/ / Общественно-политические
10.01.2025

Какие законопроекты рассмотрены на заседании второй сессии Палаты представителей восьмого созыва 10 января?

10 января 2025 г. состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей восьмого созыва.

Заседание

В первом чтении был рассмотрен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», который представили Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Линевич А.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Давыдов С.Н.

Проектом Закона предлагается снижение возраста лица, которое может получить право управления самоходной машиной сельскохозяйственного назначения (категория «F»), с 18 до 17 лет и увеличение максимально допустимой мощности двигателя для колесных тракторов и самоходных машин категорий «С», «D», «Е», «F».

Законопроектом также предусмотрено, что не потребуется замена ранее выданных водительских удостоверений на право управления колесным трактором, самоходной машиной. Такие удостоверения сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы, и подтверждают право управления колесными тракторами, самоходными машинами категорий, указанных в этих удостоверениях.

Во втором чтении были приняты три законопроекта.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевская М.А. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

Проектом Закона предусмотрено внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Предлагаются следующие нововведения:

  • пересмотр санкций 97 составов преступлений: санкции дополняются альтернативными более мягкими видами наказаний, а также корректируются в части размера наказаний или введения на альтернативной основе дополнительных наказаний, что создаст условия для большей индивидуализации уголовной ответственности;
  • лишение свободы не будет назначаться женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, инвалидам I группы, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление. Вместе с тем в ряде случаев это правило применяться не будет – например, при совершении преступлений, повлекших по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, а также в отношении совершивших преступления экстремистской направленности. Аналогичные нормы закреплены в отношении лиц, впервые совершивших преступления в возрасте до 18 лет;
  • дифференциация ответственности за незаконный оборот средств платежа с учетом реальной общественной опасности действий каждого из участников: предлагается сохранить уголовную ответственность для граждан, распространяющих реквизиты чужих банковских карт, и ввести административную ответственность для лиц, предоставляющих реквизиты собственных банковских карт;
  • перевод отдельных преступлений в дела частно-публичного обвинения: преступления о нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения и совершенном близкими лица, пострадавшего от преступления, будут относиться к делам частно-публичного обвинения;
  • изменения по вопросам уголовной ответственности за наркопреступления – в частности, нижний предел наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы сокращен с 10 до 8 лет лишения свободы;
  • расширен круг преступлений, за которые граждане Республики Беларусь будут нести ответственность при их совершении за пределами страны – в этот перечень включены в том числе преступления террористической направленности.

О проекте Закона «О потребительском кредите и потребительском микрозайме» доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.

В законопроекте унифицированы существующие подходы к порядку предоставления микрозаймов с подходами к предоставлению потребительских кредитов.

Основными новациями законопроекта являются обязанности банков (микрофинансовых организаций):

  • информировать заявителя до заключения договора потребительского кредита, потребительского микрозайма о превышении размера установленных показателей долговой нагрузки (обеспеченности кредита) для принятия заявителем взвешенного решения;
  • предоставлять гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, отсрочку платежа по договору на срок не менее трех месяцев;
  • определять возможности осуществления от их имени другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных действий (информирование об условиях кредитования, оформление документов, подписание договора). При этом устанавливается запрет на взимание этими лицами вознаграждения с граждан, воспользовавшихся их услугами.

Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать развитию потребительского кредитования, микрофинансирования, расширению их доступности, оказанию более качественных услуг банками и микрофинансовыми организациями, а также сократит количество обращений граждан, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг организациями – партнерами.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном и мобилизационном материальных резервах» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Приходько О.И.

Проект Закона разработан в целях совершенствования порядка создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.

Проектом Закона предусматриваются следующие нововведения:

  • вводится ряд новых терминов и их определений: «необеспечение количественной сохранности резервов», «необеспечение качественной сохранности резервов», «организация, ответственная за освежение и (или) замену резервов»;
  • закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области резервов;
  • расширяется перечень целей назначения и использования резервов материальных ресурсов;
  • изменяется порядок выпуска материальных ценностей из государственного и мобилизационного материальных резервов;
  • предусматривается возможность привлечения для перевозки материальных ценностей не только транспортных организаций, но и других организаций, имеющих на балансе транспортные средства для перевозки грузов;
  • конкретизируются меры ответственности за нарушения обязательств по операциям с материальными ценностями государственного и мобилизационного материальных резервов;
  • решениям Госрезерва о взыскании штрафов, пеней, платы за заимствование материальных ценностей придается статус исполнительного документа.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели пять законопроектов о ратификации международных соглашений.

