17.02.2025
Законодательные новации защитят граждан и повысят качество услуг на рынке потребкредитования
Нередко незапланированные траты приносят финансовые неудобства: от чего-то приходится отказываться, а на желанном – экономить. Тогда на помощь приходят банки, ломбарды и другие учреждения, предоставляющие средства на любой случай жизни: от ремонта авто до замены смартфона. Законодательные новации сделают эту сферу более совершенной.
Прозрачность и надежность
Жить по принципу «здесь и сейчас», не откладывая покупки в долгий ящик, помогают всевозможные займы. Такие сделки оформляют на различные нужды: от квартиры до смартфона. До данным Нацбанка, в прошлом году белорусы активно брали кредиты. Только на финансирование недвижимости они выросли на 18,4 % – до 16 миллиардов рублей.
Это связано с тем, что ситуация в экономике стабильная. У нас достаточно хороший темп роста заработной платы, доходов населения, а у банков хватает ресурсной базы. Сегодня оформить заем можно даже не выходя из дома. Финучреждения предлагают широкую линейку универсальных продуктов и программ, которые обеспечивают доступность и оперативность расчетов, включая приобретение товаров отечественных производителей.
– Сфера потребительского кредитования и микрофинансирования представлена в стране 21 банком и 79 микрофинансовыми организациями. Услуги востребованы. Законопроект «О потребительском кредите и потребительском микрозайме» устанавливает единообразные подходы к финучреждениям и комплексно регулирует предоставление физлицам необходимой суммы. Нововведения поспособствуют формированию более прозрачного и понятного законодательства, а также обеспечат дополнительные гарантии клиентам. Закон будет распространяться на банки, ломбарды, операторов сотовой связи, – вводит в курс дела член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Алексей Райко.
Эксперты постоянно напоминают о том, что договоры нужно читать очень внимательно, но делают это далеко не все и не всегда. Теперь права заемщиков будут защищены надежнее. Действуя по принципу «предупрежден – значит вооружен», банки, МФО, ломбарды должны будут разместить информацию о потребительском кредите (микрозайме) на сайте, информировать заявителя о превышении показателя долговой нагрузки.
При этом индивидуальные условия договора – сумма, срок, порядок предоставления и возврата кредита, процентная ставка, меры ответственности – выдаются на руки заемщику. Такой подход позволит сократить объем договора, мелкий шрифт и даст возможность кредитополучателю более досконально изучить условия сделки.
Подставить плечо в трудную минуту
Если для кредитов на крупные суммы альтернативы банкам фактически нет, то небольшие деньги можно взять в долг у микрофинансовых организаций. Минусы: сроки и суммы меньше, а проценты больше. Но такая диспропорция компенсируется дополнительными удобствами для клиентов. Но жизнь нередко преподносит сюрпризы, и платить долг в срок не получается.
– Предусмотрено, что сумма процентов по займу ограничена и не может превышать суммы займа при сроке возврата не более года и двукратной суммы займа при сроке возврата более года. Микрофинансовая организация обязана уведомить об образовании просроченной задолженности заемщика и поручителя. Также банки (микрофинансовые организации) должны бесплатно предоставлять график платежей и обновлять его, если условия изменились, – подчеркивает парламентарий.
При этом нововведения учитывают и непредвиденные ситуации, уточняет Алексей Райко:
– Предусмотрена отсрочка платежа по договору потребительского кредита или микрозайма на срок не менее трех месяцев. Применяться она будет к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, – смерть супруга или супруги, потеря работы, признание нетрудоспособности (получение инвалидности I, II и III группы), а также длительный (более 40 дней) больничный и другие случаи. Стратегия поддержки расширяется, формирует гибкий механизм помощи.
Новые правила ограничивают возможности вводить клиентов в заблуждение.
– Введено разграничение по дополнительным платным услугам – обязательным и тем, которые могут быть оказаны только с согласия клиента. Первые связаны с предоставлением потребительского кредита, микрозайма и оценкой обеспечения (например, страхование заложенного имущества и оценка залога).
Также Алексей Райко обращает внимание, если тот, кому срочно понадобились деньги, проживает в сельской местности или рядом нет представителей банка (МФО), закон предоставляет возможность получения потребительского кредита (микрозайма) с участием третьих лиц:
– Потребительский кредит (микрозаем) предоставит банк (МФО), а информировать об условиях кредитования (микрофинансирования), передавать документы и подписывать договор от их имени будет уполномоченное лицо.
От телевизора до велосипеда
Заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Черепович рассказала о востребованности льготного потребительского кредитования в Беларуси.
