Доклад Президенту Беларуси Председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Натальи Кочановой

Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 февраля принял с докладом Председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталью Кочанову.
Во время встречи Глава государства прокомментировал процесс подбора кадров в новый состав правительства и не только.
«Вижу уже в средствах массовой информации начинают мусолить: «Ах, правительство! Кто будет – не будет…» Они просто забыли, журналисты, блогеры и прочие, особенно не наши, что правительство формируется не после выборов. Мы постепенно формировали правительство до выборов несколько месяцев, полгода, а где-то год, назначая министров и так далее. У нас почти половина уже министров, членов правительства работают меньше, чем год. То есть это вновь назначенные люди, – сказал Глава государства. – Но руководство и высшие должностные лица, и прочие – все, что входит в компетенцию Президента, – эти люди подлежат рассмотрению».
Александр Лукашенко напомнил, что поручал эти вопросы рассмотреть и внести предложения по кандидатурам специальной комиссии, в состав которой входит и Наталья Кочанова. «Чтобы мнений было побольше. Я знаю, вы обсуждали не единожды персоналии кандидатур. К чему пришли?» – поинтересовался Президент.
Он пояснил, что работа комиссии – это не только предложение кандидатур в состав правительства, но и в целом. Но, конечно, речь в первую очередь о руководстве правительства, ряде министров, высших должностных лиц.
Президент также попросил Наталью Кочанову рассказать об итогах ее недавнего визита в Азербайджан.
Глава государства предложил в качестве отдельного вопроса обсудить работу экспертного совета при Совете Республики, который был создан по поручению Президента в июне 2021 года. Его потенциал максимально задействован в процессе законотворчества. Это своего рода фильтр важнейших для страны законодательных решений. Александр Лукашенко подчеркнул значимую роль этой структуры.
«Чтобы мы, так сказать, раздавая полномочия и передавая от Президента вниз, не устроили чехарду в органах власти и управления. А чехарда может быть, это самое опасное, со стороны законов, которые мы принимаем. Поэтому очень важно, чтобы эту систему не нарушили. И этому должен служить прежде всего экспертный совет. Поэтому я хочу знать, как организована эта работа», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко попросил Наталью Кочанову не уходить от этих вопросов, особенно учитывая ее опыт работы и на посту Главы Администрации Президента. «Надо, чтобы власть была властью. Потому что требовать будет не с кого. Как мы будем исполнительскую дисциплину отлаживать в стране, если у нас не будет нормально функционировать вертикаль власти, которую мы можем сами разрушить законами. Поэтому это очень важный вопрос», – подчеркнул белорусский лидер.
В свою очередь Наталья Кочанова отметила, что уже ровно год, как в стране в ходе единого дня голосования были избраны депутаты всех уровней. В новом составе работает и Совет Республики, руководствуясь действующим законодательством и утвержденным регламентом.
Что касается работы экспертного совета, то с 2021 года проведено более 140 заседаний. «Мы рассматриваем все законопроекты и указы, которые кладут на стол нам, а дальше идут на подпись Вам», – отметила Наталья Кочанова.
По ее словам, лишь немногим более четверти рассматриваемых документов остаются без замечаний и предложений со стороны экспертного совета. Все они передаются тому органу, который вносит на рассмотрение нормативный правовой акт. Например, в правительство. «Мы не заставляем никого дорабатывать. Мы высказываем мнения экспертов. А дальше они уже вправе поступать, как они поступают», – рассказа Председатель Совета Республики.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко согласовал назначение Сергея Левковича первым заместителем председателя Витебского облисполкома.
До настоящего времени Сергей Левкович работал на посту помощника Президента – инспектора по Витебской области.
«Сергей Викторович, вы приняли решение или предложение, которое вам озвучил Глава Администрации о переходе на работу первым заместителем губернатора в Витебскую область. То, что вы согласились на эту непростую должность, – я вам благодарен. Ну и на этом все благодарности. Там будет непростая работа», – сказал Александр Лукашенко.
