08.01.2025
О новациях в сфере госзащиты прав и законных интересов детей
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» внесен в Палату представителей Советом Министров 20 декабря. Документ готовится к рассмотрению депутата
ми в первом чтении. О новациях законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко.
«Мы постоянно говорим, что дети – наше будущее, а защита прав ребенка – всегда была и остается одной из важнейших задач государства. И это не пустые слова, – отметил Валерий Малашко. – В нашей стране обеспечение приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности общества – основа государственной политики. Соблюдение прав ребенка основывается прежде всего на обязанности должностных лиц создавать условия для охраны и защиты таких прав, ответственности граждан за нарушение законных интересов ребенка и причинение ему вреда. На сегодняшний день Беларусь принимает меры не только для рождения детей, мы также стремимся обеспечить качественное и всестороннее их развитие, образование, и самое главное – чтобы все это проходило в обстановке, безопасной для жизни и здоровья каждого ребенка. С этой целью и был разработан проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
Основная направленность законопроекта – усиление гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. «В первую очередь значительное внимание разработчики проекта закона уделили совершенствованию механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. С этой целью в проекте предложено установить обязанность родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, – рассказал парламентарий. – Родители должны будут разъяснять детям вред такой информации, контролировать использование ими ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе с применением организационных, программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Предполагается также установление ответственности родителей за выполнение названной обязанности в административном законодательстве».
При этом государство (и это также отражено в проекте) возьмет на себя обязанность оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет и причиняющей вред здоровью и развитию детей, подчеркнул Валерий Малашко.
Еще одним актуальным на сегодняшний день вопросом является создание такого правового механизма, который бы максимально полно обеспечил защиту детей от сексуального насилия и эксплуатации. «С этой целью проектом предлагается закрепить полномочия правительства на определение порядка оказания помощи детям, пострадавшим от насилия. Также предусматривается, что граждане, претендующие на осуществление педагогической деятельности, в установленном порядке должны будут пройти психологическое собеседование.
Соответственно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения трудового договора, гражданско-правового договора с гражданами, которые будут заниматься педагогической деятельностью, в том числе в сфере физической культуры и спорта, деятельностью, связанной с постоянной работой с детьми, обеспечить разъяснение законодательства, касающегося защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей от преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы и ознакомить указанных граждан под роспись с правовыми последствиями несоблюдения требований законодательства», – уточнил парламентарий.
«Проектом закона предусматривается, что координацию действий структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по государственной защите детей будут осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних. Одновременно считаем важным отметить, что к закреплению предлагаются нормативные предписания, устанавливающие правовые гарантии обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками», – дополнил Валерий Малашко.
По информации
БЕЛТА
Эксперт пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации
БЕЛТА
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Игорь Сергеенко: субботники объединяют и сплачивают, это замечательная традиция
Субботники сплачивают самых разных людей. Таким мнением с журналистами поделился Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время республиканского субботника 12 апреля в мемориальном комплексе «Разгром» в Смолевичском районе, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Во-первых, субботники у нас ассоциируются с весной. Они начинаются в апреле, когда пробуждается природа, появляются первые ростки зелени. И хочется убрать грязь и мусор, которые накопились в зимний период, посадить дерево. Вторая немаловажная составляющая субботников – они объединяют и сплачивают. На них выходят разные люди: молодежь, дети, люди более старшего поколения. Это замечательная традиция. И не только в апреле их нужно проводить, а организовать в Год благоустройства как минимум два, а то и больше», – сказал Игорь Сергеенко.
Делегация Палаты представителей Национального собрания Беларуси сегодня занимаются благоустройством мемориального комплекса «Разгром» в урочище Стриево в Смолевичском районе. Депутаты во главе с председателем Палаты представителей убирают территорию от листвы, высаживают деревья, очищают плитку от травы и мха.
По информации
БЕЛТА
Геннадий Трубило: государство имеет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан
Государство предоставляет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан. Такое мнение выразил Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По словам Геннадия Трубило, по состоянию на 1 января 2025 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 558,4 тыс. человек, или 6,1 % населения страны. «За пять лет количество состоящих на учете граждан уменьшилось, что свидетельствует о предоставлении государством действенных механизмов для улучшения гражданами своих жилищных условий, в том числе путем получения арендного жилья», – отметил он.
