Стандарт социальной реабилитации планируют разработать в Беларуси
Стандарт социальной реабилитации планируют разработать в Беларуси, сообщила журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Говоря о развитии социальной реабилитации, Министр заметила, что методики применяются по-разному. «Поэтому мы ставим себе задачу разработки стандарта социальной реабилитации, воплотив в него абсолютно все лучшие новации и все лучшие наработки, которые есть у нас и у наших коллег. В этом направлении мы планируем двигаться», – сказала Наталия Павлюченко.
Касательно новаций Министр отметила открытие на базе социальных учреждений отделений социальной реабилитации. «Это новое направление. В прошлом году порядка 800 человек прошли социальную реабилитацию в наших учреждениях», – сообщила она, добавив, что это хорошая возможность для людей с инвалидностью.
Перед областями, регионами поставлена задача расширять сеть таких отделений социальной реабилитации, что позволит обеспечить шаговую доступность и максимально широкий охват получателей таких услуг.
Продолжая тему работы с людьми с ограниченными возможностями, Наталия Павлюченко отметила, что общественные организации инвалидов должны быть ориентиром, серьезным помощником, плечом для государственных органов.
В качестве еще одного направления работы Министр обозначила развитие технических средств социальной реабилитации с учетом инновационности, продвижение новой продукции, которую выпускает Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр.
По информации БЕЛТА
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). «Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования», – подчеркнула Елена Моргунова.
Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. «Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок», – отметила Председатель Госстандарта.
Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое – когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе – если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).
По информации БЕЛТА
В ЕАЭС разрабатывают 10 новых технических регламентов. Об этом сообщила Председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«Постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции. Для конкурентоспособности производителей Союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Это касается как разработки новых технических регламентов, так и пересмотра уже действующих», – сказала Елена Моргунова.
По ее словам, сегодня в ЕАЭС введены обязательные требования не ко всей продукции, а примерно к 88 %. «Необходимо двигаться дальше. На данный момент в работе 10 новых технических регламентов – по безопасности никотинсодержащих изделий, кормов, материалов, контактирующих с пищевой продукцией и др. Также вносятся изменения в техрегламенты, в частности, Беларусь разрабатывает восемь таких проектов. Проводятся работы по проверке научно-технического уровня уже действующих регламентов, по итогам которой определяется необходимость дальнейшей их актуализации. На различных стадиях разработки и принятия сейчас, например, находятся изменения в техрегламент «О безопасности пищевой продукции», а также в регламенты на отдельные виды продукции и маркировку, упаковку, машины и оборудование, смазочные масла. Это рутинная работа, она идет постоянно. Будут обновляться и разрабатываться новые технические регламенты и стандарты на ту продукцию, которая востребована и необходима в ЕАЭС», – поделилась планами Председатель Госстандарта.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
- каменщик;
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
- машинист крана автомобильного;
- машинист крана башенного;
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
- монтажник наружных трубопроводов;
- монтажник строительных конструкций;
- монтажник фасадных систем;
- производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
- каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
- машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
- машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
- монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
- монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
- монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
- кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
- кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Нюансы организации дополнительной работы разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда отметили, что существует три вида дополнительной работы. Один из вариантов – совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – работа по другой вакантной профессии/должности. Например, каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще один вид – расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работа по такой же вакантной профессии/должности. Например, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка).
Также дополнительной работой считается исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – работа как по другой, так и по такой же профессии/должности, при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В пресс-службе отметили, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня. За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации БЕЛТА