Стоит отметить, что Сергей Левкович также имеет опыт работы на посту первого заместителя председателя облисполкома. Соответствующую должность он ранее занимал в Минской области.
«Моя поездка в Витебскую область – в лучшие районы – говорит о том, что там очень много проблем организационных. Ну и вы там работаете. Вы также за это несете ответственность и знаете, что там происходит», – напутствовал белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что образцы того, что и как нужно делать в регионах, уже есть, начиная от агрогородка, поселков городского типа и заканчивая районным уровнем. Если необходимо, с этим можно дополнительно ознакомиться на примере тех же Копыси и Шклова, где недавно побывал Глава государства.
«То есть все уже отработано. Нужно организовать. Дисциплина трудовая в Витебской области неважная. Но самое главное, что в ближайшее время на совещании в Витебской области мы рассмотрим, как Витебщина сработала по последней программе, которую мы утверждали на уровне Президента. Помните, Николай Шерстнев (экс-председатель облисполкома. – Прим.) предлагал ее – интеграционные эти структуры и так далее и так далее. Все говорят (и молодежь, и постарше люди), что идея неплохая, но она слабо реализовывается в Витебской области. Не везде, правда. Но встает вопрос, зачем создавали, почему не дожали, почему не сделали, как надо», – заявил Глава государства.
По словам Президента, область еще непростая и в том плане, что там, возможно, не всегда занимаются тем, что надо с учетом природных условий. «Если там они в лесу, ну так давайте заниматься лесопереработкой, в промышленности и так далее. Если в Витебской области трудно получить зерновые и зернобобовые, давайте заниматься тогда говядиной, получать молоко. А в Орше, Толочине и Витебском районе – вот этот куст – там можно заниматься зерном. Там куры, свиньи могут быть. В принципе, там так и есть. Не хватает дисциплины и организованности, – пояснил Глава государства. – В общем, проблем куча. Вы работаете, знаете эти проблемы. Я ценю то, что вы решились на эту работу. Нужен результат».
Отдельно Александр Лукашенко высказался на предмет привлечения трудовых ресурсов в Витебскую область, что возможно и за счет трудовых мигрантов из других стран: «Надо прекратить всякие разговоры по поводу каких-то трудовых ресурсов. Надо эти ресурсы (имеющиеся в стране. – Прим.) заставить работать и задействовать. То, чего не хватает, – люди едут (на работу в Беларусь. – Прим.) не только из южных регионов бывшего Советского Союза, но и из России. Из Литвы, Латвии, даже из Польши, пусть немного, но они к нам едут, готовы работать. Смотрите на месте персонально каждую семью, каждого человека. Если вас это устраивает – принимайте на работу. Я уже об этом говорил. Чтобы не было крика, гвалта и шума, что мы там чужих берем. Не хотите чужих – работайте сами. Мы не настаиваем на том, чтобы приезжали из других республик. Но мы без этого в Витебской области не обойдемся. Поэтому и трудовая миграция – это нормально».
«Там еще поляки наших этих беглых подначивают. Они боятся больше всего, что сюда пакистанцы приедут. Они боятся, что туда пойдут эти мигранты дополнительно. Поэтому поляки и литовцы пусть успокоятся. От нас никакие афганцы, никакие туркмены, узбеки и таджики не уедут. Они будут у нас жить и работать – которых мы примем. Поэтому им беситься там не надо и наших подкручивать, чтобы они шум поднимали», – добавил Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 апреля заслушал доклад о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В состав участников мероприятия включены Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак, председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко, Министр по чрезвычайным ситуациям Вадим Синявский, помощник Президента – инспектор по Гомельской области Руслан Пархамович, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Михаил Русый.
