Состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики
26 февраля 2025 г. состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Перед парламентариями выступил Генеральный прокурор Республики Беларусь Швед А.И. с докладом об итогах работы органов прокуратуры.
Открывая заседание, И.П.Сергеенко подчеркнул, что между Парламентом и Генеральной прокуратурой налажено конструктивное сотрудничество. «Результатом нашей совместной работы стало принятие Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который подписан Главой государства буквально неделю назад».
Он также отметил законы «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», о ратификации белорусско-вьетнамского Соглашения о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания.
Председатель Палаты представителей сообщил, что в настоящее время в постоянном контакте с органами прокуратуры ведется доработка ко второму чтению законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
Он также отметил, что Генеральная прокуратура вносит весомый вклад в сохранение исторической памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, в работу по противодействию экстремизму и нацизму. Ведется расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа. «Выявлены факты, указывающие, что масштаб трагедии от зверств фашистов гораздо больше, чем можно было представить».
Фактологические материалы, полученные в ходе расследования этого уголовного дела, легли в основу ряда подготовленных Генеральной прокуратурой информационных проектов, изданий и фильмов. «Эти и другие материалы используются депутатским корпусом при проведении информационно-разъяснительной и идеологической работы с избирателями, молодежью», – сказал И.П.Сергеенко.
Генеральный прокурор в своем выступлении сообщил следующее. В 2024 году органами прокуратуры проделана значительная работа по защите прав граждан, интересов общества и государства. Обеспечен надзор при проведении избирательной кампании по выборам Президента Республики Беларусь. Выборы прошли спокойно, без чрезвычайных происшествий и в полном соответствии с законодательством.
В прошлом году на 14 процентов сократилось количество зарегистрированных преступлений. Это наименьшее число преступлений за последние 30 лет. Снизилось количество особо тяжких преступлений. В частности, на 22 процента меньше совершено убийств. В сравнении с 2007 годом их число уменьшилось в 4 раза. Меньше совершено краж, грабежей, разбоев, хулиганств, а также преступлений, связанных с домашним насилием.
В целях профилактики правонарушений внесены изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы. Для лиц, находящихся под превентивным надзором органов внутренних дел, установлены дополнительные обязанности по трудоустройству и принудительному лечению от алкоголизма, наркомании, токсикомании, педофилии.
В Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» включены нормы, которыми расширяется круг лиц, подпадающих под профилактическое наблюдение; устанавливаются дополнительные обязанности трудовой занятости лиц, за которыми осуществляется наблюдение; закреплена возможность отмены амнистии в случае невыполнения освобожденным по амнистии условно, возложенных на него обязанностей.
В результате принятых за последние 5 лет мер количество рецидивных преступлений сократилось на 28 процентов. Вместе с тем в прошлом году увеличилось количество зарегистрированных мошенничеств и вымогательств. В основном эти преступления совершены с использованием информационных технологий, что связано с ростом уровня информатизации, активным использованием населением современных средств коммуникации.
В настоящее время реализуется принятый Правительством по инициативе Генеральной прокуратуры комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
Начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение способствует оперативному приостановлению движения на счетах, через которые перемещаются похищенные денежные средства, наложению на них ареста. Система позволила снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов.
Генеральной прокуратурой совместно с МВД вырабатываются дополнительные меры по предотвращению использования криптовалют в противоправной деятельности. Одной из мер противодействия такому использованию криптовалюты является реализация Указа Президента «Об обращении цифровых знаков (токенов)». Кроме того, Законом «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» предусмотрено наложение ареста на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам, используемым преступниками, путем внесения представления об устранении нарушений закона. Эти меры позволят повысить эффективность противодействия киберпреступлениям.
Продолжает сокращаться количество экстремистских преступлений. В 2024 году их совершено почти в два раза меньше. Прокурорами поддержано государственное обвинение в отношении более 1,5 тыс. лиц, совершивших экстремистские преступления. Наиболее строгим мерам ответственности подвергались организаторы таких преступлений и лица, совершившие акты терроризма.
Генеральной прокуратурой целенаправленно обеспечивается координация деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений. В 2024 году учтено свыше 1 тыс. таких преступлений. Наибольшую долю составили хищения и взяточничество. Привлечено к ответственности более 900 лиц, из них 14 занимали ответственное положение.
