Экономика, сельское хозяйство, строительство. Руководители министерств – о планах на 2025 год
Руководители трех министерств в эфире телеканала ОНТ рассказали о планах на 2025 год, сообщает БЕЛТА.
Например, Минэкономики видит год непростым, так как надо прирастать к высокой базе 2024-го. Вместе с тем Министр экономики Юрий Чеботарь доволен реализацией инициативы «Один район – один проект». «Более 40 завершенных проектов. В этом году ожидаем основного всплеска завершения проектов. С позиции долгосрочного развития нашей страны это определенный фундамент для устойчивого роста на будущую пятилетку с тем, чтобы наш гражданин, простой человек ощущал рост благосостояния», – сказал он.
По его словам, рост основных доходов планируется на уровне чуть больше 4 %. Ключевым будет продолжение поставок и диверсификации на экспортных рынках. В приоритете остаются страны дальней дуги, Азиатский регион, Китай, номером 1 – Россия.
Над обеспечением продовольственной безопасности страны продолжит работать Министерство сельского хозяйства и продовольствия. «У хорошего хозяина должно быть не только на столе, но и в закромах», – заметил Министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Линевич.
По его словам, в ближайший год больше внимания будет уделено цифровизации всех процессов сельхозпроизводства, чем, впрочем, министерство и занимается сегодня. Строятся молочно-товарные комплексы, поставляется новое оборудование. «Нужно засучить рукава и работать. Если мы будем работать все вместе, то получим достойный результат. У нас нет природных ресурсов – нефти и газа. У нас есть человеческий ресурс, технологический, научный ресурс, чем нужно умело пользоваться», – уверен он.
Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович обозначил на новый год более серьезные подходы к качеству, которые будут реализованы через ответственность и дисциплину. «Мы планируем ввести в этом году около 4,5 млн кв.м жилья. Будет расти объем строительства арендного жилья. Мы продолжим работу над упрощением процедур в строительстве, будем пересматривать, модернизировать систему ценообразования в строительстве», – сказал Министр. Он добавил, что 2025-й – финальный год нынешней пятилетки, поэтому его крайне важно завершить успешно. «Я вижу, что мы идем правильным темпом, и нет никаких сомнений, что эти задачи будут выполнены», – подчеркнул он.
По информации БЕЛТА
18 июля 2025 г. в Москве прошло 106-е заседание Экономического совета СНГ, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ. Открыл и вел заседание Председатель Экономического совета СНГ, Первый заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан Хоким Холикзода.
В заседании в качестве глав делегаций приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Петкевич, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Заместитель Премьер-министра – Министр экономики и финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Постоянный полномочный представитель при уставных и других органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Размик Хумарян, полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Бекетжан Жумаханов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Эсен Айдогдыев, а также Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В ходе заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Доклад на эту тему в узком составе сделал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Конюшенко.
В современном обществе с высоким потреблением энергии топливно-энергетический комплекс является не только фундаментом устойчивого функционирования и развития экономики, но и фактором, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Сегодня, в условиях глобальных вызовов, меняющейся мировой инфраструктуры перед каждой страной остро встает вопрос обеспечения энергобезопасности, значительно возрастает роль межгосударственного сотрудничества, реализации совместных мер противодействия угрозам в энергетической сфере.
Проект Декларации планируется представить на рассмотрение Совета глав государств СНГ.
Члены Экономического совета рассмотрели информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленную Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября
2010 года. Выступая перед собравшимися на эту тему, Председатель Статистического комитета СНГ Константин Лайкам отметил, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
В соответствии со сложившейся практикой регулярных отчетов перед Экономическим советом органов отраслевого сотрудничества информацию о своей деятельности представила Комиссия государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Николай Спасский выступил с отчетом, в котором отметил, что Комиссия охватывает важнейшие направления взаимодействия в области атомной энергетики и вносит большой вклад в развитие атомной отрасли в наших странах, а также в обеспечение ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ.
На заседании одобрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Основные усилия предлагается направить на развитие и совершенствование ядерных инфраструктур, систем безопасности на объектах атомной энергетики, расширение применения ядерных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях экономики.
Документ будет внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Кроме того, на заседании одобрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Проекты документов будут внесены на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания также одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Проект Основных направлений будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания был представлен Отчет о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности в 2021–2024 годах. В указанный период деятельность совета и его рабочих органов была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства, выработку рекомендаций по сближению законодательства, согласование и совместную реализацию межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности, определение основных направлений совместных научных исследований и проектов.
Членами Экономического совета также одобрен Отчет о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен вопрос о Международном конкурсе «Лучший молодой метролог СНГ». Проведение конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Принято Решение Экономического совета о внесении изменений в Решение Экономического совета СНГ от 8 декабря 2023 года о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур, и статус указанной базовой организации придан учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация).
Решением Экономического совета СНГ статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров хлебопекарной отрасли придан федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация).
Членами Экономического совета одобрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс направлен на предотвращение распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
Проект документа будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Рассмотрен проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях.
Проект Комплекса совместных мер будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Представлен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В документе изложены анализ эпизоотической ситуации в государствах – участниках СНГ и других странах мира, основные направления по реализации совместных действий, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Проект Комплекса совместных действий будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Членами Экономического совета одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчи, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Проект Соглашения планируется представить на рассмотрение СГП СНГ.
На заседании был рассмотрен и ряд вопросов, касающихся выполнения в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, а также Обзор торговой политики Республики Армения.
Следующее заседание Экономического совета запланировано на 5 сентября 2025 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Беларуси наблюдается устойчивость экономической ситуации, ее показатели характеризуются положительной динамикой. Об этом заявил журналистам председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Константин Лайкам, передает корреспондент БЕЛТА.
На состоявшемся 18 июля в Москве заседании экономического совета СНГ Константин Лайкам представил информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год.
«В целом по странам СНГ очень приличный рост ВВП – 4,5 % в сопоставимых ценах. В Беларуси тоже очень хороший темп – 4 %», – сказал он журналистам.
Председатель Статкомитета СНГ обратил также внимание на недавно опубликованный Всемирным банком рейтинг стран мира по паритету покупательной способности ВВП на душу населения. «Наши страны практически все укрепили свои позиции. Россия закрепилась на четвертом месте, у нее четвертая экономика мира. Беларусь тоже укрепила позиции. Ну и вообще практически все страны, кроме Молдовы, сохранили свои места или сильно их улучшили. То есть идет такая поступательная динамика», – отметил он.
По словам Константина Лайкама, в Беларуси хорошая динамика по показателю инвестиций. «А это залог будущих темпов роста», – пояснил он.
«В Беларуси неплохая ситуация с инфляцией – она у вас 5 %. Это выше, наверное, чем вы хотели бы, но тем не менее это ниже, чем в целом по СНГ, где она составляет порядка 8,5 %, – продолжил председатель Статкомитета СНГ. – Вообще динамика инфляции в СНГ, конечно, очень серьезная, она сильно различается по странам».
«Сокращается по-прежнему уровень безработицы. В целом в СНГ он достиг беспрецедентно низкого уровня – 3,4 %. В Беларуси – 3 %, в России – 2,5 %, это тоже исторические минимумы», – подчеркнул Константин Лайкам.
«Хочу сказать, что Беларусь занимает ведущее место по доле торговли со странами: практически две трети объема ее торговли приходится на страны СНГ. Потенциал Содружества далеко не исчерпан, мы можем ждать новых результатов», – добавил председатель Статкомитета СНГ.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 июля провел селекторное совещание по вопросам уборочной кампании 2025 года.
Глава государства отметил, что в стране идет важнейший этап сельскохозяйственных работ, который как никогда определит вес республиканского каравая в этом году.