В центре внимания собравшихся – меры поддержки, экологические программы и социально-экономические инициативы для жителей территорий Гомельской области, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Президент отметил, что в 2026 году исполняется 40 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Для Беларуси это важная дата, поскольку страна, хоть и не причастна ни к строительству этой атомной электростанции, ни к ее эксплуатации, ни к причинам, приведшим к аварии, но пострадала более всего. «Беда коснулась Беларуси и белорусского народа больше, чем кого-либо», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что первые десять лет с момента аварии были временем неопределенности и нагнетания страхов. «Я это хорошо помню. Будучи еще депутатом, я выезжал в эти районы, интересовался, что там происходило. Десять лет неразберихи. Кого-то отселяли, переселяли, что-то строили, делали. Потом мы опомнились, взялись за голову и поняли, что для белорусов другой земли не будет и другой страны тоже не будет. Надо думать, как жить в Беларуси, в том числе на этих землях. Был принят ряд программ, мы их называли «чернобыльские программы», – сказал Александр Лукашенко.
В то время не было уверенности в правильности всех предпринимаемых мер, так как опыта преодоления такого рода катастроф просто не существовало, заметил Президент. Поэтому, по его словам, нельзя упрекать тех, кто делал первые шаги по преодолению чернобыльской катастрофы. Тогда не было достаточно знаний о последствиях воздействия малых доз радиации на организм человека. «Мы не знали, что это такое. Если Хиросима и Нагасаки – это взрывы атомной бомбы, и там огромная масса всех последствий от взрыва: и ударная волна, и температура, и радиоактивное заражение большими дозами человека – мы понимали, опыт уже какой-то был у человечества. Здесь – нет. Делали, чтобы не было хуже», – сказал Глава государства.
«Правильно делали, неправильно... Я тогда об этом говорил, еще 30 лет назад: пройдет время, оно все расставит на свои места, и мы поймем, правильно мы делали или нет. Сегодня мы можем сделать определенные выводы. Если бы мы этой проблемой не занимались или, еще хуже, занимались бы так, как в первые десять лет, то Беларуси вообще бы уже не существовало. Все бы куда-то побежали, разбежались и так далее», – обратил внимание Президент.
После распада Советского Союза Беларусь фактически в одиночку преодолевала последствия аварии на ЧАЭС, не получая никакой финансовой помощи. На возрождение и развитие пострадавших регионов были направлены значительные ресурсы. «Мы вложили туда огромное количество средств. За последние 10 лет вложили Br5 млрд. Это были насыщенные годы. Мы немало сделали, шли на непопулярные шаги – не раздавали по рублю, как это было принято, и кто-то хотел эти деньги, а концентрировали на тех проектах, которые нужны были для людей: жилье, чистая вода, канализация, водоотведение, газификация и так далее. Очень много было сделано за это время. И это время показало, что мы действовали абсолютно верно и правильно», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Поэтому к 40-летию аварии на ЧАЭС в 2026 году логично подвести определенные итоги проделанной работы, считает Глава государства. «Сорок лет – это все-таки срок. Мы в будущем году на эту тему серьезно поговорим», – пообещал Президент.
А пока Глава государства спросил ответственных должностных лиц о ситуации, которая складывается в пострадавших регионах, предупредив, что в ближайшей перспективе планирует лично побывать в так называемых чернобыльских районах. Президент, говоря о будущем развитии этих территорий, ориентировал на то, чтобы менять некоторые подходы. В первую очередь это касается вопросов финансирования, где необходимо больше самостоятельности и инициативы, а от иждивенческих подходов надо избавляться.
«Чем мы можем там помочь, если это надо? Если не надо, значит, никто туда влазить не будет. Надо отучать наших людей от этой, как в народе говорят, соски, особенно в восточных регионах, в том числе (а может, и прежде всего) в Гомельской области. Надо жить по средствам и зарабатывать деньги самим», – поставил задачу Александр Лукашенко.