Займы под 4 % годовых на 3 года можно получить в рамках программы «На родныя тавары». Сумма кредита зависит от платежеспособности обратившегося, но не может превышать 300 базовых величин. Для желающих купить комплекты деревянных домов, сборные деревянные сооружения и изделия максимальная сумма займа составляет 500 базовых величин. Деньги перечисляются на счет продавца на основании платежных документов.
– Этот кредит позволяет населению приобрести необходимые товары на выгодных условиях – из перечня по 29 товарным группам. За время действия постановления № 992 по 1 января 2025 года было заключено 109,7 тысячи кредитных договоров на общую сумму 573,4 миллиона рублей. А фактически было выдано кредитов на сумму 453 миллиона рублей, – отметила Наталья Черепович.
Специалист назвала товары, которые пользуются у белорусов особым спросом:
– Чаще всего население приобретало мебель, телевизоры, холодильники, морозильники, встраиваемые духовые шкафы, газовые, электрические плиты, вытяжки, стиральные и стирально-сушильные машины, велосипеды, мопеды и другие товары.
В ТЕМУ
В конце января на заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва проект Закона «О потребительском кредите и потребительском микрозайме» был одобрен. Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам Владислав Татаринович поделился подробностями:
– В стране предусматривается дальнейший рост потребительского кредитования. Регулятор оценивает, что в целом за год около 14–15 миллиардов белорусских рублей таким образом будет выдано. Этому будут способствовать общая наша экономическая ситуация, реально располагаемые доходы, что немаловажно – привлекательные ставки по кредитам. Регулятор оценивает, что в течение года средняя кредитная ставка будет составлять около 10 % при ставке рефинансирования 9,5 %. Кроме возможности прийти в банк и заключить договор потребительского кредита, у нас активно внедряются и работают инструменты дистанционного банковского обслуживания. Но в законопроекте эти нормы развиваются дальше. Банк сможет привлекать по договору третьи лица, которые будут оказывать соответствующие услуги физическим лицам по получению потребительских кредитов. То есть проинформировать о возможности такого кредитования, сообщить об условиях кредитования дистанционно, не заходя в учреждение банка, заключить соответствующие договоры и исполнять их.
Кристина Хилько, «
Народная газета», 15 февраля 2025 г.
МНС: деятельность посредников между потребителем и банком запрещена
Деятельность посредников между потребителем и банком запрещена, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
«Не верьте в обещания посредников облегчить процесс получения кредита между вами и банками. Их деятельность запрещена», – подчеркнули в МНС.
Законом от 17 февраля 2025 г. № 62-З статья 733 Гражданского кодекса дополнена пунктом 3, в соответствии с которым с 22 февраля 2025-го запрещается заключение договоров возмездного оказания консультационных и (или) информационных услуг об условиях предоставления кредитов, займов, условиях лизинга, если заказчиком выступает физлицо (за исключением индивидуальных предпринимателей), а исполнителем – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).
МНС напоминает посредникам, что ведение предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет административную ответственность по части 3 статьи 13.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – в размере от 20 до 200 БВ (также с конфискацией или без), а на юридическое лицо – до 500 базовых величин (также с конфискацией или без).
По информации
БЕЛТА
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Зампредседателя Палаты представителей – депутатам: нужно более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов
Депутатам следует более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов, отметил заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов на заседании Совета Палаты представителей Национального собрания, где рассмотрены в том числе задачи депутатов и работников Секретариата Палаты представителей по усилению исполнительской дисциплины, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Соответствующий вопрос рассмотрен в связи с Директивой № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины», вступившей в силу 3 апреля. Как отметил Вадим Ипатов, это системный комплексный документ, нацеленный на работу как государственных органов, так и организаций, независимо от форм собственности, и граждан, то есть распространяется на всех по своему содержанию.
Главный посыл Директивы № 11 – реализация поставленных на пятилетку качества задач требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой дисциплины, усиления исполнительской дисциплины, социально-ответственного отношения каждого к труду.
Документ расставляет наиболее важные акценты. В плане законодательной власти в Директиве отмечено, что зона ответственности Национального собрания – качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования. «Обеспечение такого законотворчества – одна из главных наших с вами задач», – сказал Вадим Ипатов.
«Безусловно, все законопроекты, которые вносятся в Палату представителей, проходят все стадии законотворческого процесса и получают необходимые согласования, экспертизы, обсуждаются с экспертами, – отметил зампредседателя Палаты представителей. – Но как показывает практика, не всегда предлагаемые инновации глубоко проработаны разработчиком, просчитаны последствия их принятия. Один из основополагающих принципов деятельности всех госорганов – всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий принимаемых решений, что для принятия законов, конечно же, архиважно».
