Какие задачи стоят перед дорожной отраслью в Год благоустройства, рассказали в Минтрансе
Какие задачи стоят перед дорожной отраслью в Год благоустройства, корреспонденту БЕЛТА рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций.
В Беларуси ежегодно утверждаются и реализуются мероприятия по наведению порядка на земле и благоустройству прилегающих к автомобильным и железным дорогам территорий, подчеркнули в Минтрансе. «В 2024 году, который прошел под знаком качества, по поручению главы государства дорожниками были проведены работы по восстановлению дорог и озеленению придорожных территорий. Граждане и гости Беларуси могут оценить не только комфорт передвижения по дорогам республики, но и современный эстетический вид наших магистралей», – сообщили в пресс-службе.
В 2025-м, который объявлен Годом благоустройства, перед дорожной отраслью стоят более масштабные задачи. «Указ Президента № 1 предусматривает проведение целого комплекса мероприятий по благоустройству, в числе которых качественное содержание полосы отвода и озеленение территорий вдоль автомобильных дорог, обустройство объектов придорожного сервиса. На объектах железнодорожной инфраструктуры особое внимание будет уделено обустройству остановочных пунктов, пассажирских платформ и зданий станций», – рассказали в ведомстве.
Вместе с тем, обратили внимание в Министерстве, наведение порядка на земле – это не только государственная политика, но и вклад в общее дело каждого из жителей страны. «Мы должны объединить усилия для дальнейшего улучшения качества жизни наших граждан», – заявили в Минтрансе.
По информации БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации БЕЛТА
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
В Год благоустройства необходимо объединить усилия государства и общества в вопросах наведения порядка на земле и благоустройства территорий. Об этом заявил Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак во время заседания республиканского штаба по проведению в 2025 году Года благоустройства, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Количественные показатели, безусловно, важны, но прежде всего жду четкого доклада о принятых мерах по вовлечению граждан и субъектов хозяйствования в работу по наведению и поддержанию порядка на предоставленных им во владение и пользование земельных участках и закрепленных за ними территориях общего пользования», – сказал Анатолий Сивак.
Он напомнил, что в связи с проведением Года благоустройства принято постановление Правительства от 16 мая 2025 г. № 267, предусматривающее корректировку Правил благоустройства и содержания населенных пунктов. Постановление конкретизирует требования к содержанию территорий населенных пунктов, а также земельных участков, предоставленных гражданам, субъектам хозяйствования. Определены требования к санитарной очистке и уборке территорий, к уходу за растительностью, к содержанию капитальных строений, хозяйственных построек, беседок, ограждений, малых архитектурных форм, детских игровых и спортивных площадок и оборудования, других элементов благоустройства. «Данное решение направлено на объединение усилий государства и общества в вопросах наведения порядка на земле и благоустройства территории, активизацию и вовлечение граждан и организаций, а также усиление их ответственности за реализацию соответствующих мероприятий», – отметил вице-премьер.
Заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов отметил, что уже можно подводить итоги работы за январь-апрель 2025 года. «Все пункты плана выполняются. По определенным показателям наблюдается перевыполнение плана. В их числе тампонаж неиспользуемых скважин, озеленение населенных пунктов, посадка деревьев вдоль автомобильных дорог. Хотя погодные условия нас сдерживали, но в целом показатели неплохие. С учетом этого сегодня будет рассмотрен вопрос по установке дополнительных, более жестких показателей. В целом можем оценивать такую работу как удовлетворительную. Мы готовы вместе с другими госорганами продолжать эту работу», – отметил он.
По информации БЕЛТА
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Национальная академия наук Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства пятилетки качества. Такое решение принято Бюро Президиума НАН Беларуси.
Конкурс проводится в целях повышения престижа научной деятельности, развития творческой активности, стимулирования интереса к научному творчеству и привлечения молодежи в науку, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.
К участию в Конкурсе приглашается школьная, студенческая и рабочая молодежь, представители творческих профессий, магистранты, аспиранты, молодые ученые.
Конкурс «Наука будущего» проводится НАН Беларуси в 2025 году по девяти номинациям: «Инновации благоустройства городов, районных центров, поселков и деревень Беларуси»; «Будущее за качеством: инновации и творчество молодежи»; «Физика, математика и информатика»; «Экспериментальная биология. Экология, сохранение биоразнообразия»; «Физико-технические инновации»; «Химия и природопользование»; «Медицина будущего»; «Гуманитарное знание и творчество в XXI веке»; «Инновации в АПК».
В каждой из номинаций Конкурс проводится по трем категориям:
- категория 1 – школьники и студенты;
- категория 2 – магистранты, аспиранты;
- категория 3 – рабочая, творческая молодежь (до 31 года по состоянию на 1 января конкурсного года).
В каждой из категорий вручаются дипломы I, II и III степени.
Участниками Конкурса могут быть как отдельные граждане, так и авторские коллективы в составе не более трех человек.
На Конкурс представляются опубликованные и неопубликованные работы в форме статей (цикла статей), разработки, обладающие инновационностью, социально-экономической значимостью, а также макеты, модели, установки, аппараты, механизмы, поделки и другие возможные формы, образцы, научные доклады, презентации, эссе и др. Каждый соискатель может представлять для участия в Конкурсе только одну работу по одной из номинаций.
Заявка на участие в Конкурсе отправляется путем заполнения соответствующей регистрационной формы на официальном сайте Национальной академии наук Беларуси до 1 октября конкурсного года. Остальные материалы направляются почтой с пометкой «Молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего» в одном экземпляре до 1 октября конкурсного года по адресу 220072, г. Минск, проспект Независимости 66. Допускается направление заявки в бумажном виде (по форме согласно приложению) вместе с материалами выдвижения в случае технической невозможности заполнения регистрационной формы.
По информации официального сайта Национальной академии наук Беларуси