25.02.2025
Деурбанизация, реновация, арендное жилье. Что предусматривает жилищная политика Беларуси до 2030-го?
На данный момент Министерство архитектуры и строительства разрабатывает Концепцию государственной жилищной политики в Беларуси до 2030 года, которая будет включать в себя несколько ключевых направлений – деурбанизацию, реновацию и увеличение объемов строительства арендного жилья. На каких принципах станет основываться жилищная политика страны в эту пятилетку, в пресс-центре
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Анжелина Сыромятникова.
К слову, многие решения по арендному жилью на законодательном уровне уже приняты. Первый Указ, подписанный Главой государства после переизбрания, предусматривает комплексное регулирование предоставления арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Депутат пояснила: местные органы власти наделяются правом определять перечень востребованных специалистов в регионах, где-то это врачи, где-то – учителя, где-то – работники культуры. Таким специалистам предоставляется первоочередное право получения арендного жилья. В этом случае оплата за него будет приниматься с понижающим коэффициентом.
«Предложенный Указом порядок предоставления арендного жилья поспособствует притоку специалистов, востребованных для каждого конкретного района, их закреплению на рабочих местах и, как следствие, развитию экономики региона», – считает член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству.
Следующее направление разрабатываемой концепции – деурбанизация – предполагает сокращение объемов строительства жилья в крупных городах и перенос акцентов на возведение жилья в городах-спутниках и на селе. По словам Анжелины Сыромятниковой, это снимет вопрос излишнего перетока кадров в столицу и областные города и станет действенной мерой по возврату их в сельскую местность и в малые города.
«В развитие темы добавлю, что в Беларуси увеличен норматив господдержки при строительстве и покупке жилья. Речь о городах с численностью до 20 тыс. жителей. Сумма возросла значительно – теперь она составляет Br1968. Для сравнения: в 2024 году она составляла Br1251, – отметила депутат. – Поддержка будет оказана при условии, что очередник проживает и работает в городе, в котором строит или покупает жилье. Это может быть квартира или индивидуальный жилой дом. Этот пример доказывает, что в стране поэтапно создаются все более привлекательные условия для улучшения качества жизни белорусов в малых городах и в сельской местности».
Было отмечено, что перетоку кадров в сельскую местность для восполнения рабочей силы в сельском хозяйстве также будет способствовать постановление Министерства труда и социальной защиты № 101, согласно которому безработные при переезде в сельскую местность будут получать сумму, равную девяти бюджетам прожиточного минимума. С 1 февраля сумма бонусов при переезде составляет более Br4 тыс. После трудоустройства в течение пяти дней работник получает финансовую поддержку, при этом он обязан отработать в организации не менее года.
Третье направление концепции жилищной политики, которая сегодня в стадии проработки, – реновация. Эта программа направлена на расселение жильцов и снос жилого фонда, который имеет небольшую этажность и солидный срок эксплуатации.
«Беларусь пойдет по пути России, которая уже десяток лет занимается реновацией жилищного фонда, – заявила Анжелина Сыромятникова. – Хрущевки в свое время стали первыми многоквартирными домами, строящимся с помощью железобетонных панелей, которые позволили расселить жильцов коммунальных квартир и решить квартирный вопрос в период острой нехватки жилья в СССР. Это наследие советского прошлого исчерпало себя как морально, поскольку имеет малогабаритные и проходные комнаты, так и физически – вложение финансовых средств в капремонт нецелесообразно».
Депутат резюмировала, что снос старых домов и строительство новых современных жилых комплексов будет ориентировано на эффективную застройку уже сформированных микрорайонов, улучшение жилищных условий граждан, решение проблем с устаревшей инфраструктурой. Жильцам снесенных домов будет предоставляться равноценное жилье с жилой площадью не менее, чем в старой квартире, или денежная компенсация.
Сегодняшняя пресс-конференция входит в программу проведения республиканского профессионального конкурса «Лидеры в строительстве Республики Беларусь», который в этом году проводится уже в 22-й раз. Среди его основных целей – популяризация качественных продуктов, современных технологий, систем, решений и оборудования отечественных стройпредприятий, знакомство с лучшими стройобъектами, стимулирование обмена передовым опытом. Регистрация участников стартовала 1 февраля и продлится по 23 мая. Более полную информацию о конкурсе можно найти на сайте
stroykonkurs.by.
По информации
БЕЛТА
Подписан Указ «О страховании»
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта подписал Указ № 108 «О страховании». Документом приводятся в соответствие с Законом «О страховой деятельности», который вступил в силу 1 января 2025 года, отдельные законодательные акты.
В частности, признаются утратившими силу ряд указов (их отдельные структурные элементы), положения которых нашли отражение в законе. Корректируется используемая в правовых актах, в том числе в смежном законодательстве (налоговом, валютном, банковском, в сферах дорожного движения), терминология для ее согласованности с предписаниями закона.
В числе новаций Указа – предоставление возможности уплачивать страховые взносы (осуществлять выплаты) в безналичной форме с использованием современных платежных средств; установление в базовых величинах (до этого были в евро) страховых сумм и размеров страховых взносов по обязательному страхованию владельцев транспорта, медстрахованию временно пребывающих иностранных граждан.
Кроме того, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополняется действующим в Беларуси и России договором союзного страхования.
Определяется порядок страховых выплат потерпевшим в результате ДТП в случаях, когда перевозчик не заключил договор обязательного страхования ответственности перед пассажиром и невозможно взыскать ущерб в судебном порядке. В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.
Указом предоставляется возможность осуществления выплат страхового возмещения в адрес нерезидента в иностранной валюте в рамках договора страхования гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.
Для обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены предельные размеры сумм, которые могут быть взысканы «Белгосстрахом» с виновных в причинении вреда застрахованным лицам в счет выплаченного им страхового обеспечения (при причинении вреда умышленно – 2 тыс. базовых величин, без умысла – 500). Упрощены условия получения страхователем рассрочки по уплате просроченных страховых взносов, штрафов, пеней.
Также Указом введен ряд ограничений по деятельности страховых посредников.
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
О порядке предоставления господдержки на строительство жилья
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала изменения в порядке предоставления господдержки на строительство жилья.
Указ Президента № 95 от 6 марта 2025 г. объединил все формы господдержки, которые существуют в республике. Он предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан); одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан); финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
«В Указе предусмотрен универсальный порядок предоставления господдержки отдельным категориям граждан. Речь идет о том, что мы здесь определили конкретный перечень форм государственной поддержки, на которые граждане имеют право претендовать, – отметила Инна Пинковская. – В этом акте формы господдержки систематизированы, нормы изложены более понятным и доступным для граждан языком, чтобы любой, открыв нормативно-правовой акт, смог разобраться в тонкостях и нюансах и меньше обращался в госорганы. Объем установленных норм здесь значительно меньше, нежели на сегодняшний день предусмотрено законодательными актами».
Так, Указом предусматривается возможность строительства частных домов гражданами с привлечением льготных кредитов. Также в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. «Исключение составляют многодетные семьи, которые могут приобретать жилые помещения в иных населенных пунктах, но для очередников в населенных пунктах до 20 тыс. это существенно, ведь они могут не только построить, но и приобрести жилье. В некоторых малых городских поселениях стоимость квадратного метра на вторичном рынке в некоторых случаях ниже новостроя», – акцентировала представитель Минстройархитектуры.
В рамках этого Указа предусмотрено, что все категории граждан, которые имеют право на господдержку, сохраняются, как и условия предоставления господдержки. «Единственное исключение – она не будет предоставляться на строительство жилых помещений путем долевого участия в рамках жилищно-строительного потребительского кооператива (ЖСПК) для того, чтобы исключить граждан из процесса самого строительства. Люди будет приобретать готовое жилье, построенное по государственному заказу. Но все жилые дома, которые строятся в рамках долевого строительства, если проектная декларация опубликована до 1 июня 2025 года, будут достраиваются на тех условиях, которые предусмотрены долевым способом», – пояснила Инна Пинковская. Эти нововведения касаются жилья, которое начнут строить с 1 июня 2025 года, так как именно с этой даты Указ вступает в силу.
По информации
БЕЛТА
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Совет Министров Беларуси постановил утвердить Концепцию государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года 13 марта этого года. По словам Инны Пинковской, один из соответствующих предписаний обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий по реализации концепции. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, добавила она. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты.
«В плане будут отражены нормативные правовые акты, которые необходимо будет принять в рамках реализации концепции, – рассказала Инна Пинковская. – Одним из документов будет Государственная программа «Строительство жилья» на следующую пятилетку. В ней уже будут определены конкретные цифры: сколько мы будем строить, какое жилье мы будем строить, для каких категорий граждан. То есть это детализированные направления».
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации
БЕЛТА