Министр экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Малобицкий А.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о торговле услугами и осуществлении инвестиций».

Соглашение направлено на создание зоны свободной торговли услугами между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой, содействие расширению и диверсификации торговли между государствами и обеспечению справедливой конкуренции на рынках государств, а также на создание транспарентного и благоприятного инвестиционного режима.

В Соглашение включены положения, регулирующие двустороннюю торговлю услугами (с учетом особенностей отдельных секторов услуг), осуществление инвестиций, перемещение отдельных категорий физических лиц, а также договоренности, содержащие рамочное правовое регулирование вопросов сотрудничества между странами в различных сферах (электронная коммерция; микро-, малые и средние предприятия; интеллектуальная собственность; конкуренция).

Соглашением также регламентируется процедура разрешения споров по вопросам толкования, применения и соблюдения принимаемых сторонами обязательств, а также порядок разрешения инвестиционных споров.

В приложениях, содержащих обязательства сторон, определены конкретные условия и параметры доступа на рынки услуг, действующие и возможные будущие изъятия в рамках осуществления инвестиций, а также условия и сроки временного присутствия физических лиц.

Каждая сторона принимает обязательства более чем по 100 сопоставимым секторам услуг, в их числе юридические, аудиторские, компьютерные, образовательные, финансовые, туристические, рекреационные, транспортно-логистические, строительные, а также услуги в сферах торговли, охраны окружающей среды, связи и здравоохранения.

О проекте Закона «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Куба о взаимных поставках от 24 июня 2014 года» с докладом выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевич Ю.Г., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Серафинович Е.А.

В соответствии с Протоколом исполнителями по Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Куба о взаимных поставках будут выступать: от Правительства Республики Беларусь – ОАО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы», от Правительства Республики Куба – Центр генной инженерии и биотехнологии (CIGB), Центр молекулярной иммунологии (CIM), Центральная компания по закупкам и продажам сельскохозяйственной техники и запасных частей (TRANSIMPORT), Торговая компания по продовольственным товарам (ALIMPORT) и Торговая компания CUBACAFE, входящая в группу предприятий пищевой промышленности «Grupo Empresarial de la Industria Agroalimentaria».

Товары и услуги, представляющие интерес для обмена в рамках Соглашения, определяются по взаимному согласию между исполнителями Соглашения по согласованию с организациями, уполномоченными контролировать выполнение настоящего Соглашения.

Для каждой стороны при взаимных поставках товаров и услуг определяется лимит в 15 миллионов долларов США на пятилетний период.

Сроки, цены и условия взаимных поставок товаров и оказания услуг, а также порядок транспортировки товаров согласовываются субъектами хозяйствования, определяемыми сторонами, посредством подписания соответствующих контрактов. Эти контракты должны соответствовать национальному законодательству каждой из сторон.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Арабской Республики Египет о системе содействия взаимной торговле» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сыромятникова А.А.).

Соглашением предусмотрена возможность таможенных органов государств обмениваться информацией в отношении поставок участников внешнеэкономической деятельности, к которым на добровольной основе применяется система содействия взаимной торговле.

Ратификация Соглашения позволит участникам внешнеэкономической деятельности получить преимущества в пунктах пропуска по сравнению с компаниями, к которым не применяется система содействия взаимной торговле, а именно: приоритетный порядок совершения таможенных операций (таможенного оформления), упрощение ряда таможенных формальностей, включая выделение отдельных полос движения в целях сокращения времени совершения таможенных операций, а также неприменение таможенного досмотра, за исключением случаев выявления риска нарушения таможенного законодательства государств.

В.Н.Орловский также доложил о проектах законов «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Оксенюк М.П.) и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Индия о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Шкодин Р.Н.).

Эти соглашения определяют основные принципы и формы сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь и Республики Никарагуа и Республики Индия соответственно, порядок оказания взаимной помощи в целях надлежащего применения таможенного законодательства, организации обмена необходимой сторонам информацией, взаимодействия по направлению пресечения и расследования таможенных правонарушений. Предусмотренные ими меры позволят своевременно получать сведения, необходимые для эффективного администрирования взимания таможенных платежей, правильной классификации товаров, перемещаемых во взаимной торговле, обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования, выявления противоправных схем, направленных на уклонение от уплаты налогов и пошлин.

Таможенными органами, на которые возлагается его реализация, являются: в Республике Беларусь – Государственный таможенный комитет, в Республике Никарагуа – Таможенная служба, в Республике Индия – Главное управление непрямых налогов и таможни Департамента по доходам Министерства финансов Правительства.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус принял Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему «Развитие цифрового права в Республике Беларусь».

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)