«Еще раз подчеркиваю: не будем мы раздавать никому деньги», – продолжил Глава государства, подчеркнув, что финансирование будет идти под определенные проекты и цели. «Надо Крупко (председателю Гомельского облисполкома Ивану Крупко. – Прим.) там что-то построить, будем ему помогать», – пояснил Президент.
Анатолий Сивак доложил на мероприятии, что на начало этого года в зонах радиоактивного загрязнения расположено 2016 населенных пунктов в пяти областях Беларуси, где проживают более 930 тыс. человек, в том числе 181 тыс. детей до 17 лет.
По этому поводу Глава государства высказался критически, указав на несоответствие этих статистических данных существующим реалиям. «Чем же мы тогда занимались 30 лет, если у нас 900 тыс. проживают на загрязненных территориях?» – резонно заметил Президент. Глава государства поручил серьезно проанализировать вопросы отнесения территорий к категории пострадавших или загрязненных и решить, насколько это целесообразно в нынешних условиях с учетом всех предпринятых мер.
Александр Лукашенко отметил, что лично много раз бывал в тех регионах и говорил о необходимости возвращать в сельхозоборот земли там, где это возможно. «Чего вы до сих пор цифры называете, которые были 40 лет назад? Надо приводить, как бы это ни было – популярно, непопулярно – в соответствие (с действительностью. – Прим.). Вы должны подсказать. Обижать людей не надо. На загрязненной территории у нас никто жить не должен», – подчеркнул Президент. Глава государства обратил внимание, что в Беларуси уже есть опыт возрождения пострадавших территорий и возобновления ведения там сельскохозяйственных работ. «Вот эта динамика мне нужна – что мы сделали за это время», – пояснил он.
«Надо навести порядок. Чтобы мы знали, что вот эти земли – мы пока не знаем, можно там жить или нет, лучше поберечь себя и людей поберечь. Пока нельзя – обойдемся. Будем делать это тихонечко, шаг за шагом, осваивая те или иные земли. Но только если мы будем уверены, что это нормально», – заявил Президент.
Анатолий Сивак в свою очередь согласился, что вопрос критериев отнесения земель к категории загрязненных требует дополнительной детальной проработки и в ближайшее время на уровне Правительства этому вопросу будет уделено особое внимание. Он также заметил, что со стороны населения есть интерес к тому, чтобы возрождать регионы, считавшиеся пострадавшими, и восстанавливать там жизнедеятельность. Например, по его словам, в Наровлянском районе большой спрос на земельные участки.
Также было доложено, что в Беларуси уже реализованы пять так называемых чернобыльских программ, на что была направлена сумма порядка $20 млрд. На реализацию программ, которые разрабатываются на следующую пятилетку, потребуется, по расчетам, около Br2,5 млрд. Государство оставляет за собой обязанности по социальной защите населения, обеспечению требований радиационной безопасности и – главный элемент – ускоренному социально-экономическому развитию и возрождению загрязненных радионуклидами территорий.
По данным, которые привел Анатолий Сивак, за 2024 год на развитие таких районов было выделено и направлено Br701 млн, на предоставление всех льгот и компенсаций пострадавшим гражданам – Br217 млн, на бесплатное питание учащихся – Br57 млн. За прошлый год оздоровиться смогли 85 тыс. детей. Кроме того, финансируются направления, связанные с восстановлением земель, мелиорацией. Растут объемы производства продукции в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике – на 40 % в 2024 году по сравнению с 2023-м. Здесь производят широкий спектр продукции: от меда до заготовки лесопродукции, на которую есть спрос среди населения, развивается туристическая деятельность.
Во время доклада Президент высказался на тему привлечения в Беларусь трудовых мигрантов, в том числе из Пакистана.
Глава государства таким образом откликнулся на одну из тем, которая обсуждается на просторах интернета после его переговоров с лидерами Пакистана: «Был такой разговор, они обратились к нам по поводу трудовых ресурсов, которые у них в избытке, а у нас не хватает».
