10.01.2025
Узнали, кому и сколько надо будет уплатить налогов в этом году
В Беларуси в прошлом году произошли некоторые изменения в порядке налогообложения. Скорректированы ставки подоходного налога и налога на прибыль. Кроме того, с 2024-го введен единый имущественный платеж. В 2025 году также произошел ряд изменений. Узнали о самых значимых.
Привести в соответствие
Для начала отметим, что традиционно изменения вносятся в связи с необходимостью приведения Налогового кодекса в соответствие с законодательными актами, которые были приняты в течение года. Также необходимо адаптировать ставки налогов к происходящим инфляционным и иным процессам. Налоговая политика на 2025-й финансовый год направлена на обеспечение устойчивого исполнения бюджета для выполнения предусмотренных расходных обязательств. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
– Произошла индексация на прогнозный параметр инфляции (105 процентов) ставок налогов, установленных в рублях: подоходный налог с физических лиц в фиксированных суммах, налог на недвижимость – изменение расчетной стоимости 1 квадратного метра, транспортный налог, – а вычетов и льгот по подоходному налогу – на темп роста номинальной зарплаты (110,4 процента), – сообщила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Наталья Кулешова. – Кроме того, произошло увеличение на 11,9 процента ставок акцизов на сигареты первой ценовой группы с учетом международных обязательств. Ставки акцизов на автомобильное топливо сохранились без индексации.
В качестве нового объекта налогообложения акцизами появляются безалкогольные энергетические напитки. Ставка составит 50 копеек за литр готовой продукции. Мера предложена в рамках поэтапного расширения подакцизной продукции. Ее вступление в силу предусмотрено с 1 января 2026 года, чтобы плательщики смогли адаптироваться к изменениям. Кроме того, пересмотрены действующие льготы для субъектов хозяйствования с целью отмены неэффективных и неиспользуемых.
В частности, предлагается поэтапная отмена льготных ставок 6 процентов с 2026 года и 0 процентов с 2028 года по налогу на прибыль, установленных в отношении дивидендов.
– Отменяется льгота по подоходному налогу по доходам, полученным физическими лицами от продажи долей в уставном фонде белорусских организаций и акций белорусских организаций. Также вносятся дополнительные ограничения по применению инвестиционного вычета в целях обеспечения его направленности на обновление основных средств. Инвестиционный вычет будет применяться только коммерческими организациями по зданиям и сооружениям, используемым исключительно в производственной деятельности. Применение инвестиционного вычета бюджетными организациями, общественными и религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями исключается в связи с отсутствием производственной деятельности. Эти подходы глубоко и всесторонне обсуждены депутатами с привлечением широкого круга заинтересованных органов государственного управления, – заверила Наталья Кулешова.
В ногу со временем
Еще одно новшество касается закрепления на постоянной основе или продления срока действия мер налоговой политики по бюджетной консолидации, которые были приняты в предыдущие годы. Напомним, такие меры принимались для адаптации экономики к работе в условиях пандемии и санкций.
– В частности, останется увеличенная ставка налога на прибыль до 25 процентов при превышении налогооблагаемой базы 25 миллионов рублей. В обиходе так называемый налог на сверхдоходы и затрагивает тех белорусов, которые зарабатывают свыше названного критерия. Для всех остальных ставка сохраняется на уровне 13 процентов, – сообщил первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.
Кроме того, на постоянной основе закрепляется ставка налога на прибыль в размере 30 процентов для операторов сотовой подвижной электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций. Продлевается срок действия ставки 13 процентов по подоходному налогу в отношении доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий до 1 января 2028 года. Также увеличивается ставка налога на доходы по дивидендам, получателями которых являются иностранные организации, с 15 до 25 процентов. Сохраняется и ставка транспортного налога по люксовым автомобилям, увеличенная в десять раз. В 2025 году дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет от ранее введенных мер налоговой политики оцениваются в сумме 386,4 миллиона рублей.
В Налоговый кодекс Беларуси с 2025 года внесена новая статья «Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами)». Доходами признаются любые виды средств, полученные от таких операций, в том числе от майнинга, обмена токенов на иные токены, отчуждения за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги. По налогу на прибыль для резидентов ПВТ предусмотрена ставка в размере 9 процентов. Для субъектов, не являющихся резидентами ПВТ, будет применяться общеустановленная ставка 20 процентов, а при превышении валовой прибыли 25 миллионов рублей – 25 процентов. Не нужно будет платить подоходный налог с физических лиц, если доходы получены по операциям с токенами, созданными резидентами Парка высоких технологий и (или) через резидентов ПВТ, по операциям с токенами, совершенным через резидентов ПВТ. Также объектом налогообложения не будут считаться доходы от деятельности по майнингу, от обмена токенов на иные токены (кроме незаконной и запрещенной деятельности) и если токены получены в результате дарения или в виде наследства от физических лиц.
