/ / Общественно-политические
25.02.2025

О первых результатах работы Указа № 42, возобновившего льготы для торговли и общепита на селе

В феврале 2024 года был принят Указ № 42, который во многом возобновил действие норм Указа № 345 «О развитии торговли, общепита и бытового обслуживания». Каковы первые результаты работы документа? Какие меры еще введены для улучшения ситуации в сельской торговле? И как она развивается сегодня? Об этом и многом другом «Р» побеседовала с первым заместителем Министра антимонопольного регулирования и торговли Иваном Вежновцом.

Основа для роста

– Иван Валерьевич, давайте вспомним, зачем был принят первоначальный Указ о поддержке торговли на селе и какой эффект он дал?

– Изначально Указ № 345, принятый в конце 2017 года, был разработан для стимулирования развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений. На момент старта документа остро стоял вопрос не только о развитии такой инфраструктуры на периферии, но и о сохранении и поддержке уже работавших субъектов хозяйствования. И результат не заставил себя ждать: в период с 2018-го, когда фактически начал работу Указ, по 2022-й заложенные в документе меры позволили открыть 891 торговый объект, 163 объекта общественного питания и 358 объектов бытового обслуживания. При этом согласно информации Министерства по налогам и сборам ежегодно льготами Указа № 345 пользовались более 1,1 тысячи субъектов хозяйствования. Таким образом, это позволило не только сохранить существующие объекты в сельской местности, но и открыть новые.

– Программу завершили в 2022-м, хотя обсуждались варианты ее продления, просил об этом и бизнес. Почему этого не произошло?

– В период действия Указа № 345 в МАРТ стали поступать предложения облисполкомов, Белкоопсоюза и субъектов хозяйствования по совершенствованию норм документа исходя из практики его применения, а также о дополнительном стимулировании развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений. Оперативно согласовать все моменты, лежавшие в сфере компетенций ряда госорганов, к сожалению, не получилось. Да и смежное законодательство также претерпело изменения. Потребовалось выработать новые подходы по ряду вопросов. За это время прекратили действие некоторые преференции Указа № 345. Потому оперативно подготовили указ, во многом повторяющий прежний. Вместе с тем ранние предложения легли в основу свежего документа. Например, представители сельской торговли просили упростить работу, предоставить возможность ускорить открытие объектов в глубинке. Так, предложения Белкоопсоюза и представителей бизнеса о возможности приобретения имущества без получения согласия антимонопольного органа и расширении возможностей отчуждения объектов недвижимого имущества в глубинке МАРТ отработал с заинтересованными госорганами – соответствующие нормы закреплены в Указе № 42. Как и пункт об установлении отдельного льготного тарифа на электроэнергию для розничных торговых объектов, объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности. Причем послабление действует не только для Белкоопсоюза, а для всех субъектов хозяйствования, чтобы они тоже были заинтересованы в развитии сферы.

Второе дыхание: результат есть

– Каковы первые результаты реализации Указа № 42?

– Возобновление отдельных преференций, знакомых по Указу № 345, позволило за 2024 год дополнительно открыть 139 торговых объектов. В том числе 110 в сельской местности, 20 – в малых городских поселениях, девять – вне населенных пунктов. Кроме того, создано 27 объектов общественного питания: в сельской местности – 16, в малых городских поселениях – семь, вне населенных пунктов – четыре. А также появилось 117 объектов бытового обслуживания в глубинке. Рассчитываем, что процесс будет набирать обороты.

– Какие ожидания от действия Указа у регулятора?

– Планируем, что документ позволит создать дополнительные условия для развития инфраструктуры торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности. А значит, поддержит существующие объекты и поспособствует открытию новых. Важно, чтобы конкуренция была везде – это влияет на ассортимент и заставляет работать над издержками собственников, чтобы предложить привлекательные цены. Кроме того, считаю так: если в деревне есть магазин, не говоря о кафе или мастерской, значит, и жизнь будет кипеть. Ведь эти объекты автоматически становятся весомой частью социальной жизни граждан, местом встреч, обмена мнениями и новостями – так всегда было.

Подойти к вопросу комплексно

– Еще один документ в помощь торговле – общереспубликанская концепция обслуживания сельского населения в отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2024–2027 годы. Какие подходы в нем предусмотрены?

– Этот документ разработан для создания благоприятных условий для развития бизнеса торговли, общественного питания и бытовых услуг в сельской местности, повышения качества и эффективности обслуживания сельского населения. Напомню, создать его поручил Президент в 2024-м на общем собрании членов Белкоопсоюза. «Жду от Правительства конкретных предложений по регионам и населенным пунктам с численностью жителей до 200 человек. Необходимо заинтересовать все субъекты хозяйствования в обслуживании сельского населения, создать стимулирующие условия. И у такого гиганта, как Белкоопсоюз, здесь будет особая роль», – подчеркнул тогда Глава государства. Разработчиком концепции был Белкоопсоюз, МАРТ, можно сказать, в соавторах. Потому расскажу, что включает в себя комплекс предусмотренных мер. Структурно он состоит из трех блоков: это совершенствование нормативной правовой базы, экономическое стимулирование и финансовая поддержка субъектов хозяйствования, работающих в глубинке, и повышение качества обслуживания населения в этой местности.

Первый блок комплекса мер содержит мероприятия в части проработки вопросов внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Например, при необходимости МАРТ может внести предложения в Министерство экономики по корректировке социальных стандартов в курируемых сферах. Второй блок включает мероприятия, направленные на проработку вопросов финансовой поддержки субъектов хозяйствования из указанных сфер на селе, а также на повышение оплаты труда работников этих сфер. Третий блок направлен на совершенствование существующего обслуживания сельских населенных пунктов. Например, здесь проработка вопросов оптимизации маршрутов движения автомагазинов, создания кол-центров для приема заявок от населения, проведения ярмарок, расширения сети доставки товаров и т.д. Все в конечном счете на благо сельчан. Их, к слову, по данным Белстата на начало прошлого года, около 2 млн человек – не так уж и мало, согласитесь, практически каждый пятый белорус живет вне города. И эту цифру призываю держать в уме желающим порассуждать о том, стоит ли поддерживать торговлю на селе. Конечно же, да!

Бизнес идет на село

– А каково положение дел отрасли в целом в глубинке?

– По данным Торгового реестра, по состоянию на начало 2025 года в сельских населенных пунктах страны функционирует более 17 тысяч торговых объектов. Это на 225 единиц, или на 1,3 процента, больше по сравнению с данными на январь 2024-го. При этом количество объектов общественного питания на селе на январь нынешнего года составило почти 4,5 тысячи единиц. Рост на 77 единиц, или на 1,8 процента, к январю 2024-го.

Кроме того, по данным Реестра бытовых услуг, на 1 января 2025 года количество субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности, – 5,8 тысячи. Для сравнения: в 2024-м ранее было 5,6 тысячи. Получается, что сейчас 14 процентов от общего количества зарегистрированных в реестре охватывают своим вниманием сельчан. Из них 31,4 процента – это юридические лица, 68,6 процента – индивидуальные предприниматели. Количество стационарных объектов бытового обслуживания, расположенных на территории сельской местности, превысило 3,5 тысячи.

Также организации, оказывающие бытовые услуги, работают на выезд. Субъектный состав бытового обслуживания в райцентрах и на селе представлен 100 многопрофильными организациями. В их числе 60 райкомбинатов бытового обслуживания, 36 организаций жилищно-коммунального хозяйства, четыре прочие организации, за которыми местными исполкомами закреплена обязанность оказания бытовых услуг на периферии. Все они оказывают широкий спектр услуг, при необходимости с привлечением сторонних организаций. Работают в глубинке и те, кто оказывает всего один-два вида услуг. К слову, норматив государственного соцстандарта в области бытового обслуживания предусматривает 100-процентную обеспеченность населения в сельской местности семью основными видами бытовых услуг – это ремонт швейных изделий, обуви, услуги парикмахерских, фотоуслуги, прием заказов в прачечную и химчистку, изготовление ритуальных принадлежностей. Потому что опять же это способствует конкуренции, что немаловажно для бизнеса, и улучшению сервиса, увеличению оказываемых услуг, расширению ассортимента.

В конечном счете все ради сельчан, которые сегодня заняты непростым трудом, работают на благо продовольственной безопасности страны и должны в первую очередь видеть результат своего труда на прилавках поблизости, иметь возможность облегчить свой быт.

Мария Друк, « Рэспубліка», 25 февраля 2025 г.