Александр Лукашенко констатировал, что проблемы с трудовыми ресурсами существуют во многих странах и регионах, в том числе в Европейском союзе, России. «Естественно, как Европейский союз, Россия, так и, наверное, нам придется в ближайшем будущем согласиться на то, что у нас будут работать люди из других стран. И прежде всего стран азиатских. На переговорах с пакистанцами мы договорились о том, что мы выработаем соответствующую программу, которая будет утверждена межправительственным соглашением. То есть нужно выработать механизм, чтобы не произошло так, как нас сегодня и наш народ пытаются пугать», – сказал Президент.
Он констатировал, что просто на этой теме заинтересованные хотят взбудоражить белорусское общество. При этом Александр Лукашенко напомнил свой тезис о том, что производительность труда в Беларуси пока в два-три раза ниже, чем в Евросоюзе. «Я могу по-народному сказать, непопулярно: ну если у нас кто-то боится иностранцев, надо работать тогда за троих, хотя бы за двоих. И мы в ближайшие 10–15 лет вообще не будем говорить о дефиците трудовых ресурсов, – отметил белорусский лидер. – Хотим мы этого? Не очень. Я говорю непопулярно, но откровенно».
«Если мы хотим сохранить свою страну, сохранить наш народ, быть суверенными, независимыми, строить Музей истории белорусской государственности и нашего народа и любоваться, какими мы были и сколько веков мы живем, в основе должна лежать экономика. А это – люди. Если мы хотим работать, управлять процессами, никакого страха нет, что к нам приедут (мигранты из других стран. – Прим.). Из тысячи человек будут у нас, допустим, 60 или 100 человек иностранцев. Это нормальная практика, – подчеркнул Глава государства. – А вообще у нас трудовых ресурсов в общем-то достаточно. А где не хватает, мы просветим каждого человека и возьмем его жить на самой прекрасной земле – белорусской земле. Из любой страны. Тех, кто захочет работать».
Глава государства при этом отметил, что мигранты из разных стран должны быть рассредоточены по территории Беларуси. Акцент также будет делаться на приглашении приезжать сразу семьями.
Александр Лукашенко рассказал, что Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф на переговорах в Минске сам предложил выработать и заключить межправсоглашение, в котором прописать все нюансы относительно приезда в Беларусь трудовых мигрантов.
Речь в том числе идет о направлении в Беларусь востребованных специалистов. В этом плане сразу вышли на обсуждение вопросов хлопчатобумажного комбината в Барановичах. «От Советского Союза наследство. Комбинат хороший. Есть х/б белье, простыни, наволочки. Это все нам надо. Но у нас нет хлопка. А он есть в том числе в Пакистане. Они посмотрели: о, да у вас прекрасный комбинат», – рассказал белорусский лидер.
По словам Президента, пакистанская сторона предложила поставлять в Беларусь необходимое сырье, а также направить специалистов. «Нам это выгодно, – подчеркнул он. – Заметьте, в Пакистане текстильное производство – одно из лучших в мире. Они по всему миру продают. Если они нам помогут в Барановичах, предложили специалистов… Я говорю: да с удовольствием, мы создадим все условия, даже жилье построим, если вы дадите нам сырье и тех специалистов, которые там нужны. И будем вместе работать».