Также изменения коснулись иностранных организаций. Для дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, которые состоят на учете в налоговом органе, с 2025 года изменился порядок администрирования в части возврата налога на добавленную стоимость. Вместо территориальных инспекций такие организации должны были предоставлять документы для возврата НДС в инспекцию МНС по Минску.
– Также упраздняется постановка на учет иностранных организаций на основании договоров, предусматривающих выполнение работ и оказание услуг на территории Беларуси. Такие изменения произошли в связи со вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса. Начиная с 19 ноября 2024 года действует шестимесячный переходный период. Это предусмотрено для того, чтобы такие организации смогли привести в соответствие документы. В течение шестимесячного срока они могут продолжить осуществлять хозяйственную деятельность на прежних условиях. Но с 19 мая иностранное юридическое лицо, которое состоит на учете в налоговых органах и осуществляет деятельность через постоянное представительство, должно будет либо открыть филиал, либо создать юридическое лицо, либо войти в состав организации на территории Беларуси, либо прекратить деятельность в порядке, установленном законодательством, – пояснила заместитель Министра по налогам и сборам Светлана Еськова.
Социальный вектор
Приятный бонус для всех категорий плательщиков – это меры социального и стимулирующего характера, регламентированные Налоговым кодексом. Среди них – продление действия налоговых льгот по налогу на прибыль, земельному налогу и арендной плате за землю для организаций, использующих труд инвалидов, на три года и налогу на прибыль, налогу на доходы и подоходному налогу по инвестиционным фондам на пять лет.
– Вводится возможность учитывать при налогообложении расходы по доставке работников до места работы и обратно в составе прочих затрат, – рассказала депутат Наталья Кулешова. – Также расширяются возможности применения стандартного налогового вычета, установленного для молодых специалистов. И еще одна значимая новация. Для многодетных семей предусмотрено снятие ограничения в виде одной квартиры при применении имущественного налогового вычета. При этом право на получение льготы по подоходному налогу будет только в отношении жилья, которое строится с привлечением льготного кредита или одноразовой субсидии.
– Кроме того, изменениями налогового законодательства предусмотрено распространение льготы по единому налогу с индивидуальных предпринимателей в виде снижения установленных ставок на 20 процентов для плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов старше 18 лет, которые имеют I или II группу инвалидности, – добавила депутат.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 10 января 2025 г.
Министр финансов – об изменениях в налоговой системе с 2026 года
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает
БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА
МНС напоминает об уплате имущественных налогов не позднее 17 ноября
Министерство по налогам и сборам напоминает о том, что 17 ноября – срок уплаты гражданами транспортного, земельного и налога на недвижимость единым имущественным платежом, сообщает
БЕЛТА.
В МНС также разъяснили, что делать, если извещение на уплату имущественных налогов не пришло. Во-первых, можно зарегистрировать личный кабинет плательщика на портале налоговых органов и сформировать извещение. Во-вторых, обратиться в налоговый орган и получить копию извещения. В-третьих, ознакомиться с суммой единого имущественного платежа можно в ЕРИП и там же произвести уплату.
Узнать свой учетный номер плательщика (УНП) можно на официальном сайте МНС, воспользовавшись электронным сервисом «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)» либо посмотреть УНП в предыдущем извещении.
По информации
БЕЛТА
Уплатить имущественные налоги нужно в течение месяца. Как это сделать и для кого предусмотрены льготы?
Крайний срок уплаты имущественных налогов в Беларуси наступит всего через месяц. Белорусам не позднее 17 ноября 2025 г. нужно уплатить три вида имущественных налогов – транспортный, земельный и на недвижимость. Кому положены льготы, какие есть способы уплаты и поменялись ли ставки налогов в этом году, рассказал на вебинаре НЦЗПИ заместитель начальника управления налогообложения доходов и имущества физических лиц главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Денис Терешков, сообщает
БЕЛТА.
Налог на недвижимость
«Традиционно с приближением осени для граждан становится важной задачей уплата имущественных налогов. Установленный срок уплаты – не позднее 15 ноября. Но так как в текущем году это выходной, то срок переносится на ближайший рабочий день, а именно понедельник, 17 ноября», – пояснил Денис Терешков. Важно помнить, что налоги уплачиваются за прошлый год – 2024-й.
