15.01.2025
Чистота на заповедных территориях и озеленение городов: Минприроды – о планах на 2025 год
Нынешний год, объявленный Годом благоустройства и дающий старт пятилетке качества, будет посвящен столь важной для каждого из нас, удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среде жизнедеятельности. И одно из ведомств, на плечи которого ложится решение этих задач, – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. О большой проделанной работе и планах на ближайший год «Р» рассказал глава ведомства Сергей Масляк.
Чище и зеленее
– Сергей Михайлович, Минприроды за последние десятилетия была проведена масштабная работа по созданию благоприятной экологической среды для граждан нашей страны. За эти годы города и другие населенные пункты Беларуси стали чище и зеленее. Как оцениваете эту работу?
– Вопросам наведения порядка на земле в стране уделялось и уделяется особое внимание. Советом Министров ежегодно утверждается профильный республиканский план мероприятий. В соответствии с постановлением Совета Министров № 668 «О наведении порядка на земле», а также поручениями Правительства в целях улучшения экологической обстановки Минприроды осуществляет координацию работы по благоустройству, озеленению, содержанию и поддержанию в чистоте территории Беларуси. Совместно с другими государственными органами и местными органами власти мы проводим целенаправленную работу по озеленению придомовых и иных территорий населенных пунктов, а также озеленению и обустройству мест отдыха вдоль автомобильных дорог. Благоустраиваем парки и бульвары, экологические тропы, поддерживаем в надлежащем состоянии наши заповедные территории, занимаемся обустройством существующих зон и мест отдыха для туристов, рекультивируем земельные участки, нарушенные горными работами при добыче полезных ископаемых на месторождениях, и т.д.
Достигнуты определенные результаты. Так, за последние 5 лет процент озелененности территорий городов и районных центров достиг установленных 40 процентов, что обеспечивает благоприятные условия проживания населения. Только в 2024 году было высажено почти 350 тысяч деревьев и 567 тысяч кустарников на придомовых и иных территориях населенных пунктов. Более 20 тысяч цветов украсили территории населенных пунктов. Проведены работы по озеленению территорий вдоль республиканских и местных автомобильных дорог. Вдоль республиканских автомобильных дорог в течение года посажено примерно 16 тысяч деревьев и 47 тысяч кустарников, вдоль местных автомобильных – около 5 тысяч деревьев и 2,6 тысячи кустарников. Эту работу продолжим и в текущем году – будут доведены более напряженные показатели по озеленению.
– Особая зона ответственности Минприроды – это наши заповедные территории, которыми славится Беларусь. В стране активно развивается экологический туризм – обустраиваются экотропы, появляются туристические стоянки на территории заповедников, национальных парков и заказников. Как здесь обстоят дела?
– Сегодня общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Беларуси составляет 1,9 млн гектаров, или 9,2 процента земель Беларуси. Без сомнения, этим территориям уделяется особое внимание. После реализации схемы рационального размещения ООПТ республиканского и регионального значения (на 2024–2033 годы) общая доля таких природных территорий к 1 января 2035 года может вырасти до 9,6 процента.
К слову, с учетом природных территорий, подлежащих специальной охране, по экспертной оценке специалистов Национальной академии наук Беларуси, общая площадь охраняемых территорий в нашей стране составляет около 35 процентов. Для сравнения в ряде стран ЕС (без учета морских территорий): 18,2 процента в Латвии, 17,1 процента в Литве, 20,9 процента в Эстонии и т.д. В среднем по ЕС этот показатель составляет 26,4 процента.
Всего на территории Беларуси функционирует 210 экологических троп, 26 из них – в 35 заказниках. Также там разработано 78 туристических маршрутов. Только в минувшем году в заказнике «Выдрица» обустроена экотропа «Долина реки Ола» в Светлогорском районе, в заказнике «Налибокский» открыта экологическая тропа «Сябрыньский перекресток» в Воложинском районе. Что касается столицы, первые экотропы начали появляться в 2016 году, за последние 5 лет было открыто 15 новых экотроп, из них 5 – в 2023–2024 годах. Всего в Минске на данный момент 24 эктропы.
Чтобы отходы шли в доходы
– Контроль за тем, чтобы вторичные материальные ресурсы не попадали на свалки, а отправлялись на переработку, – еще один важный аспект деятельности природоохранного ведомства. Как часто здесь сталкиваетесь с нарушениями законодательства?