Основное внимание прокуроров сосредоточено на выявлении коррупции в стратегических отраслях экономики, в том числе при проведении закупок, а также в органах государственного управления. Только по фактам взяточничества возбуждено 56 уголовных дел.
В настоящее время Совет Министров осуществляет реализацию предложений Генеральной прокуратуры, в том числе по обеспечению прозрачности процедур закупок, об усилении контроля со стороны министерств за подчиненными организациями.
Прокуроры более активно выступали в трудовых коллективах, активизировали работу по профилактике коррупционных правонарушений, вносили акты надзора и информировали госорганы.
По требованию органов прокуратуры за предоставление незаконного вознаграждения в интересах юридического лица к административной ответственности привлечено 90 организаций. Общая сумма наложенных взысканий составила 900 тыс. руб.
Основное внимание в ходе надзорных проверок в войсках было сосредоточено на сохранности вооружения, боевой и специальной техники, поддержанию ее в исправном состоянии, пресечению коррупционных правонарушений, профилактике воинских преступлений, гибели и травмирования военнослужащих, а также на деятельности государственных органов при призыве граждан на воинскую службу.
Значительный объем работы выполняется в сфере надзора за предварительным следствием и дознанием. Изучено почти 130 тыс. материалов проверок, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Из них более 11 тыс. – отменены и направлены для проведения дополнительной проверки, по более 270 – возбуждены уголовные дела. Всего в 2024 году возбуждено почти 2,5 тыс. уголовных дел.
Отменены более 3,5 тыс. незаконных решений о приостановлении и прекращении расследования, внесено свыше 2,5 тыс. актов надзора. В суды направлено свыше 30 тыс. уголовных дел. Для производства дополнительно предварительного расследования возвращено более 780 дел.
В результате принимаемых мер количество оправдательных приговоров остается невысоким. В прошедшем году вступили в законную силу решения судов о реабилитации в отношении 17 лиц. Каждый такой случай становится предметом детального изучения, с целью недопущения ошибок в дальнейшем.
Государственное обвинение поддержано по более чем 26 тыс. уголовных дел. Прокурорами принесены апелляционные протесты в отношении более 1 400 лиц, судами удовлетворено свыше 80 процентов таких протестов. В кассационном порядке принесены протесты в отношении 450 лиц, из них удовлетворено 90 процентов.
С участием прокуроров рассмотрено свыше 17 тыс. гражданских дел. Прокурорами принесено более 700 апелляционных протестов, из которых две трети удовлетворено. В порядке надзора принесено более 150 протестов, удовлетворено – 80 процентов.
По гражданским и экономическим делам прокурорами в суды предъявлено свыше 7 тыс. исков на общую сумму почти 150 млн. руб., реально взыскано более 19 млн. руб.
В 2024 году количество поступивших в органы прокуратуры обращений граждан уменьшилось на 3 процента. Рассмотрено по существу почти 23 тыс. обращений. Признаны обоснованными свыше 28 процентов обращений. Значительную долю составляли жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, а также на действия и решения органов дознания и следствия.
Прокурорами на личном приеме принято более 35 тыс. заявителей, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году. По каждому факту нарушения прав и законных интересов граждан, требований законодательства приняты меры реагирования.
Органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства в 2024 году проведено свыше 8 тыс. проверок. По их результатам вынесено свыше 35 тыс. актов надзора. К ответственности привлечено свыше 35 тыс. физических и юридических лиц. Виновные лица во внесудебном порядке возместили причиненный ими ущерб в сумме свыше 20 млн. руб.
Основное внимание было уделено выполнению поручений Главы государства, а также вопросам соблюдения социально-экономических прав граждан, защиты несовершеннолетних, охраны природных ресурсов, надлежащего использования земель в сельскохозяйственных целях и др.
Так, органами прокуратуры проверено соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в сельской местности. Установлено, что в ряде населенных пунктов не имелось доступа к централизованным системам водоснабжения, а некоторые из них не были обеспечены качественной питьевой водой. Жители отдельных сельских населенных пунктов не имели возможности получить бытовые услуги по месту жительства. В некоторых агрогородках отсутствуют клубы и библиотеки, нет физкультурно-спортивных сооружений.
Совету Министров было предложено провести комплексный анализ выполнения социальных стандартов и методик их оценки, обеспечить рациональное планирование, а также наращивание темпов достижения установленных нормативов в сельской местности.
Проведена проверка соблюдения законодательства при оказании населению жилищно-коммунальных услуг. В каждом регионе установлены факты несвоевременного и ненадлежащего исполнения заявок, поступающих на телефонный номер 115, а также нарушения порядка продления сроков их исполнения. В целом по стране более 80 тыс. заявок исполнено не на должном уровне, что повлекло их возврат на доработку.
Актуальным остается вопрос планирования и своевременного проведения капитального и текущего ремонта жилищного фонда. В 2024 году нарушены сроки капитального ремонта трети объектов. Некачественное проведение смотров приводит к невключению домов, требующих ремонта, в годовой план, неверному определению объемов работ. Министру жилищно-коммунального хозяйства внесено представление.
Проверка эффективности использования арендного жилья показала, что почти 15 тыс. арендных жилых помещений не заселены. Из них около 10 тыс. находятся в ненадлежащем состоянии. Каждое второе такое помещение расположено в сельской местности. Ремонт порядка 45 процентов помещений признан нецелесообразным.
В то же время исполкомы, государственные органы и организации несут расходы по содержанию свободного арендного жилья, в том числе непригодного для проживания. При этом фактически такое жилье гражданами не востребовано на условиях выполнения ремонта в счет платы за аренду либо его приобретения.
Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие единой государственной системы формирования реестра арендного жилья.
В связи с ненадлежащим проведением технической инвентаризации плата за арендное жилье взималась с граждан за завышенную площадь помещений. По требованию прокуроров возмещено более 150 тыс. руб. необоснованно взысканных с граждан платежей.
В 2024 году проведены проверки исполнения поручений Главы государства в сфере медицины. Почти в трети из проверенных фельдшерско-акушерских пунктов отсутствовали обязательные медицинские изделия и лекарства. Отмечается их ненадлежащее санитарно-технические состояние. В ряде случаев не соблюдался установленный режим работы. Сохраняются факты закрытия ФАП при необеспечении надлежащей работы передвижных комплексов.
Остается проблема с обеспеченностью медицинскими кадрами. При этом вновь выявлены отдельные факты несоразмерности надбавок за сложность и напряженность работы, установленных административно-управленческому персоналу и медицинским работникам. Установлены случаи невыплаты молодым специалистам положенных компенсаций и занижения надбавок.
При проведении диспансеризации населения, в том числе детей, по-прежнему допускаются нарушения. Не всем детям проведены обязательные медицинские исследования и осмотры, в том числе в возрасте до 1 года. Имеются нарушения порядка наблюдения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. О выявленных проблемах информированы Минздрав и облисполкомы.
Одним из приоритетов надзорной деятельности остается защита прав несовершеннолетних. За последние пять лет число детей, признанных находящимися в социально опасном положении, возросло на 60 процентов, а детей, родители которых лишены родительских прав, – на 64 процента. Из-за отсутствия положительных изменений в образе жизни родителей в семьи возвращается менее половины детей.
О сложившейся ситуации информирован Президент Республики Беларусь, и во исполнение его поручения Правительством изменен ряд постановлений.
В декабре прошлого года в Палату представителей внесен проект Закона об обеспечении прав детей, которым предусмотрено кардинальное изменение подходов к работе с неблагополучными семьями.
Законопроектом устанавливается обязанность родителей обеспечивать защиту детей от информации, способствующей их вовлечению в преступную деятельность, а также совершению в отношении их преступлений. Кроме того, предусматривается обязанность прохождения психологического собеседования для допуска к педагогической работе.
Правительством совместно с Генеральной прокуратурой разработано и утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
Внесенными в Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» изменениями впервые предусмотрена организация на базе специального воспитательного учреждения комплексной медико-социальной реабилитации, в том числе на конфиденциальной основе, детей, употребляющих психоактивные вещества, по заявлениям родителей. Предоставленная возможность уже использована некоторыми родителями.
Расширены основания для помещения в спецучреждения несовершеннолетних в связи с систематическим совершением ими правонарушений и преступлений.
По предложению Генеральной прокуратуры Правительством комплексно урегулированы вопросы оздоровления детей.
Ранее оздоровлением детей в лагерях занимались в том числе индивидуальные предприниматели и частные организации. В результате не соблюдались пожарная безопасность и санитарные нормы, имелись факты травмирования детей. Не было организовано медицинское и педагогическое сопровождение. Установлены факты, когда воспитанием детей занималась организация, осуществлявшая экстремистскую деятельность. В настоящее время подобная практика исключена. Определен конкретный порядок оздоровительной деятельности.
По-прежнему имеют место недостатки в сфере мелиорации земель. Не пересмотрены устаревшие методики расчета эффективности инвестиций в мелиорацию. Не проработаны вопросы проведения мониторинга осушенных земель, а также установления ответственности сельхозпроизводителей за их неэффективное использование. Не соблюдаются нормативы технического ухода за сетью мелиоративных систем. Не разработаны все необходимые правовые акты, обеспечивающие продуктивное использование осушенных земель. О выявленных фактах неиспользования как ранее мелиорированных, так и вновь введенных земель информирован Совет Министров.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остается соблюдение законности в сфере агропромышленного комплекса.
По итогам надзорных мероприятий по вопросам сохранности крупного рогатого скота прокурорами внесено более 3,7 тыс. актов надзора, к ответственности привлечено свыше 6 тыс. лиц. Приняты меры по возмещению с виновных лиц ущерба, причиненного падежом, на сумму более 1,5 млн. руб. По фактам преступлений, связанных с сокрытием падежа, возбуждено 295 уголовных дел. Причины падежа в основном обусловлены нарушениями технологий кормления и содержания скота.
При осуществлении надзорных мероприятий по обеспечению соблюдения законодательства в период осенних полевых работ выявляются нарушения, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением сохранности горюче-смазочных материалов, подготовкой зернохранилищ, заготовкой кормов.
Всего руководителям местных исполнительных и распорядительных органов, сельхозорганизаций вынесено свыше 1 тыс. предписаний и актов надзора. По результатам их рассмотрения к ответственности привлечено около 1 тыс. виновных лиц, возмещен ущерб на сумму более 100 тыс. руб.
Актуальным остается вопрос соблюдения имущественных прав граждан, в том числе при реализации «земельной амнистии». В ходе проверки порядка легализации капитальных объектов при самовольном занятии земельных участков, соблюдения имущественных прав граждан установлено, что исполкомами допускались факты волокиты при рассмотрении заявлений граждан, предъявлялись излишние и необоснованные требования, влекущие дополнительные затраты, принимались незаконные решения. В свою очередь, указанные нарушения оставлены Госкомимуществом без должного внимания.
По требованию Генеральной прокуратуры в Минской области пресечена неправомерная практика истребования у граждан излишних документов. Кроме того, отменено неправомерное разъяснение Госкомимущества, согласно которому введены не предусмотренные законодательством ограничения размеров предоставляемых земель.
Продолжаются расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа и кропотливая работа по фиксации информации от очевидцев тех событий и их родственников, архивных источников.
Большое внимание уделяется увековечиванию памяти жертв нацизма и воспитательной работе; 12 крупным захоронениям жертв геноцида белорусского народа присвоен правовой статус историко-мемориального места погребения.
Обеспечено создание республиканского автоматизированного банка данных «Книга Памяти», в который вносятся сведения обо всех захоронениях и погибших лицах, имеются схемы расположения захоронений.
Правительством поддержана инициатива о создании единого реестра мемориалов Великой Отечественной войны, ведение которого позволит решать просветительские, идеологические задачи, расширить сеть военно-исторических туристических маршрутов.
Вышли в свет две книги из цикла «Геноцид белорусского народа», подготовленные Генеральной прокуратурой.
Проводится масштабная работа по воспитанию гражданского общества в духе патриотизма и сохранения исторической памяти. Генеральной прокуратурой организовано посещение урочища Уручье учащимися и преподавателями учреждений образования, членами БРСМ, представителями государственных органов и иных организаций. В 2024 году указанное место массового уничтожения и захоронения жертв геноцида посетили более 260 групп общей численностью более 14 тыс. чел.
В мероприятии приняли участие Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Чуприс О.И., а также члены Молодежного совета при Национальном собрании Республики Беларусь.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)