МАРТ: визовым центрам нужно включать сведения об оказываемых фотоуслугах в реестр бытовых услуг
Визовым центрам нужно включать сведения об оказываемых фотоуслугах в реестр бытовых услуг. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
Отдельные визовые центры, помимо основной услуги по получению визы, оказывают дополнительные, среди которых – фотоуслуги. Учитывая, что ряд услуг в области фотографии классифицируется как бытовые, МАРТ запросил позицию Госстандарта.
По информации Госстандарта, такие фотоуслуги рекомендуется классифицировать в группировке 74.20.21.000 «Услуги по изготовлению портретных фотографий» общегосударственного классификатора Республики Беларусь (ОКРБ). В данной группировке классифицируются услуги по изготовлению фотографий людей или прочих объектов в студии или в прочих местах, таких как: фотографии для документов (паспорт и т.п.); школьные фотографии; свадебные фотографии; для целей рекламы, издательской продукции, журналов мод и т.д. Перечень видов бытовых услуг содержит код ОКРБ 74.20.21 «Услуги по изготовлению портретных фотографий».
«Учитывая все это, информируем о необходимости визовых центров включать сведения об оказываемых фотоуслугах в реестр бытовых услуг», – отметили в МАРТ.
Включение сведений в данный реестр является административной процедурой и осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 14 января 2022 года № 6.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в этот реестр. При несоблюдении данной нормы в отношении субъекта хозяйствования применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях.
По информации БЕЛТА
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили, что оптовики должны быть внесены в Торговый реестр, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации БЕЛТА
Министерством антимонопольного регулирования и торговли проведена работа по актуализации сведений, содержащихся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Включение хозяйствующего субъекта в Реестр доминантов осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов являются:
- утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
- ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра доминантов по указанным основаниям, осуществляется антимонопольным органом при:
- рассмотрении мотивированного обращения (предложения, заявления, жалобы) хозяйствующего субъекта, государственного органа, физического лица, не относящегося к хозяйствующим субъектам;
- проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
- наличии у антимонопольного органа информации о ликвидации (прекращении деятельности) хозяйствующего субъекта, подтвержденной данными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период некоторые из хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр доминантов, были реорганизованы в одной из предусмотренных законодательством форм, некоторые ликвидированы, а некоторые изменили свое наименование.
В целях актуализации такой информации антимонопольным органом была проведена комплексная корректировка сведений, содержащихся в Реестре доминантов, по результатам которой:
- включено 19 субъектов;
- исключено 55 субъектов;
- изменено наименование 55 субъектов.
При наличии информации о том, что положение соответствующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке изменилось (возникновение/утрата доминирующего положения) или о ликвидации, реорганизации, изменении наименования включенного в Реестр доминантов субъекта – информируем о возможности направить в МАРТ обращение, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном законодательством порядке с принятием соответствующих мер при необходимости.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец перед началом семинара по вопросам разъяснения норм постановления Совета Министров от 2 апреля 2025 года №713 (6) прокомментировал журналистам изменения, которые предусматривает этот документ, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные изменения, по словам Ивана Вежновца, направлены в первую очередь на поддержку отечественных производителей. «Первое и самое главное изменение – отечественным производителям предоставлена возможность не согласовывать повышение цены в случае, если они применяют норму рентабельности при калькулировании соответствующей цены. Эта норма определяется производителями самостоятельно, исходя из фактических данных, которые у них есть за период с 2021 по 2024 год. Норма рентабельности определяется как максимальное значение рентабельности реализованной продукции за один из годов в этот период», – пояснил первый замминистра.
Также документом предусмотрено, что в случае, если у производителей в этот период была отрицательная рентабельность, то цены можно повысить до безубыточного уровня. «Таким образом, для производителей установлена возможность формировать самостоятельно цены и не обращаться в государственные органы за повышением цены», – подчеркнул он.
Кроме того, предусмотрены изменения по импортным товарам – установлена единая набавка. «Она будет применяться вне зависимости от количества звеньев. По сути, от границы до полки применяется одна набавка для всех субъектов, которые участвуют в цепочке поставки товара», – сказал Иван Вежновец.
Постановлением Правительства также утверждено сокращение перечня нерегулируемых товаров. «Сокращений глобальных не произошло, перечень подкорректирован. В первую очередь исключены товары, которые не являются товарами повседневного спроса, либо находятся в более высокой ценовой категории. Основные товары, которые входят в потребительскую корзину и востребованы у населения, остались под регулированием», – заявил представитель МАРТ.
«Несмотря на то, что прямое регулирование на товары, которые исключены из перечня, ушло, мы продолжим мониторинг ситуации, контроль динамики цен на рынке и при необходимости будем принимать меры с точки зрения защиты интересов граждан», – подытожил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков рассказал БЕЛТА, какие направления научно-технической деятельности будут приоритетными в 2026–2030 годах.
Глава государства подписал Указ о приоритетах направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности на следующие пять лет – с 2026 по 2030 годы.
«Этот документ очень важен в трех сферах деятельности – в сфере научных исследований, разработок и реализации инновационных проектов. Он позволяет обеспечивать конкурсный отбор проектов и принимать решения о бюджетном финансировании, прежде всего наиболее актуальных тем научных исследований и разработок. Сам Указ разрабатывался с 2023 года. В 2023–2024 годах мы работали над комплексным прогнозом научно-технического прогресса на следующие 5 лет, который, по сути, является справочником проектных, наиболее актуальных и эффективных для реализации в следующем пятилетии идей. Перечень приоритетов был сформирован, исходя из результатов разработанного комплексного прогноза», – пояснил Сергей Шлычков.
Первый приоритет научной, научно-технической и инновационной деятельности Беларуси – это все, что связано с цифрой и информационно-коммуникационными технологиями. «Сейчас отдельная отрасль в этом направлении образовалась. Это все, что называется технологиями искусственного интеллекта. Проекты, которые связаны с данными исследованиями и разработками в этой области имеют, как показывает наша практика, наибольший экономический эффект. Они приносят эффект не только в экономике, но и в различных сферах жизни общества, человека и государства», – обратил внимание Председатель ГКНТ.
Второй приоритет – все, что связано с промышленностью. «Это технологии машиностроения, приборостроения, микро- и наноэлектроника. Уже несколько лет подряд обрабатывающая промышленность является первой по вкладу в ВВП нашей страны. Думаю, этот год не станет исключением, поэтому вторым приоритетом является вопрос развития нашего промышленного комплекса. Это не только система Министерства промышленности, а вся промышленность страны», – рассказал глава комитета.
Третий приоритет – биологические, химико-фармацевтические и медицинские технологии и продукты. Четвертым важнейшим приоритетом остаются инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности.
Пятое приоритетное направление – научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства.
По информации БЕЛТА
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь