08.01.2025
МАРТ: разработано три варианта трансформации системы регулирования цен
Разработано три варианта трансформации системы регулирования цен. Об этом рассказал Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов в эфире телеканала СТВ, сообщает
БЕЛТА.
Относительно ценового регулирования министр напомнил, что в 2024 году действовали нормы постановления Правительства № 713. Благодаря этому удалось сдержать рост цен с соблюдением установленных Указом Главы государства параметров инфляции – не более 6 %. Ожидается, что по итогам года этот показатель будет выполнен даже с небольшим запасом.
Вместе с тем, добавил Алексей Богданов, необходимо совершенствовать механизм регулирования цен, есть соответствующее поручение Главы государства. «Правительство над ним работает. На сегодня нами разработано три варианта трансформации механизма ценового регулирования. Я думаю, что в какой-то период 2025 года эта система будет обновлена», – отметил он.
Одним из элементов новой системы ценового регулирования станет автоматизированная информационная система «Анализ цен», сказал Министр. По его словам, она позволит в онлайн-режиме отслеживать любые изменения цены и контролировать ее. Сейчас же регулятор получает информацию о ценах фактически постфактум: по результатам мониторингов, от Белстата.
«Мы будем видеть, по каким ценам вошел товар в нашу страну, какая цена у производителя. Мы будем видеть количество посредников, которые перепродавали этот товар, и то, какую делали наценку, надбавку на этот товар. И мы соответственно сможем уже более оперативно влиять на формирование (цен. – Прим. БЕЛТА)», – пояснил Алексей Богданов.
Министр также прокомментировал попытки отдельных стран, в частности Литвы, ввести государственное регулирование цен. По его словам, в любой стране в той или иной степени присутствуют элементы государственного регулирования. Не существует чистой рыночной модели.
Алексей Богданов рассказал, что недавно Объединенные Арабские Эмираты ввели жесткое ценовое регулирование по белорусской модели. В этой стране с 2 января установлен запрет на повышение в течение полугода цен на девять товарных групп: яйца, хлебобулочные изделия, зерно, растительное масло, мясо птицы и т.д.
«Конечно, в условиях нестабильности глобального рынка и смены валютных систем и так далее все эти шоки негативно влияют на внутренние процессы любой страны мира. И, конечно, без грамотного государственного регулирования можно допустить такие процессы, когда инфляция будет разгоняться до трехзначных значений. А этого, конечно, в нашей стране допустить мы никак не можем», – подчеркнул Министр.
Говоря о наличии товаров на полках в магазинах в период новогодних праздников, он отметил огромное их изобилие. Есть все: товары и отечественного производства, доля которых растет, и импортных. Готовиться к новогодним праздникам начали заранее, еще в ноябре. Был составлен соответствующий план по формированию резервов на основные товары, которые пользуются повышенным спросом. Запасы сформировали как производители, так и торговля.
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Для привлечения инвестиций. В Беларуси планируют скорректировать закон о потребкооперации
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации
БЕЛТА