«Уборку зерновых, зернобобовых и других культур могут усложнить и дожди, и шквалистый ветер, и высокая температура – любой неблагоприятный фактор внешней среды. Все это объективные обстоятельства, негативное влияние которых прогнозируемо: полегание посевов, вегетация сорняков, а также возможное прорастание зерна. Любые риски можно и нужно минимизировать. Для этого и собираемся: чтобы обозначить проблемные вопросы, согласовать подходы, выработать стратегию уборочной кампании в данных условиях», – сказал Александр Лукашенко.
В связи с частичным полеганием посевов Глава государства уточнил, все ли комбайны оборудованы стеблеподъемниками и делителями для уборки полеглых хлебов.
«В производстве продукции сельского хозяйства за полугодие мы видим недобор чуть больше 2 % к уровню прошлого года. Да, вниз нас тянет выращивание свинопоголовья, слабые темпы заготовки кормов. Но необходимо не допустить падения показателей по итогам года и постараться компенсировать недобор за счет растениеводческой продукции. Понятно, что первый укос трав мы убрали очень рано – не получили нужных объемов, возможно, и качества. Но второй укос, у кого-то уже и третий укос отрастают неплохие, – констатировал Президент. – Стоит задача обеспечить нестандартную организацию труда, чтобы провести заготовку кормов и своевременную уборку зерновых прежде всего. Сделать это надо очень быстро, несмотря на те погодные условия, которые складываются».
На первом месте, обратил внимание Александр Лукашенко, техническая готовность всего уборочного комплекса. По его словам, решающее значение имеет четкая организация работ и достойное поощрение за качественный труд.
«Напомню: государство для проведения успешной уборочной кампании сделало все возможное. Поэтому от всех – от руководителя до механизатора – требуется максимальная отдача», – подчеркнул белорусский лидер.
«По заверению Правительства, прогнозируемый валовой сбор зерна и зерновых культур в бункерном весе может составить около 11 миллионов тонн – то, что нам нужно. Это то, что сейчас на корню. Это надо еще без потерь убрать», – заметил Александр Лукашенко.
В то же время Комитет государственного контроля, Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел информируют Президента о том, что в некоторых регионах плохо подготовились к уборочной страде. Например, стоят неисправными и зерноуборочные комбайны, и зерносушильные комплексы.
Часть отремонтированных комбайнов не прошла гостехосмотр. Поэтому неудивительно, что потом нагрузка на один работающий комбайн увеличивается, сказал Глава государства.
«Зерноуборочные комбайны не готовы к работе практически в каждом третьем из проверенных хозяйств республики. При этом в отдельных организациях к ремонту даже не приступали из-за отсутствия запасных частей и механизаторских кадров. В ряде сельхозорганизаций не подготовлены склады для приемки урожая. Не везде должным образом позаботились об обеспечении техники горючим, запасными частями, из-за чего возможны потери рабочего времени. Опять же, никак не победим приписки. В 5 % проверенных хозяйств установлены случаи, когда техника была готова к работе только на бумаге. Удивительно, кого пытаются обмануть», – обозначил проблемные вопросы Александр Лукашенко.
По его словам, уборочная кампания только началась, а Комитет государственного контроля уже выявил факты некачественной уборки урожая. Нарушения зафиксированы в отдельных хозяйствах Свислочского и Солигорского районов. Аналогичная ситуация и в заготовке кормов. Низкие темпы уборки трав из-за неисправной техники. Во многих хозяйствах вовремя не проведена подкормка азотными удобрениями многолетних трав.
На 14 июля в Витебской области не был завершен первый укос многолетних трав на площади почти 20 тыс. га. Президент поинтересовался, в чем проблема и какие хозяйства не справляются с работами.
«Нельзя допустить, чтобы уборочная кампания проходила в небрежном режиме. Это грозит неизбежными потерями урожая», – подчеркнул Александр Лукашенко.
У ответственных за агропромышленный комплекс он уточнил, как в целом складывается ситуация на местах и какие вопросы требуют незамедлительного решения.