Вадим Ипатов подчеркнул, что нельзя допустить ситуацию, когда норма не только не достигнет цели принятия, но и вызовет обратный эффект: негативный общественный резонанс, социальную напряженность в обществе.
«Поэтому законопроекты должны рассматриваться депутатами как новые, всесторонне прорабатываться на заседаниях постоянных комиссий, рабочих групп, диалоговых площадках, – сказал он. – Нужно более принципиально подходить к рассмотрению проектов. Не надо стесняться задавать вопросы, высказывать свои мнения. Ведь обсуждая норму с разных сторон, вырабатываются наиболее выверенные решения. При введении новаций очень важно понимать, как они будут реализовываться на практике, какие подзаконные механизмы для этого предусматриваются».
Вадим Ипатов обратил внимание на важность пакетного принципа подготовки законопроектов. Также он указал на некоторые позиции Директивы, которым необходимо следовать при работе над законопроектом. Необходимо избегать включения в проект бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейшего толкования и разъяснений, исключить факты нахождения и рассмотрения в госоргане документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством.
По информации
БЕЛТА
Шесть законопроектов принято на заседании Палаты представителей 2 апреля
2 апреля 2025 г. на очередном заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва принято шесть законопроектов.
В первом чтении были приняты два законопроекта.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Ковальков В.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Сенько С.В. доложили о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
Основными новациями проекта Закона являются:
-
уточнение категорий граждан, которые подлежат обязательному государственному страхованию;
-
предоставление права плательщикам налога на профессиональный доход доплачивать в бюджет фонда социальной защиты населения (ФСЗН) взносы на пенсионное страхование для формирования своей трудовой пенсии;
-
уточнение категорий плательщиков, уплачивающих обязательные страховые взносы в добровольном порядке, – это граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, реализующие лекарственные растения, дикорастущие ягоды, орехи и иные плоды, грибы, другую дикорастущую продукцию, осуществляющие деятельность третейских судей и медиаторов;
-
уточнение формулировки определения объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН за работающих граждан;
-
изменение механизма регистрации нотариусов и адвокатов (не в органах ФСЗН при непосредственном личном обращении по месту регистрации, а через взаимодействие с Белорусской нотариальной палатой и территориальными коллегиями адвокатов);
-
изменение порядка расчета пени на суммы недоимки, возникшей при расчете (перерасчете) пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам);
-
установление обязанности граждан возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
По результатам рассмотрения поступивших по проекту Закона замечаний и предложений, в том числе экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Постоянной комиссией было принято решение о доработке его к первому чтению.
Вследствие этого:
-
скорректирован порядок выплаты пенсии (по случаю потери кормильца, по инвалидности) лицам в возрасте до 18 лет, осужденным к лишению свободы;
-
исключена норма, предусматривающая ужесточение требований по уплате взносов в бюджет ФСЗН для лиц, работающих по гражданско-правовым договорам более 90 дней у одного работодателя;
-
исключена норма по установлению индивидуальным предпринимателям (ИП) дифференцированного размера взносов в бюджет ФСЗН в зависимости от полученных ими в отчетном году доходов.
Вместе с тем, введены нормы, которые позволят:
-
принимать для ИП-плательщиков подоходного налога с годовым доходом ниже 12 МЗП в качестве облагаемой базы фактически сложившийся годовой доход;
-
изменить подходы по формированию облагаемой базы для уплаты взноса в бюджет ФСЗН – источником будут являться данные Министерства по налогам и сборам;
-
упростить подходы по администрированию (полностью упразднив для ИП представление документов персонифицированного учета);
-
удержать на основании решений комиссий по назначению пенсий излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 процентов пенсии).
Представляя на рассмотрение во втором чтении проект Закона «О риэлтерской деятельности», член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Хиля Е.А. отметила основные новации законопроекта:
-
создание органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Данная структура наделяется функциями по упорядочению деятельности профессионального сообщества риэлтеров (методическое руководство; защита интересов ее членов; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов; принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства и др.);
-
упразднение института агентов по операциям с недвижимостью. Правом оказания риэлтерских услуг будут обладать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров и имеющие свидетельство, выданное Министерством юстиции по результатам сдачи экзамена;
-
отмена требования о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц. При этом вводится обязательное прохождение претендентом обучающих курсов в сфере недвижимости;
-
периодическая аттестация риэлтеров. Цель – определение уровня профессиональной подготовки риэлтеров, их правовой культуры, оценка деловых и личностных качеств;
-
расширение полномочий риэлтерской организации по получению необходимой для оказания риэлтерских услуг информации (об объектах недвижимого имущества, о правах на них, сторонах сделки, а также о лицах, ранее проживавших в жилых помещениях, в отношении которых оказываются риэлтерские услуги и др.) в целях повышения уровня защищенности имущественных интересов потребителей.
