В Беларуси разрабатывается законодательная основа для активного внедрения систем искусственного интеллекта
Технологии на основе искусственного интеллекта все шире применяются во многих секторах белорусской экономики. Вместе с тем законы, регулирующие ИИ, во всем мире еще только формируются. Законодательно очертить работу данных технологий планируют и в нашей стране, ведь от этого зависит, какое место Беларусь будет занимать на цифровой карте мира.
Инновации для всех сфер
В нашей стране технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение искусственного интеллекта для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде белорусских предприятий агропромышленного сектора используют технологии на основе ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Также применяются беспилотники для сбора данных, позволяющих найти оптимальные решения для полива растений и внесения удобрений.
Продолжается внедрение искусственного интеллекта в белорусских клиниках, где разработки помогают в диагностике заболеваний и поиске новых лекарств. Отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций, а аналитические системы выполняют функции по обеспечению безопасности в общественных местах.
На протяжении многих лет в Беларуси системно занимаются цифровизацией экономики. С появлением искусственного интеллекта данный процесс может существенно ускориться. По словам генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности.
Риски в противовес прогрессу
Помимо преимуществ, которые искусственный интеллект привносит в нашу жизнь, технологии на его основе формируют целый пласт угроз. Все дело в стремительном развитии ИИ и широком доступе к нему массовой аудитории.
В мире наблюдается лавинообразное развитие искусственного интеллекта. Оно происходит в сочетании с недостатком действенных инструментов эффективного организационного и нормативно-правового регулирования в данной сфере, отметил во время научно-практического семинара по развитию искусственного интеллекта в Беларуси заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Александр Неверовский:
– Об этом неоднократно заявлял Глава государства. В частности, на саммите ОДКБ в Астане в 2024 году он выразил обеспокоенность по поводу перспектив неконтролируемого использования возможностей искусственного интеллекта, который все чаще задействуют для планирования и решения задач. В связи с этим наш Президент призвал быть аккуратными в развитии ИИ.
Несмотря на бесспорное преимущество и удобство применения, стремительное развитие искусственного интеллекта неизбежно породило ряд серьезных рисков, вызовов и угроз во многих сферах. На глобальном уровне, как заметил Александр Неверовский, все более широкое распространение получает одна из основных угроз – искусственная монополизация мировыми лидерами рынка технологий ИИ и ограничение доступа к ним. Гонка технологий, которая формируется в области искусственного интеллекта, еще больше усиливает глобальное цифровое технологическое неравенство.
Часть связанных с ИИ вызовов уже известна правоохранительным органам, которые, несмотря на трудности, сегодня все же способны их выявлять и пресекать.
– В то же время по мере опережающего развития технологий искусственного интеллекта все больше вопросов вызывают проблемы их распознавания. В первую очередь речь идет о фейках. При этом на фоне повсеместного внедрения искусственного интеллекта все чаще фиксируется избыточный сбор и незаконный оборот персональных данных. Определить достоверность и ценность информации становится сложнее. С помощью дипфейков и дезинформации, в том числе созданной нейросетями, можно достаточно эффективно манипулировать общественным мнением, провоцировать кризисы, подрывать доверие общества, – акцентировал заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности.
Кроме того, чрезмерная зависимость от искусственного интеллекта несет социальные риски. Например, ИИ все активнее используется для анализа медицинских данных и постановки диагнозов. Однако есть опасность профессиональной деградации медиков, которые могут перестать принимать решения самостоятельно. Искусственный интеллект в образовании может как ускорить процесс поиска информации, анализа данных, формулирования текста, так и снизить навыки критического мышления, стимулировать потерю индивидуальности, творческого подхода обучаемого.
В свою очередь начальник информационно-аналитического управления Государственного секретариата Совета Безопасности Алексей Баньковский выразил мнение, что сегодня на рынке продуктов, которые используют технологию глубокого искусственного интеллекта, не очень много:
– В то же время говорить о том, что прогресса в этой области нет, – грубейшая ошибка. Чат-бот ChatGPT-4 не так давно успешно справился с тестом Тьюринга, который разработан, чтобы определять способность компьютеров имитировать работу человеческого мозга. Фактически в настоящее время отличить искусственный интеллект от человека становится достаточно сложно. Это одна из труднопрогнозируемых угроз современности, которые требуют детального анализа с использованием всего имеющегося научного инструментария.