– В 2024 году по вопросу соблюдения законодательства об обращении с отходами при эксплуатации объектов захоронения ТКО территориальными органами Минприроды проведено 1282 обследования объектов (в 2023 году – 1794). По итогам мы выявили более 2 тысяч фактов нарушений правил эксплуатации объектов захоронения ТКО. Несмотря на уменьшение количества обследований, их эффективность осталась на прежнем высоком уровне. Наиболее распространенные нарушения: отсутствие послойного уплотнения и (или) изолирующего слоя, нарушения обваловки (ограждения), неудовлетворительное состояние подъездных путей и т.д. К административной ответственности привлечено 214 виновных лиц. Общая сумма штрафов составила около 504,5 тысячи рублей.
Что касается случаев захоронения вторичных материальных ресурсов, здесь мы видим тенденцию к снижению. Так, если в 2023-м подобных нарушений было более 700, то в минувшем году – около 500. В 2024-м к административной ответственности привлечено 149 виновных лиц, сумма взысканий составила свыше 393,9 тысячи рублей.
В настоящее время Минприроды внесены предложения по увеличению штрафов за загрязнение леса в рамках подготовки проекта закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
– Знаю, чтобы переломить ситуацию, ведется работа над стратегией по данному виду отходов.
– Распоряжением Премьер-министра № 396р создана Временная межведомственная рабочая группа по разработке стратегии обращения с отходами производства и потребления в Беларуси, предусматривающей использование отходов на уровне не менее 90 процентов.
Минприроды в конце 2024 года был подготовлен предварительный проект документа, который сейчас дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений от заинтересованных органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов. Уже в первом квартале нынешнего года проект стратегии будет вынесен на рассмотрение Координационного совета по вопросам обращения с отходами, созданного Минприроды, и Временной межведомственной рабочей группы по разработке стратегии обращения с отходами производства и потребления в Беларуси.
– Наверное, одна из болевых точек сегодня – ситуация с промышленными карьерами. Планирует ли Минприроды усовершенствовать подходы по контролю за разработкой и рекультивацией карьеров?
– На конец декабря 2024 года в Беларуси числилось 430 промышленных карьеров, из которых разрабатывалось 325, или 75,6 процента от общего количества. А также 891 внутрихозяйственный карьер площадью около 800 га, из которых разрабатывалось 95,3 процента от общего количества.
Территориальными органами Минприроды на постоянной основе проводится контроль за использованием и охраной недр, в том числе за разработкой и рекультивацией промышленных и внутрихозяйственных карьеров. В 2024 году выявлено 1820 нарушений, что на 606 больше, чем за 2023-й. Вместе с тем количество мероприятий профилактического и предупредительного характера снизилось с 1206 в 2023 году до 867 в 2024-м, что свидетельствует о повышении эффективности их проведения.
Хочу отметить, что Минприроды в 2024 году были пересмотрены подходы по контролю за разработкой и рекультивацией карьеров. И в I квартале 2025-го на территории Минской области будет реализован пилотный проект в части совершенствования контроля за охраной и использованием недр. Мы планируем применять специальные приборы и оборудование, информационно-автоматизированные системы на основе данных дистанционного зондирования Земли, позволяющие в режиме реального времени выявлять нарушения при разработке карьеров, в том числе по площади и глубине. Рассматриваем возможность приобретения спутниковых приемников и беспилотных летательных аппаратов без привлечения бюджетного финансирования. Впоследствии проект масштабируем в рамках страны.
Прирост обеспечен
– Как бы это на первый взгляд ни казалось странным, благоустройство и вопросы использования собственных полезных ископаемых неразрывно связаны. Ведь при облагораживании территорий мы используем те же песок, гравий и другие материалы. И Глава государства неоднократно обращал внимание Минприроды на необходимость расширения использования минерально-сырьевой базы Беларуси. Прироста каких полезных ископаемых удалось достичь в минувшем году?
– Как отметил 10 января в ходе торжественного пуска артезианской воды из подземных источников для обеспечения водоснабжения Минска Глава нашего государства, Беларусь обладает значительными ресурсами, которые нужно планомерно изучать и эффективно осваивать. И без сомнения, Год благоустройства и вопросы использования полезных ископаемых при строительстве, облагораживании территорий, прокладке дорожного полотна, оснащении городов питьевым водоснабжением из подземных источников взаимосвязаны.