В двух чтениях был принят проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», с докладами о котором выступили Министр экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Кулешова Н.Н.
Частью первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» установлено, что индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
В целях предоставления гражданину «права на второй шанс» на осуществление предпринимательской деятельности законопроект предусматривает конкретизацию периода, в течение которого гражданин не вправе продолжать деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если его выручка за предшествующий год превысила 500 000 рублей. Этот период устанавливается три календарных года.
В ходе заседания депутатский корпус рассмотрел три законопроекта о ратификации международных соглашений.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского фонда стабилизации и развития от 9 июня 2009 года» выступил Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Стома А.Н.
Согласно Уставу Евразийского фонда стабилизации и развития (Фонд), прилагаемому к Протоколу, Фонд является международной финансовой организацией со штаб-квартирой в г. Астане, учрежден в целях содействия экономической и финансовой стабильности в государствах – участниках Фонда (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Кыргызская Республика, Республика Армения), а также поддержки их устойчивого развития.
В соответствии с Уставом Фонда, Министерство финансов Республики Беларусь определяется официальным органом для взаимодействия с Фондом.
Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Пашков И.М. представили проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года».
Внесение изменений в Договор государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования действующих механизмов, связанных с обменом информацией в области противодействия трансграничной преступности между компетентными органами государств – участников СНГ и органами отраслевого сотрудничества СНГ в сфере безопасности и правопорядка.
В целях обмена документами, касающимися межгосударственного розыска лиц, министерствами внутренних дел использовались серверы ведомственной электронной почты, однако данный механизм не имеет правового статуса и не закреплен в соответствующих международных договорах.
Так как Договор предусматривает в том числе и направление запросов в электронном виде по магистральной сети передачи данных, но при этом не определяет конкретный механизм такого взаимодействия, Протоколом предлагается внести изменения, позволяющие использовать в рамках информационного взаимодействия электронную копию (образ) документа.
Вносимые предложения позволят значительно повысить оперативность, а, следовательно, и эффективность предпринимаемых совместных усилий, направленных на установление и задержание преступников, скрывающихся от уголовного преследования.
Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Филиппины об отмене визовых требований для владельцев дипломатических и служебных паспортов», с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Попко П.И.
В соответствии с Соглашением граждане Республики Беларусь и Республики Филиппины – владельцы дипломатических и служебных паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, транзита и (или) пребывания на территории государства другой Стороны, если такое пребывание не превышает 30 дней со дня первого въезда, но не более 90 дней в календарном году.
Согласно Соглашению каждая из Сторон оставляет за собой право отказать во въезде или сократить срок пребывания гражданину другой Стороны, являющемуся владельцем дипломатического или служебного паспорта, если этот гражданин неприемлем или объявлен персоной нон грата.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как усовершенствуется применение земельного законодательства, рассказал Игорь Сергеенко
На что необходимо обратить внимание при обсуждении возможных изменений в земельное законодательство? На этот вопрос ответил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время семинара «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Тематика семинара об охране и использовании земель на современном этапе выбрана неслучайно, отметил Игорь Сергеенко. «Планом подготовки проекта законодательных актов на 2025 год, утвержденным Главой государства, предусмотрена разработка проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Напомню, что новая редакция Кодекса о земле была принята относительно недавно, в середине 2022 года, а начала действовать 1 января 2023 года», – отметил он и добавил, что практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствует о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но тем не менее активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Игорь Сергеенко. – Сегодня люди также просят расширить сферу института земельной амнистии в части основания применения круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах о земельном вопросе. «По информации правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил Председатель Палаты представителей.
В четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
«С прошлого года депутатским корпусом ведется работа по систематизации вопросов, предложений по совершенствованию земельного законодательства. Это не значит, что они все должны найти отражение в возможных изменениях. Такие предложения аккумулированы и направлены в Государственный комитет по имуществу. Также профильная аграрная Постоянная комиссия участвует в разработке проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Нам необходимо предметно обсудить вопросы, выработать пути решения, наметить ориентиры совместной работы по совершенствованию земельного законодательства», – подытожил Игорь Сергеенко.
В семинаре принимают участие депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств и других организаций.
По информации
БЕЛТА