Сведения из государственного страхового регистра можно получить онлайн
С 1 января 2025 г. на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» доступна новая электронная услуга, сообщили БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Это услуга 3.89.01 «Предоставление сведений из АИС ГСР» на основе информации из АИС «Государственный страховой регистр». В рамках услуги предоставляются следующие страховые отчеты в отношении потребителя: отчет «История физического лица (по себе)», отчет «История юридического лица (по себе)» и отчет «Сведения о фактах заключения договоров страхования и наличии страховых случаев в отношении транспортного средства».
Потребителями являются государственные органы, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Услуга предоставляется со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи, ID-карты, уникального идентификатора).
В НЦЭУ обратили внимание, что с 1 января по 1 июня 2025 года осуществляется наполнение государственного страхового регистра, в связи с чем сведения страховых отчетов, предоставляемые в рамках электронной услуги, могут быть неполными. В случае возникновения вопросов касательно полноты и (или) актуальности сведений, предоставляемых в рамках электронной услуги, следует обращаться в информационно-вычислительный центр Министерства финансов по e-mail: gsroais@ivcmf.by.
По информации БЕЛТА
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации БЕЛТА
Он будет обязательным для всех операторов. Воспользоваться им белорусы смогут с 1 апреля. Стоимость будет контролироваться государством.
Напомним, что в августе прошлого года был принят Указ Президента № 335 «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи», который определил требования к качеству связи, к покрытию и в том числе к финансовой стороне вопроса (каждый оператор будет тратить не менее 20 % прибыли на развитие сети).
Система государственных социальных стандартов в области связи дополнена и предусматривает установление тарифного плана с базовым объемом услуг сотовой связи в течение календарного месяца, а именно:
- 200 минут голосового трафика во все сети электросвязи на территории Республики Беларусь;
- 2 Гб трафика передачи данных;
- 50 СМС-сообщений.
Данное изменение вступает в силу с 1 апреля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
С 19 марта на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» размещены новые административные процедуры, органом-регулятором которых является Министерство внутренних дел, сообщили БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, теперь доступны процедуры 200.15.13.1 «Выдача свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности», 548.5.16.2 «Получение свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» и 548.9.21.1 «Получение заключения о соответствии помещения, предназначенного для хранения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, требованиям нормативных правовых актов по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации БЕЛТА
Все страны идут к созданию собственных цифровых валют, и Беларусь не может оставаться в стороне. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко во время совещания с руководителями белорусских банков, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Значимым направлением остается проект по внедрению цифрового белорусского рубля. «Мы в ближайшее время проведем комплексную работу по уточнению функциональных требований к платформе цифрового белорусского рубля, созданию необходимого программного обеспечения, разработке проектов нормативных актов в целях обеспечения внедрения цифрового валютного рубля в определенные сроки. Считаю, что этот путь неизбежен – все страны идут к созданию собственных цифровых валют с разной скоростью. Мы не должны оставаться в стороне от этого процесса», – подчеркнул Роман Головченко.
Как сообщалось, цифровой белорусский рубль (ЦБР) – это цифровая форма белорусского рубля, законное платежное средство, выполняющее все функции денег, имеющее одинаковую ценность с наличным и безналичным белорусским рублем. Расчеты с использованием цифрового белорусского рубля планируется относить к безналичным расчетам. Основными целями внедрения цифрового белорусского рубля являются расширение условий для развития национального платежного рынка и создание потенциала для использования цифровой валюты центрального банка в трансграничных платежах.
По информации БЕЛТА