Уже за минувший год с участием всех недропользователей в стране обеспечен прирост запасов формовочного и стекольного песка – 2,4 млн тонн; валунно-гравийно-песчаной смеси – 13,9 млн м3; песка, используемого для дорожных и строительных работ, – 20,6 млн м3; торфа – 4,6 млн тонн. В 2024 году продолжена работа по увеличению уровня прироста новых промышленных запасов нефти над ее добычей. Прирост нефти составил 2,805 млн тонн, или 110,3 процента к уровню 2023-го. Добыча нефти – почти 2 млн тонн (103,2 процента к уровню 2023-го).
– Сейчас идет активная работа над республиканским планом мероприятий Года благоустройства. Какое участие в ней принимает главное природоохранное ведомство Беларуси?
– Без сомнения, самое активное! Это и мероприятия по озеленению населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог, и создание экотроп, и проведение реконструкции и создание скверов, бульваров, парков на территории городов. Главная цель – чтобы наши города стали еще более зелеными и комфортными для проживания.
Работы по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству в последние годы дополнительно вносились в перечень мероприятий по наведению порядка на земле. Теперь, начиная с 2023 года, данные работы должны включаться исполкомами в ежегодные планы мероприятий по наведению порядка на земле. Минприроды утверждены экологические нормы и правила, устанавливающие требования по работе с водными объектами, а также определен их перечень.
Особая роль отводится реализации гражданских инициатив и развитию волонтерского движения. Ведь создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности без участия каждого белоруса невозможно.
Вера Артеага, «
Рэспубліка», 15 января 2025 г.
Индустрия впечатлений. Как привлекают туристов в Беларусь
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Более 860 га земельных участков планируется вовлечь в хозяйственный оборот в Год благоустройства
В 2025 году запланированы снос более 4 тыс. пустующих домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 гектаров земельных участков. Об этом на пресс-конференции «Наведение порядка на земле: от благоустройства территорий до реконструкции, модернизации и ремонтов» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Виктория Верина.
«В связи с объявлением Года благоустройства показатели по вовлечению в хозяйственный оборот пустующих домов на 2025-й год увеличены на 25 %, – рассказала Виктория Верина. – Запланирован снос более 4 тыс. домов и вовлечение в хозяйственный оборот более 860 га земельных участков. Мы постоянно мониторим ситуацию и можем сказать, что показатель, который запланирован на I квартал, хоть он еще не завершился, выполнен. Запланировано вовлечение 222 жилых домов, а вовлечено уже 359».
По словам специалиста, в республиканском плане по наведению порядка на земле Госкомимущество является ответственным по двум направлениям: снос пустующих домов и вовлечение в оборот земельных участков, на которых они расположены. Эта работа ведется с 2006 года. Создан единый реестр пустующих домов, который начал функционировать с 1 января 2023-го года. Он пополняется новой информацией. Жилье стало более успешно вовлекаться в хозоборот.
В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а всего в реестре содержатся сведения о более чем 25 тыс. таких объектов. За 2024 год вовлечено 5340 жилых домов, из них продано – 1369. В хозяйственный оборот вовлечено более 1170 га земель.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
Цифровизация и логистика. Глава ГТК о новшествах в таможенной сфере в год председательства Беларуси в ЕАЭС
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью
БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации
БЕЛТА
Ремонт дорог, новые опоры освещения, площадки для отдыха. Минтранс о планах в Год благоустройства
Заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик на пресс-конференции рассказал о мероприятиях, которые запланировало ведомство в Год благоустройства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Мероприятия касаются территорий вдоль автомобильных, железных дорог, обустройства полос отвода, мест отдыха, остановочных пунктов, пассажирских платформ и др. Продолжится обновление дорожного полотна.
«Будем контролировать нормативное содержание объектов наружного освещения, устанавливать новые опоры в рамках капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, вдоль железнодорожных путей», – рассказал Сергей Леончик.
По его словам, разработан отраслевой план проведения Года благоустройства, определены задачи для каждой организации. В январе-феврале выполнены работы по удалению валежной древесины, опасных деревьев вдоль почти 450 км республиканских и более 2 тыс. км местных дорог. На некоторых площадках отдыха установили дополнительные малые архитектурные формы, на республиканских дорогах в Гродненской и Могилевской областях появились 20 новых опор наружного освещения.
Кроме того, дорожные службы уже приступили к ремонту местных дорог.
По информации
БЕЛТА
Социальная ориентированность, рассмотрение обращений: как работает Конституционный Суд в современных условиях
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, «
Рэспубліка», 15 марта 2025 г.