Всего имущественных налогов три. Первый из них – налог на недвижимость. «Граждане нашей страны уплачивают налог в отношении всех капитальных строений, зданий и сооружений, которые им принадлежат на праве собственности, как зарегистрированных в органах государственной регистрации, так и незарегистрированных, принятых ими по наследству. К ним относят квартиры, жилые дома, садовые домики, дачные домики, гаражи, машиноместа, а также иное недвижимое имущество, которое есть в распоряжении физических лиц», – отметил представитель МНС.
Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот по уплате налога на недвижимость, которые в первую очередь связаны с отнесением плательщиков к той или иной социально уязвимой категории населения. Конечно же, льготы имеют граждане, которые относятся к членам многодетной семьи, то есть на воспитании у них находятся три и более несовершеннолетних ребенка.
Льготы есть и у пенсионеров по возрасту либо граждан, которые имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста. «Данная категория граждан не уплачивает налог на недвижимость в отношении одной квартиры, одного жилого дома, всех садовых домиков, всех дач, всех гаражей и всех машиномест. В случае, если пенсионеру по возрасту принадлежат две квартиры либо же два дома, то от налога освобождается один дом либо же одна квартира, стоимость которой больше. То есть наиболее дорогой объект налогообложения льготируется, а за более дешевый необходимо будет произвести уплату», – уточнил заместитель начальника управления.
То же самое касается и граждан, которые имеют инвалидность I и II группы, признаны недееспособными, несовершеннолетних детей, военнослужащих срочной и альтернативной службы. «Они имеют в принципе аналогичные льготы, как и пенсионер по возрасту», – добавил Денис Терешков.
Кроме того, от налога на недвижимость также освобождается имущество, которое расположено в сельской местности, у граждан, которые проживают и работают на селе в организациях сельхозпроизводства, социального обслуживания, образования, медицинских организациях. Данные граждане не уплачивают налог на недвижимость в отношении имущества на селе, к которому относятся квартиры, дома, гаражи, машиноместа, дачи, садовые домики.
Кроме этого, налоговым законодательством также предусмотрено освобождение от налога на недвижимость в отношении объектов, которые признаны историко-культурной ценностью.
Земельный налог
Данный вид налога уплачивается гражданами в отношении всех земельных участков, которые принадлежат им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования, получены ими по наследству, а также самовольно занятых участков. «В принципе, налоговые льготы по земельному налогу очень схожи с льготами по налогу на недвижимость. Они также предоставляются в зависимости от отнесения граждан к той или иной наиболее социально незащищенной категории населения. В первую очередь у нас идут многодетные семьи. Они освобождаются от уплаты земельного налога в отношении всех земельных участков, которые предоставлены для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. К ним относятся земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома либо же квартиры в блокированном жилом доме, для огородничества, выпаса животных, сенокошения, для дачного строительства, садоводства, размещения и строительства гаражей. Все эти земельные участки освобождаются от уплаты земельного налога у членов многодетной семьи вне зависимости от количества», – констатировал представитель МНС.
Что касается пенсионеров, а также инвалидов I и II группы, недееспособных, несовершеннолетних, то их права на льготы по уплате земельного налога очень схожи с многодетными. Однако от налога освобождается только один земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома. Все остальные земельные участки освобождаются от уплаты налога вне зависимости от количества.
В случае, если пенсионеру принадлежат два земельных участка для строительства и обслуживания жилого дома, то льгота предоставляется в отношении земельного участка, который для целей налогообложения является наиболее дорогим. То есть сумма налога по которому выше, чем по остальным земельным участкам.
Как правило, налоговые органы самостоятельно предоставляют льготы. «Еще на стадии расчета и предъявления к уплате сумм к нам стекается информация от всех заинтересованных государственных органов о том, какие основания для льгот имеются у граждан. Есть ли у него инвалидность, является ли семья многодетной, получает ли гражданин пенсию по возрасту – и на основании этой информации льготы предоставляются гражданам. Поэтому в случае, если пенсионеру направлено извещение на уплату налога и там указан один жилой дом, значит, у него где-то есть еще один, который уже прольготирован и в извещении не указывается. В извещении упоминается только то имущество, за которое необходимо произвести уплату», – сделал акцент Денис Терешков.
Транспортный налог
Третий вид налога уплачивается в отношении транспортных средств, которые зарегистрированы за физическим лицом в ГАИ. Льготы по уплате транспортного налога предоставляются физическим лицам не совсем так, как по земельному налогу и налогу на недвижимость, а в виде снижения ставки на 50 % либо же на 25 %.
На 50 % ставка снижается для физических лиц, которые достигли пенсионного возраста либо же имеют право на пенсию со снижением общеустановленного возраста, многодетных семей, инвалидов I и II группы. Эти граждане имеют право на льготу при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории. То есть если у пенсионера имеется легковой автомобиль, он зарегистрирован за ним в ГАИ, и есть действительное водительское удостоверение категории В, то льгота будет предоставлена.
