядок заполнения декларации на товары (далее – ДТ), структура и формат ДТ, ТД, предварительной информации и декларации таможенной стоимости, а также изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов.
Кроме того, с 1 апреля 2025 г. вступают в силу изменения в порядок заполнения, структуру и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 2 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 3 соответственно.
Подробная информация о порядке представления в информационную систему таможенных органов указанных электронных таможенных документов (их электронного вида) содержится в разделе « Участникам ВЭД – Таможенное декларирование, выпуски таможенный контроль – Электронное декларирование».
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«В своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси определил одним из важнейших вопросов создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС», – сказала Алеся Абраменко.
Она подчеркнула, что промышленность практически во всех странах союза является локомотивом экономического развития. В 2023 году в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года были внесены изменения, нацеленные на стимулирование промышленной кооперации. Согласно новым положениям договора Евразийская экономическая комиссия наделяется полномочиями по компенсации из бюджета ЕАЭС части процентной ставки (в размере ставки рефинансирования центральных банков) по кредиту, полученному субъектом хозяйствования для реализации кооперационного проекта в промышленности. Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказания финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры.
В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» (Россия) по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd (Казахстан). В обоих проектах участвуют белорусские производители.
По информации БЕЛТА
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации БЕЛТА
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). «Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования», – подчеркнула Елена Моргунова.
Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. «Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок», – отметила Председатель Госстандарта.
Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое – когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе – если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).
По информации БЕЛТА