Более того, Александр Лукашенко предложил Пакистану войти в капитал предприятия, но этот вопрос будет решаться позже по мере развития сотрудничества в этой сфере. «Я даже им предложил: давайте, входите в капитал. Говорит (Шахбаз Шариф. – Прим.): нет, вы должны убедиться в том, что мы можем. А тогда, говорит, будем заниматься дележкой этого предприятия – сколько там им акций продать, если они захотят. То есть они очень порядочно подходят к нам. И, скажу вам откровенно, это все зарождалось и основано на личных отношениях», – поделился подробностями белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Международная солидарность вокруг Чернобыля стала лучшим образцом народной дипломатии, заявил Национальный координатор по достижению ЦУР, заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергей Хоменко во время заседания Совета по устойчивому развитию, посвященного Международному дню памяти о чернобыльской катастрофе на базе Республиканского центра безопасности жизнедеятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Эта авария, беспрецедентная по своим масштабам и тяжести, предопределила судьбу ряда пострадавших районов на многие десятилетия и повлияла на развитие страны в целом. По трагической воле судьбы Беларусь приняла на себя тяжелейший удар этой катастрофы. Зоной радиоактивного загрязнения стала почти четверть территории Беларуси, на которой проживает пятая часть населения страны. Ликвидаторы этой катастрофы – это не только те, кто работал вблизи от разрушенного реактора. Тысячи, если не сотни тысяч человек направлялись в тридцатикилометровую зону, чтобы проводить дезактивацию домов и земли, бороться с радиоактивным загрязнением. Они заступали на смены в призрачных деревнях, брошенных жителями в поспешной эвакуации. Каждый выполнял свою задачу во имя предотвращения гораздо более значительных по последствиям масштабов катастрофы», – сказал Сергей Хоменко.
По его словам, народ Беларуси не остался в одиночестве перед лицом этой трагедии. «Международная солидарность вокруг Чернобыля стала лучшим образцом народной дипломатии и действительно заинтересованного международного сотрудничества, – отметил вице-спикер. – Мы с признательностью отмечаем вклад международного сообщества, в том числе системы ООН, в восстановление и развитие пострадавших регионов. Особая роль в этой сфере, безусловно, принадлежит Программе развития ООН, глава которой руководит рабочей группой ООН по Чернобылю, в которую входят более 10 агентств ООН при участии наиболее пострадавших государств. Мы также признательны тем иностранным государствам, которые оказали помощь в оздоровлении белорусских детей, пострадавших от чернобыльской трагедии».
«Масштабные проекты чернобыльской направленности реализованы по линии Союзного государства Беларуси и России. В числе прочих успешно реализован проект снижения рисков трансграничного переноса радионуклидов при чрезвычайных ситуациях на радиоактивно загрязненных территориях государств – участников Союзного государства и повышения оперативности при их ликвидации. Суммарный объем финансирования совместных проектов Беларуси и России составил порядка $90 млн. Эффективно действует система социальной защиты пострадавшего населения. Масштабная программа санаторно-курортного лечения и оздоровления жителей пострадавших районов позволяет оздоравливать каждый год порядка 97 тыс. граждан, в том числе 87 тыс. детей», – подчеркнул Сергей Хоменко.
По информации БЕЛТА
23 апреля 2025 г. состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Перед парламентариями выступил Председатель Комитета государственного контроля Беларуси Герасимов В.Н. с информацией о результатах деятельности Комитета в 2024 году.
Руководитель Госконтроля отметил, что работа Комитета была сосредоточена на обеспечении экономической безопасности государства.
Основное внимание было уделено контролю за исполнением бюджета, использованием государственных средств, в том числе выделенных в рамках государственных программ, функционированием промышленного комплекса страны, выявлением резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, востребованной на внешних рынках либо обеспечивающей эффективное импортозамещение, реализацией инвестиционных проектов, в первую очередь производственной направленности, устранением проблемных вопросов в животноводстве, растениеводстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, ситуацией на потребительском рынке, в том числе ценовой, эффективным использованием стабилизационных фондов, деятельностью банковского и страхового сектора, финансовых рынков и иным направлениям.
Он сообщил, что по результатам контрольных мероприятий внесены предложения по оптимизации расходов и снижению затрат в различных отраслях экономики, повышению качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предотвращению необоснованного посредничества, изменению правового регулирования закупок, ценообразования и иным вопросам.
По словам В.Н.Герасимова, деятельность входящих в систему Комитета департаментов финансовых расследований и финансового мониторинга была направлена на обеспечение защиты интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, противодействие деструктивным структурам, усилия которых направлены на дестабилизацию внутриполитической обстановки.