«Во-первых, что реально тормозит и когда будет завершен ремонт всей имеющейся зерноуборочной техники? Хватает ли запасных частей и как организован ремонт? Вот вам и сельхозтехники, о которых я постоянно говорю. Некоторые просто не могут отремонтировать эту технику. Во-вторых, решены ли вопросы обеспечения топливом? В-третьих, как будет организована сушка зерна? – обозначил ряд вопросов Глава государства. – Зерносушильные комплексы сегодня выходят на первое место: придется убирать (мы это уже видим) влажным зерно, его нужно дорабатывать на зерносушилках».
В этой связи Президент поинтересовался, как будет задействовано сушильное хозяйство комбинатов хлебопродуктов.
«В-четвертых, залог успеха на уборке – трудовая и технологическая дисциплина. Что делается для предотвращения нарушений? Как перекрыты возможные каналы хищения в ходе уборки?» – спросил Александр Лукашенко.
Глава государства предупредил, что хорошо осведомлен о ситуации на местах и без привлечения милиции: «Что только можно, то и воруют. Пресечь надо железным образом».
Президент потребовал от милиции разобраться с этой проблемой: «Закручивайте по линии милиции, да и других правоохранительных органов, на всю катушку».
В-пятых, отметил Александр Лукашенко, уборка зерновых совпадает со сроками уборки рапса, льна, вторыми укосами многолетних трав, посевом пожнивных культур. Сельхозработы не останавливаются. Часто на кормоуборочных и зерноуборочных комбайнах работают одни и те же механизаторы. В связи с этим Президент уточнил, какое положение дел с механизаторскими кадрами. «Вот за это надо уже не только уши, но и голову отрывать», – заявил Глава государства.
Он напомнил, что эта проблема обсуждалась еще в прошлом году. Тогда шла речь о том, чтобы привлечь к уборочной кампании городских жителей, у которых есть опыт работы комбайнером или помощником комбайнера. «С ними надо было договориться и привлечь их, мобилизовать их, говоря военным языком, на уборку урожая», – сказал Президент.
Александр Лукашенко спросил, созданы ли условия для комбайнеров, водителей, рабочих на зернотоках – для тех, кто обеспечивает ход всей уборочной кампании.
«Мы не вправе забывать о наших крестьянах. Поэтому тот урожай, который есть на приусадебных участках (немного уже участков, к сожалению, осталось), надо крестьянам помочь убрать», – поставил задачу Глава государства.
Он попросил должностных лиц не рассказывать про погодные реалии и их последствия: «Я хочу знать конкретно: что сделано для получения максимального результата в экстремальных условиях».
«Я поздно вечером проехал по типичным для Беларуси полям и знаю обстановку. Больше всего меня беспокоит, чтобы фитофтора картошку не съела. Посмотрите. Упаси господь, мне доложат, что вы не обработали картофель. И опять будем переживать в будущем году, в марте-апреле, что нам картошки не хватило. Нужно обработать картофель, уход должен быть. По остальным пропашным культурам я не вижу никаких проблем. По зерну наиболее опасно там, где произошли серьезные полегания. А это, как вы понимаете, создает парниковый эффект, и начинает расти трава. Прорастает трава – и мы не сможем потом поднять этот урожай зерна, хотя он в этом году неплохой», – обратил внимание Александр Лукашенко на особо проблемные моменты.
Президент посоветовал аграриям не расслабляться, не ждать и не сушить зерно в полях. По его словам, надо вовремя убирать урожай и досушивать. «Главное, чтобы не было потерь. Погода будет все время такая: дождь, сухо, солнечно, дождь. Такого года еще на нашей памяти не было. Год неплохой для сельхозкультур и для животных. Техники хватает, не хватает только дисциплины и организованности», – заявил белорусский лидер.
Во время селекторного совещания Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов обратил внимание на ряд проблем и недоработок в сельскохозяйственном секторе. Речь, среди прочего, шла о фактах неготовности техники, ненадлежащего хранения зерна, проблем с кормозаготовками, нехватки механизаторов в отдельных хозяйствах. Так, недостаток кадров в конечном итоге приводит к тому, что зерноуборочные комбайны могут просто простаивать.
