27.02.2025
Не позднее трех часов. Как проинформировать органы внутренних дел о сдаче жилья иностранцам
Белорусы, которые сдают жилые или иные помещения иностранцам, должны проинформировать об этом ОВД не позднее трех часов после фактической сдачи. Об этом на вебинаре в НЦЗПИ рассказала старший инспектор по особым поручениям отдела по работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства Департамента по гражданству и миграции МВД Татьяна Хотько, передает корреспондент
БЕЛТА.
Как пояснила Татьяна Хотько, следует проинформировать органы внутренних дел по месту нахождения жилого или иного помещения, предоставленного иностранцу для проживания. Информировать ОВД об этом должны как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Сроки информирования – не позднее трех часов после фактического предоставления жилых или иных помещений для проживания на сутки и больше.
«Что предоставляют для проживания? Это жилые помещения, жилые комнаты в агроэкоусадьбах, садовые домики и дачи, многофункциональные помещения, а также средства размещения по перечню, определяемому Советом Министров, – сказала Татьяна Хотько. – Основаниями для предоставления жилых или иных помещений являются договор найма жилого помещения, договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, аренды и возмездного оказания услуг».
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует определить работника, который будет информировать ОВД о том, что временно пребывающим в Беларуси иностранцам предоставлено помещение. Информировать следует о таких категориях иностранцев, как временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.
Сами иностранцы, прибывшие в Беларусь, обязаны зарегистрироваться в течение десяти суток, включая дату въезда в нашу страну. Это можно сделать в подразделении по гражданству и миграции по месту пребывания в Беларуси. Зарегистрироваться также можно на едином портале электронных услуг.
Самостоятельной регистрации не подлежат те иностранцы, которые прибыли в нашу страну на срок, не превышающий десять суток. Это касается также иностранцев, которым оказаны услуги по размещению в средствах размещения на основании договоров возмездного оказания услуг. Кроме того, самостоятельной регистрации не подлежат иностранцы, которые временно пребывают в Беларуси на основании договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных с физическими лицами и сельскохозяйственными организациями, оказывающими такие услуги, и проживают в комнатах в агроэкоусадьбах.
Проинформировать органы внутренних дел о предоставлении иностранцу помещения для проживания можно несколькими способами. Это можно сделать, например, на едином портале электронных услуг или через приложение «Е-Паслуга». Можно также обратиться непосредственно в орган внутренних дел. Если жилье было предоставлено ночью, а подразделение по гражданству и миграции уже не работает, можно передать уведомление в дежурную часть ОВД.
Административная ответственность в случае, если органы внутренних дел не были проинформированы в сроки, установленные законодательными актами, предусматривает штраф до 20 базовых величин.
По информации
БЕЛТА
МВД стран СНГ повысят сотрудничество в сфере экспертно-криминалистической деятельности
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом
БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации
БЕЛТА
МВД о мерах по профилактике коррупции
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Работа без границ. В каких направлениях будет развиваться единый рынок труда ЕАЭС
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации
БЕЛТА
В СНГ продолжается разработка программы по созданию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы
Заседание Рабочей группы по разработке проекта Комплексной программы, направленной на создание общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы государств – участников СНГ, состоялось 23 июня 2025 г. в штаб-квартире СНГ.
Участие в мероприятии приняли представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов и Исполнительного комитета СНГ.
Участники заседания рассмотрели поступившие предложения и замечания к проекту Комплексной программы и внесли в него ряд дополнений и уточнений, а также приняли решение продолжить работу над проектом документа и провести следующее заседание Рабочей группы в июле 2025 года.
Напомним, что проект документа разрабатывается в соответствии с Концепцией поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 29 ноября 2024 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Фундамент спокойствия – договор: полезные советы накануне отпускного сезона
Перебирая варианты отдыха, многие волнуются: даже если воспользуешься помощью профессионалов, радость от поездки и отдыха может быть омрачена ошибкой туроператора или прочими внешними факторами. О том, как минимизировать риски, мы узнали во время вебинара, проведенного Национальным центром законодательства и правовой информации.