Приоритетное направление работы органов Комитета в текущем году – добиваться максимального исполнения поручений Главы государства, сообщил Председатель Комитета государственного контроля.
В частности, продолжится контроль расходования бюджетных средств. При этом упор будет сделан на анализе эффективности госпрограмм, поиске резервов и жесткой экономии государственных средств на всех уровнях и в различных отраслях. Особое внимание будет уделено использованию средств в социальной сфере.
В сфере материального производства на особом контроле с учетом пятилетки качества находится обеспечение качества во всех отраслях экономики и социальной сферы.
Самое пристальное внимание будет уделено рынку высокомаржинальных услуг, развитию перспективных отраслей промышленности (электронное и оптическое оборудование, продукция для нефтехимического и энергетического комплексов и иные), а также своевременности реализации инвестпроектов с участием иностранного капитала.
Контролем будут охвачены экспортные поставки промышленных предприятий и работа зарубежной товаропроводящей сети.
Планируется провести анализ эффективность деятельности организаций нефтехимического и энергетического комплексов, работу транспортного комплекса.
Будет усилен контроль за привлечением инвестиций в экономику страны, реализацией важнейших инвестиционных и импортозамещающих проектов, ходом реализации импортозамещающих проектов, проектов по принципу «один район – один проект», обеспечением технологического суверенитета и импортонезависимости страны в целом. При этом особое внимание будет уделено выявлению на предприятиях реального сектора экономики резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, что будет способствовать повышению производительности труда и качества.
В агропромышленном комплексе в числе первоочередных мероприятий – контроль за устранением имеющихся проблемных вопросов в животноводстве, мелиорации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на эту сферу.
В сфере переработки сельхозпродукции продолжится контроль за неукоснительным выполнением поручений Главы государства по углубленной переработке сырья мясоперерабатывающими предприятиями и производству продукции с высокой степенью обработки, максимальной загрузке мощностей, ликвидации преступных схем при ее реализации.
На контроль будет также взято обеспечение и проведение Минприроды геологического картирования территории Беларуси с целью получения полного обновления цифровыми картами нового поколения, а также новых сведений геологического строения территории страны.
Первоочередная задача на потребительском рынке – недопущение необоснованного роста цен. Особое внимание будет уделено социально значимым товарам. Также усилия Госконтроля будут сосредоточены на эффективности функционирования потребкооперации, контроле за ситуацией с магазинами шаговой доступности, обеспечением внутреннего рынка качественной и доступной по цене отечественной плодоовощной продукцией, а также производстве и обороте алкогольной продукции.
Контролем будет охвачена работа по наведению порядка на земле, благоустройству населенных пунктов, в том числе с привлечением средств граждан, а также ход выполнения республиканского плана мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства.
Продолжится работа по выявлению резервов для удешевления товаров в сфере строительства, контроль за принимаемыми мерами по наведению порядка с долгостроями, вовлечением в хозяйственный оборот пустующих жилых домов и земельных участков, соблюдением земельного и природоохранного законодательства.
В сфере контроля банковской системы и финансовых рынков основное внимание будет уделено вопросам поддержки банками реального сектора экономики, ситуации с организацией трансграничных платежей, отдельным направлениям функционирования сферы криптовалют.
Важнейшими направлениями деятельности Комитета останутся выявление и пресечение противоправных действий в экономической сфере – неуплата налогов, посредничество, коррупция, выплата заработной платы «в конвертах», выявление источников финансирования деструктивных процессов, направленных на подрыв государственности.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 апреля подписал Указ № 165, направленный на регулирование вопросов использования гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей.
Документом вносятся изменения в Указ от 25 сентября 2023 г. № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов». В частности, упрощается порядок ввоза в Беларусь БЛА и авиамоделей в интересах силовых, правоохранительных и других организаций.
Кроме того, в целях усиления контроля за оборотом БЛА вводится обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовывать продажу БЛА до ее осуществления.