«Неисправность неисправности (я уже вам приводил пример) рознь. Может быть, какая-то шестеренка не вовремя пришла... Готов комбайн? Не готов, но это мелочь. При оценке нужно видеть объем, масштаб недоработок», – обратился Президент к Председателю Комитета госконтроля.
По словам Главы государства, к проверкам нужно подходить максимально аккуратно. Все должно быть честно, объективно и справедливо. Александр Лукашенко поручил Василию Герасимову передать сотрудникам КГК следовать именно таким принципам.
Обращаясь к Министру сельского хозяйства и продовольствия Юрию Горлову, Президент ориентировал его сделать акцент на существующих недостатках, чтобы доклад не был просто набором фактов – нужны анализ, выводы, предложения. Александр Лукашенко предложил Юрию Горлову обратить внимание и на те замечания, которые были сделаны Председателем Комитета госконтроля.
Как доложил Юрий Горлов, по оценкам специалистов и ученых, ожидаемый валовой сбор в бункерном весе зерновых и зернобобовых с кукурузой в сельхозорганизациях республики ожидается около 9,7 млн т. Это выше уровня прошлого года на полмиллиона тонн. А с учетом ожидаемого валового сбора рапса в объеме 900 тыс. т общий валовой сбор в бункерном весе ожидается на уровне 10,7 млн т.
«Сегодня, по прошествии нескольких дней, что мы убираем по всей стране, вы уверены, что мы столько соберем?» – уточнил Глава государства.
«Такой прогноз делать очень преждевременно...» – начал Юрий Горлов.
«Короче, не знаете! Не забалтывайте проблему! Вы над этим не думали, не знаете и ответить на это не можете! – прервал Александр Лукашенко. – Я считаю, что мы 11 млн (тонн. – Прим.) не получим, исходя из всех факторов». По словам Президента, Юрий Горлов как глава Минсельхозпрода должен чувствовать сам, удастся ли собрать такой урожай.
Речь шла и о готовности техники. Александр Лукашенко снова уточнил, все ли комбайны, которые стоят на учете, будут принимать участие в сельхозработах. Он поручил Министру внутренних дел перепроверить готовность техники: «Аккуратно, тщательно подходя к тем проблемам, которые решаются в районе или в конкретном хозяйстве. Не просто пришел, увидел, там с налету по голове настучал механизатору – он голову опустил и пошел. Аккуратно надо, тактично к этому вопросу подойти и посмотреть, сколько там у нас комбайнов».
Глава государства поставил задачу организовать работу в сельхозпредприятиях так, чтобы не было ни одного замечания. «Действуйте, не глядя ни на что. Нет – докладывайте напрямую. Если кто-то там вам не подчинился, информацию вам не дал, доложите мне немедленно. Примем самые жестокие меры. Сегодня нельзя шутить, – подчеркнул белорусский лидер. – Смотрите, чтобы мы не имели неприятных разговоров по результатам. Чтобы был хороший результат, нужно работать сейчас».
О ходе уборочной кампании в регионах Президента проинформировали председатели облисполкомов. Председатель Минского облисполкома Алексей Кушнаренко, в частности, доложил о заготовке кормов, наличии кадровых ресурсов и прогнозах на урожай.
«Очень надеюсь, что Минская область сработает не хуже Гродненской», – отреагировал на доклад Президент.
Председателя Брестского облисполкома Петра Пархомчика Александр Лукашенко ориентировал «не засыпать цифрами», а сконцентрироваться на главном и тенденциях, своих впечатлениях о ходе уборки и возможных недостатках.
«Нет каких-то серьезных проблем. Практически все вопросы, включая кадровые, решены. Мы для уборки урожая привлекли 334 механизатора, в том числе 234 комбайнера. Все они приступили к работе, – отметил Петр Пархомчик. – Это люди Брестской области, с разных предприятий, которые практически системно участвуют в уборке урожая».