Все на бумаге
Отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на основе договора. Исполнитель – юридическое лицо – туроператор, подчеркивает консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:
– При этом отношения с потребителем могут быть построены как напрямую, так и через турагентов. Заключение договора необходимо в любом случае, но при этом важно обратить внимание на содержание документа. Правительством утверждена типовая форма, и все предлагаемые туроператором договоры должны ей соответствовать. Условия, предусмотренные в образце, исключению не подлежат. Дополнения же возможны, поскольку каждый из туров имеет свои особенности.
По полной программе
При покупке тура все услуги, которые вы хотите приобрести, должны быть обязательно прописаны в договоре. Программа туристического путешествия – одно из приложений к договору оказания услуг, и она должна быть максимально подробной. Но если клиенту что-то навязывают дополнительно, он вправе от этого отказаться.
– Когда говорят, что необходимо оплатить некую дополнительную услугу, задайтесь вопросом: а что это такое? – советует Александр Кречетов. – Часто пишут, например, что весь комплекс составляет некую сумму в долларах или евро (в белорусском эквиваленте) плюс туруслуга в рублях. А в программе путешествия ее нет! Однако все услуги должны быть отражены в программе.
Оплата: возможны варианты
С одной стороны, порядок оплаты туристических услуг регулируется договором. С другой – возможны лишь два варианта: деньги получает либо туроператор, либо турагент.
– Вариант, когда часть оплаты нужно внести сейчас, а часть необходимо передать принимающей стороне либо отдать в автобусе, не допускается по законодательству, – отмечает Александр Кречетов. – Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения также определяется договором. Полная предоплата либо оплата в несколько этапов – все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор.
И еще: оплата допускается в любой форме. Вам говорят, что только через ЕРИП? Это ограничивает права потребителей и, соответственно, не имеет юридической силы. Вариантов на самом деле два: безнал и наличка через кассу с предоставлением платежного документа.
Время на составление претензии
В случае некачественного оказания туруслуг потребитель может подать претензию исполнителю. Рассмотрение не должно превышать 7 дней, если заказчик – физлицо, и 30 дней, если заказчик – организация или ИП.
– Зачастую в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или более короткого срока, – замечает представитель Минспорта. – Но это не так, поскольку законодательно установлена подача претензий в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре.
Предупрежден – вооружен
До путешественника должна заблаговременно доводиться полная информация об особенностях пограничного, визового, таможенного и другого контроля, уплате дополнительных сборов и т. п. При выезде за рубеж также должны быть доведены данные о месте нахождения представительства Беларуси – на тот случай, если произойдет несчастье.
– Если турист путешествует в составе группы, то ответственность на себя берет ее руководитель: он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, либо в посольство, – уточняет Александр Кречетов.
ВАЖНО
Исполнитель обязан заблаговременно предупреждать туриста об изменениях даты и времени отправки. По законодательству – за сутки, если до начала тура есть время, либо непосредственно в день заключения договора, если речь идет о так называемом горящем туре.
Односторонний отказ от путешествия – это право заказчика, а не утверждение факта ненадлежащего исполнения договора. Штрафы, неустойки, пени взыскиваются, например, в том случае, если заказчик допускает просрочку с оплатой туристических услуг, и то в определенном процентном соотношении и если это определено договором.
При оказании услуг в сфере международного выездного туризма оператор должен иметь финансовые гарантии по обеспечению исполнения условий договора. Способов три: страхование ответственности, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие в формировании фонда ответственности туроператоров. В договоре должны быть указаны сам способ обеспечения и реквизиты организации, обеспечивающей ответственность туроператора.
Понятие растяжимое?
Что советуют юристы тем, кто недоволен предоставленным для путешествия автобусом
Чем отличаются туристический автобус, автобус туристического класса и комфортабельный автобус? Законодательство не дает определения этим терминам, говорит юрисконсульт Мария Толстик. При возникновении споров ответчик в суде настаивает на том, что это субъективное понятие и он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным. Но важно, чтобы в автобусе все корректно работало: кондиционер, кресло, подставки для ног, полки для вещей.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 июня 2025 г.