Общий порядок распределения арендного жилья республики урегулирован Жилищным кодексом, и он предусматривает определенные подходы. «Часть арендного жилья (40 % в областях, в Минске – 60 %) предоставляется гражданам на период трудовых и служебных отношений. Это обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для проживания граждан во время выполнения своих обязанностей по месту работы и службы. Арендным жильем обеспечивается государственный аппарат, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, военнослужащие, молодые специалисты и иные категории работников, в том числе из социальных сфер. Остальная часть распределяется в общем установленном порядке среди граждан, которые состоят на учете нуждаются в улучшении жилищных условий», – пояснил Министр.
В целях обеспечения доступности жилья 27 января Глава государства подписал Указ № 38 об особенностях предоставления и использования арендного жилья, который направлен на расширение полномочий местных органов власти по принятию решений о предоставлении такого жилья гражданам наиболее востребованных профессий и специальностей. «Подписанный Указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное», – добавил глава отрасли.
По информации
БЕЛТА
Концепцию государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года обсудили в Палате представителей
10 апреля 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание семинара-совещания Палаты представителей на тему «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года».
В семинаре приняли участие депутаты Палаты представителей, руководитель Аппарата Совета Министров, министры архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, председатели комитетов по архитектуре и строительству Минского облисполкома и Мингорисполкома, представители других государственных органов и организаций, депутаты Гродненского городского Совета депутатов.
Обращаясь к участникам мероприятия, Председатель Палаты представителей отметил, что Концепция, определяющая стратегические направления обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, стала результатом деятельности межведомственной рабочей группы с участием депутатского корпуса.
Он напомнил позицию Главы государства по этому вопросу: «Жилье – это не просто квадратные метры, стены и крыша над головой, а основа стабильности и благополучия каждой семьи, условие для реализации потенциала граждан и важный элемент социальной справедливости. Строить надо там, где есть потребность в кадрах».
Поставленные задачи требуют комплексных решений, работы на перспективу, учета демографических вызовов и интересов будущих поколений, сказал И.П.Сергеенко.
Он обратил внимание на то, что Концепция содержит ряд вопросов, решение которых требует незамедлительного принятия мер, в том числе законодательного характера.
Во-первых, это критическое состояние жилищного фонда – 190 тыс. м2 аварийного жилья, преимущественно в сельской местности. Более 9 % жилья не оборудовано водопроводом, 11 % – канализацией, почти 20 % – горячим водоснабжением. При этом в стране числится 110 тыс. жилых домов, а также более 17 тыс. квартир, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.
Во-вторых, сохраняется дисбаланс в развитии регионов и отток населения в крупные города. Эта проблема постоянно усугубляется.
В-третьих, озабоченность вызывает ситуация с обеспечением жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс., а также для детей-сирот – 864 при потребности более 27 тыс. Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях граждан.
Призывая участников семинара к обмену мнениями, Председатель Палаты представителей подчеркнул, что Концепция государственной жилищной политики до 2030 года является отправной точкой для решения задачи повышения доступности жилья в стране. И сегодняшний диалог должен стать основой для конкретных законодательных инициатив.
Далее выступали основные докладчики. Об основных направлениях Концепции государственной жилищной политики до 2030 года депутатов проинформировал Министр архитектуры и строительства Студнев А.В.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Шваюнов А.О. доложил о государственной поддержке при жилищном строительстве.
С докладом на тему «Новеллы в жилищном законодательстве. Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных профессий. Приобретение жилых помещений государственного жилищного фонда в сельской местности» выступил Министр жилищно-коммунального хозяйства Трубило Г.А.
О градостроительном обеспечении реновации в Республике Беларусь информацию представил директор унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Хижняк А.Н.
Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей поблагодарил всех участников и выступающих за качественную подготовку докладов и подчеркнул:
«Мы увидели направление дальнейшей реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года. Концепция – стратегический документ, который наполняется конкретным содержанием, в том числе и в виде тех указов по жилищному строительству, которые действуют и которые сегодня совершенствуются.
Мы увидели основные новеллы этих проектов, соответствующие реалиям сегодняшней жизни. В этом году на площадку Палаты представителей законопроекты по данному направлению, скорее всего, не поступят, и все будет регламентироваться в основном указами».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)