«Хотелось бы, чтобы вы этих людей после уборки не забыли», – поручил Глава государства, имея в виду необходимость по итогам уборочной поощрить привлекаемых работников.
В целом же, заявил Александр Лукашенко, по Брестской области особых проблем он не видит.
Как доложил председатель Витебского облисполкома Александр Субботин, в активную стадию уборочная кампания в регионе войдет на следующей неделе, все предприятия АПК нацелены на результат.
Глава региона, в частности, рассказал о готовности зерносушильных комплексов. «199 у нас имеется, готовы уже к работе 177, это 90 %. Работы эти продолжаются, – отметил он. – Пропускная способность имеющихся зерносушильных комплексов в два раза превышает возможности намолота зерна имеющимися комбайнами».
Александр Лукашенко в связи с этим уточнил: «То есть то, что вы не отремонтировали в соседнем хозяйстве, вы откуда-то с другого хозяйства повезете зерно, там, где отремонтирован зерносушильный комплекс?»
Александр Субботин рассказал, что такая переброска просчитана с минимальными затратами. «Мы максимально рачительно подходим, чтобы минимальные были переброски зерна, минимальные переброски кормов», – пояснил он.
Президент отметил, что хоть мощности зерносушилок и больше, как заверяет руководитель области, нужно учитывать и транспортные затраты, если возить зерно на доработку в другие хозяйства. «Если есть зерносушилка, ее надо отремонтировать и сушить зерно. Тем более такой сырой год, – подчеркнул белорусский лидер. – Нельзя сушить зерно в поле. Потеряем все».
Александр Лукашенко добавил, что комплексно состояние дел в сельском хозяйстве Витебской области еще предстоит оценить на отдельном совещании. В том числе речь пойдет о недоработках, которые озвучиваются контролирующими органами.
Рассказывая о том, как обстоят дела с жатвой в Гродненской области, председатель облисполкома Юрий Караев отметил, что озимые в регионе чувствуют себя немного хуже, чем яровые культуры. Урожайность рапса составляет 39 ц/га, зерновых - 51 ц/га.
Председатель Гродненского облисполкома отметил, что в регионе особое внимание уделяется борьбе с воровством. «Боремся по всем направлениям, – сказал Юрий Караев. – Конечно, там, где механизатора поймали с 20 литрами окрашенного топлива, мы с милицией так решаем, чтобы он продолжал работать. А, конечно же, уголовное дело или административное (по размеру) возбуждено, и он ответит за это».
Александр Лукашенко поинтересовался, какие еще выявляются проблемы в ходе уборочной кампании.
«То, что совершенно справедливо госконтроль выявил в Свислочском районе по некачественной заготовке кормов, конечно, это пожертвовал председатель того хозяйства качеством в угоду тому, чтобы, как говорится, показатели доложить. Вовремя его поправили и на его примере всех остальных, что качеством жертвовать недопустимо», – сказал Юрий Караев.
Он добавил, что все вопросы с жатвой в регионе разбираются на уровне области и решаются в штатном режиме.
В Гомельской области в этом году планируют собрать с учетом кукурузы более 1,4 млн т зерна, проинформировал во время совещания сообщил председатель глава региона Иван Крупко. «На сегодня готовность техники высокая. Из 948 комбайнов готовы 945 – 99 %. Пройден техосмотр на 98 %. Сушильное хозяйство готово на 96 %», – заявил председатель Гомельского облисполкома.
Отдельно Президент поинтересовался ситуацией на «Гомсельмаше». На этот счет Иван Крупко доложил о работе по продвижению техники на внешние рынки – не только в Россию, но и другие страны.
Александр Лукашенко подчеркнул, что ни в коем случае нельзя ослаблять напряжение в этом плане. Надо активно выходить на разные рынки, в том числе стран Африки. «Внутренний рынок никогда не решал проблему ни для МАЗА, ни для МТЗ, ни для «Гомсельмаша». Мы всегда больше продавали (за рубеж. – Прим.)», – сказал Глава государства.