Для инвалидов III группы по транспортному налогу предусмотрено снижение ставки на 25 %, опять-таки при условии наличия действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
«Что касается налогообложения прицепов, то льгота предоставляется вне зависимости от категории водительского удостоверения. Главное, чтобы оно было и было действительным», – уточнил представитель МНС.
Как уплачивать налоги?
«По сравнению с прошлым годом порядок уплаты налогов особо не поменялся. Ставки незначительно подросли на 5–7 % по отношению к уровню прошлого года, это связано с тем, что они были проиндексированы на уровень инфляции. Однако по автомобилям повышенного уровня комфортности, включенным в перечень Совета Министров, ставки транспортного налога увеличены в 10 раз», – отметил Денис Терешков.
Ежегодно имущественные налоги уплачиваются на основании извещений налоговых органов, которые не позднее 1 октября вручаются физическим лицам. «Извещения уже должны быть у граждан либо уже на руках, либо в почтовых ящиках, либо в личном кабинете плательщика. Не позднее 17 ноября необходимо произвести уплату имущественных налогов. Самый простой способ уплаты – по QR-коду в извещении, который можно сканировать при помощи камеры телефона. Если такой возможности у вас нет, то можно с извещением прийти в любое банковское отделение либо отделение «Белпочты», – обозначил представитель МНС.
Имущественные налоги с прошлого года в Беларуси уплачиваются единым имущественным платежом. «Это не новый налог, это просто удобный способ уплаты. Если у гражданина несколько объектов, которые расположены в разных районах нашей страны, то раньше ему приходило несколько извещений, в каждом были свои реквизиты на уплату, и ему нужно было произвести определенное количество платежей. А сейчас эти налоги приходят в одном извещении, где они указаны общей суммой и с едиными реквизитами на уплату», – пояснил преимущества заместитель начальника управления.
Чтобы было понятно, за что люди платят налоги, расписан каждый объект налогообложения, за который необходимо произвести уплату. По каждому объекту также имеется подробный расчет, как сумма налога получилась именно такой. Обозначены суммы льгот, которые были применены. Также указаны номера телефонов районных налоговых инспекций и их наименования на случай, если возникнут вопросы по порядку исчисления налогов.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Состоялось XXXII заседание экспертов Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ
14–15 октября 2025 года в г. Санкт-Петербурге (Российская Федерация) состоялось XXXII заседание экспертов Координационного совета руководителей налоговых служб государств – участников СНГ.
В заседании приняли участие представители налоговых служб Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также представители Финансового университета при Правительстве Российской Федерации – базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере налогов и налогообложения. От Исполнительного комитета СНГ в заседании участвовала советник департамента экономического сотрудничества Мыскова Е.А.
Повестка дня заседания содержала 17 вопросов. Стороны представили доклады по основным темам заседания совета руководителей: «О системах контроля движения товарных потоков как инструменте по обеспечению прозрачной торговли и борьбы с теневой экономикой» и «Налоговый инспектор: сегодня и завтра». Также в ходе мероприятия обсудили результаты и будущие направления деятельности шести рабочих групп совета:
-
изменения в налоговом законодательстве государств – участников СНГ;
-
развитие электронного документооборота между государствами – участниками СНГ;
-
обмен опытом по внедрению принципов клиентоцентричности;
-
обсуждение вопросов работы с молодыми сотрудниками налоговых администраций, проведение Молодежного форума;
-
совершенствование международного сотрудничества и обмен информацией между налоговыми администрациями государств – участников СНГ.
Базовая организация совета представила ежегодный отчет о своей деятельности, в котором уделила особое внимание программам двух квалификаций, а также совместным образовательным программам подготовки и повышения квалификации налоговых специалистов.
Важным итогом заседания экспертов явилось согласование проекта Протокола о внесении изменений в межправительственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования от 2 ноября 2018 г., который планируется представить на рассмотрение высших органов СНГ. Этот документ позволит ускорить обмен данными по взаимозависимым лицам между налоговыми службами государств – участников СНГ.
Также эксперты определили две основные темы XXXIII заседания Координационного совета, проведение которого запланировано во втором полугодии 2026 года под председательством Республики Таджикистан: «Возможности применения инструментов искусственного интеллекта для повышения эффективности налогового администрирования и качества обслуживания налогоплательщиков: опыт и перспективы в государствах – участниках СНГ» и «Опыт применения систем управления рисками, а также современных аналитических инструментов в налоговых службах государств – участников СНГ».
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