О полевых работах в регионе доложил и председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко. По его словам, хозяйствами уже убрано 67 % от общей площади озимого ячменя. Валовый сбор ожидается на 30 % выше прошлогоднего. «Выборочно приступили к уборке озимого рапса, тереблению льна, одновременно ведем заготовку травяных кормов, – рассказал Анатолий Исаченко. – К массовой уборке зерновых и зернобобовых культур приступим через 7–10 дней».
Председатель Могилевского облисполкома высказался и по проблемным вопросам. В их числе – готовность зерноуборочной техники и сушильных комплексов, наличие у техники техосмотра.
Александр Лукашенко поинтересовался, запущен ли в работу модернизированный недавно комбикормовый завод в Шклове. Этой работой занималось Управление делами Президента, в чьем ведении находится предприятие.
«Он уже принял первые 2 тыс. т зерна, уже сушит», – ответил Анатолий Исаченко. Здесь же, отметил председатель облисполкома, приводят в порядок местный льнозавод и сельхозтехнику – важное звено для сельского хозяйства.
Глава государства напомнил о своем требовании, что завод должен работать и в интересах других сельхозпредприятий, а не только подчиненных Управлению делами Президента.
Особый акцент Александр Лукашенко сделал на восстановлении в районах полноценной работы райагросервисов по образцу Шклова.
В нынешнем году аграрному сектору решениями Правительства и Главы государства была оказана вся необходимая помощь, а за те или иные недоработки спрос должен быть на местах, заявил на совещании вице-премьер Юрий Шулейко.
По его словам, начиная с весенних полевых работ максимально были приняты меры. Например, по увеличению посевных площадей, в том числе овощных культур. Сосредоточились аграрии и на выполнении задач по получению необходимого вала зерна. В том числе сельчан поддержали в вопросе частичного пересева после весенних заморозков, что позволяет в нынешнем сложном сезоне рассчитывать на урожай по зерну не меньше прошлогоднего.
«В этом году беспрецедентно правительство с вашей помощью приняло и оказало селянам всю необходимую помощь, начиная от техники, удобрений. Сегодня есть объективные вопросы, по которым нужно спрашивать уже с областей», – подчеркнул вице-премьер.
Он заверил, что аграрии, несмотря на сложные погодные условия, рассчитывают достойно завершить нынешний сезон и идут к обозначенным целям.
«Увидим осенью. Вы правильно сказали, что мы для крестьян сделали все. И даже больше, чем должны были делать», – согласился Александр Лукашенко.
В том числе решены вопросы по обеспечению топливом, за которое после уборочной еще предстоит рассчитаться. В достаточном количестве есть техника. Но Президент строго предупредил, чтобы искоренялись факты небрежного отношения к этой технике, а тем более воровства. Особенно на фоне финансовой поддержки аграриев под те или иные текущие нужды.
«Мы это собрали и дали вам. А у вас зерно воруют, топливо разворовывается, запчасти не вовремя привозят, комбайны не смотрят, пьяные на работу ходят. Как это понимать? Вы меня поймите: вся эта информация ко мне приходит, а завтра вы приходите: «Дайте деньги в долг», – акцентировал внимание Александр Лукашенко на ряде негативных моментов, которые выявляются контролирующими органами в отдельных хозяйствах.
Подводя итоги совещания, Глава государства отметил, что уровень подготовки и работы руководителей в нынешнем году как в хозяйствах, так и на уровне власти гораздо выше, чем было ранее. Но все портят конкретные недостатки, на которые в том числе указывали в ходе селекторного совещания Председатель КГК и глава Минсельхозпрода.
«Не должно быть этих мелочей, проволочек, бюрократизма. Конкретно по-военному надо решать все задачи. Время, мужики, такое. И мы его не переделаем, это время. Поэтому должно быть четко, понятно. Как у нас в Гродненской, Минской или в Брестской областях, – подчеркнул белорусский лидер. – Что касается отстающих областей, то Витебску я сказал, но и в Гомельской области проблем немало. Не хотел бы, чтобы эти проблемы были и в Могилевской области».
Глава государства отметил, что ряд областей в Беларуси возглавляют люди, которые по своей профессии не являются специалистами в области сельского хозяйства. Но это не мешает, а порой и является определенным плюсом в работе. «Я это чувствовал, что как только приходит губернатор-аграрий, он начинает входить в положение на местах. А на местах руководители недорабатывают. А мы в их положение входим. По-военному все должно быть», – требует Президент.
«План составили – хоть умри, но сделай. Контролировать в этом году будем очень принципиально, но не обижая людей», – сказал Александр Лукашенко.
Он еще раз акцентировал внимание на необходимости в полной мере решить кадровый вопрос с привлечением механизаторов на период уборочной. Людей надо привлекать в том числе из городов. Все решения на этот счет ранее были приняты. «Разговоров о недостатке кадров вообще быть не должно после нашего прошлогоднего обсуждения этой проблемы. Мы тогда договорились, что за зиму вы решите вопросы с кадрами, – заявил Глава государства. – Если у вас «не доехал кто-то», это значит, мы прошлепали этот вопрос».
«Надо сделать так, чтобы люди, которые бросили село и уехали в город, – по-хорошему с ними договориться, – чтобы они в трудные минуты помогали. Особенно механизаторы на комбайнах. Это штучные (специалисты. – Прим.), не каждому комбайн доверишь. Поэтому горожан надо задействовать, как только можно, но и мы к ним должны по-человечески относиться и помогать. Этих людей нельзя забывать никогда в течение года, а не только тогда, когда они нам нужны», – ориентирует Глава государства.
Еще из принципиальных требований Президента – не допускать потерь зерна на полях, а также бережное отношение, своевременное обслуживание и ремонт дорогостоящей техники. «С будущего года вы технику получите только тогда, когда вы докажете комиссии из Министерства сельского хозяйства, что у вас нормально эксплуатируется техника, которая у вас на учете, и техническое обслуживание поставлено на уровень. Мы не можем вам десятками, сотнями вбрасывать технику, понимая, что у вас старая техника не обслуживается», – предупредил Александр Лукашенко.
«Еще раз прошу вас, обратите самое серьезное внимание на организацию. Надо заплатить людям, накормить вовремя, организовать их отдых, досуг. Где только возможно, будьте ближе к людям. И заставьте других бывать близко к людям», – поручил белорусский лидер.
Президент обозначил и тему мелиорации, где также необходим должный контроль. За эту тему в стране отвечает нынешний сенатор Леонид Заяц, который в прошлом возглавлял Минсельхозпрод, а затем был вице-премьером, курирующим вопросы АПК. «С него это проблему никто не снимал. Знает. Человек военный, можно сказать, в этом плане, – сказал Глава государства. – У нас безалаберное отношение, я это вижу, к мелиорированным землям. Мы с вами все приведем в порядок. И поля красивые после мелиорации везде, но потом-то содержать надо как следует».
Отдельный акцент Глава государства сделал на плющении зерна: «Как никогда важен этот вопрос. Железно надо соблюдать технологическую дисциплину».
Он также напомнил о поручении на районном уровне заниматься отстающими хозяйствами: «В каждом районе полтора-два хозяйства работают из рук вон плохо. Это зона ответственности председателя райисполкома и его первого заместителя. Пожалуйста, не забывайте об этом. Мы на это внимание в ближайшее время обратим».
Александр Лукашенко подчеркнул, что в нынешнем году урожайность зерновых ниже 30 ц/га будет считаться плохой. «Поэтому, пока мы еще в поле можем найти урожайность – ищите ее там», – сказал он.
«Сейчас будем смотреть, как на деле будет организована уборка урожая. Но на сегодняшний день значительно лучше, чем в прошлые годы. Я не хочу тут распыляться по конкретным отдельным вопросам. Вы их видите на местах и знаете лучше, что надо сделать. Поэтому, мужики, в бой!» – резюмировал Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.