Он обратил внимание, что сейчас тяжело спрогнозировать дальнейшее развитие технологий на основе ИИ, но уже сегодня имеются примеры вживления чипов, используются нано- и биотехнологии в данной сфере. Поэтому актуальность достижения информационного суверенитета в сфере информационной безопасности только увеличивается.
Стратегия развития
Если ИИ допустит ошибку, то кто за нее будет отвечать? Определения искусственного интеллекта с точки зрения законодательства пока нет. При этом широкое внедрение данной технологии в нашей стране, как и во многих других, требует ее грамотного регулирования. Эксперты сходятся во мнении, что необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития. Также нужен государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями.
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об искусственном интеллекте, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии искусственного интеллекта на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств по науке и образованию. Во время мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта».
Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий искусственного интеллекта в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам.
К слову, десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
В ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте говорилось о создании белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства.
– Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – сообщил Сергей Кругликов.
Разработчиком данной концепции проекта закона предлагается определить Национальный центр законодательства и правовой информации совместно с Национальной академией наук, Оперативно-аналитическим центром при Президенте и Министерством связи и информатизации. Также рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в 2025 году глоссарий в сфере ИИ.
– Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – добавил генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Стандарты всему голова
В Государственном комитете по стандартизации рассказали, что в Беларуси формируется национальный технический комитет по стандартизации в сфере ИИ:
– Технологии искусственного интеллекта начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это делает актуальными вопросы разработки стандартов в данной области. Поэтому в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики НАН, который определен «офисом цифровизации» Национальной академии наук.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов в сфере ИИ. В числе основных функций комитета будут разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Беларуси при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств.
Сергей Кругликов добавил, что уже отозвались более 30 партнеров, которые готовы войти в комитет и предоставить своих экспертов, чтобы выпускать стандарты и другую законодательную базу в этой области:
– Нужно учитывать риски, которые может вызвать та или иная технология. Поняв их правильно, мы определим, какой свод законодательных актов необходим для их минимизации. Надо гарантировать, что ИИ не принесет вреда.
Перед отечественным законодателем стоит непростая задача: соблюсти баланс, чтобы обеспечить надлежащую правовую защиту национальных интересов и не стать препятствием для технологического развития страны.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 19 сентября 2025 г.
Страны ЕАЭС готовят запуск сервиса для поиска информации об объектах промышленной собственности
Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 12 сентября одобрил и направил в страны Евразийского экономического союза для прохождения процедур, необходимых для подписания, проект Соглашения о создании сервиса для поиска информации об объектах промышленной собственности, охраняемых в странах ЕАЭС. Документ подготовлен в рамках реализации Стратегии-2025.
Новый сервис обеспечит создание общего информационного ресурса, который объединит сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров, охраняемых в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России.
Основная цель – предоставить правообладателям, бизнесу, патентным поверенным и государственным органам удобный и быстрый доступ к информации по принципу «одного окна».
«Этот сервис – не просто техническое решение, это прямое вложение в защиту инноваций и добросовестной конкуренции на пространстве всего Союза. Он позволит значительно сократить время и финансовые издержки при проверке уникальности товарного знака или наименования места происхождения товара перед его регистрацией, а также повысит прозрачность и эффективность защиты прав интеллектуальной собственности», – прокомментировал документ министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Формирование и техническую поддержку общего информационного ресурса, который будет доступен всем заинтересованным пользователям на безвозмездной основе, будет обеспечивать Евразийская экономическая комиссия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Научные достижения должны стать реальным инструментом повышения конкурентоспособности производства
Во вторник Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук. Глава государства обратил внимание, что развитие общества, и прежде всего экономики, без науки не только сегодня, но и впредь невозможно. Именно так развивается весь мир. Президент выделил три основных направления Академии наук, которые требуют приоритетного внимания: практикоориентированность научных исследований, внедрение разработок в экономику и социальную сферу, а также импортозамещение и экспорт научно-технической продукции.
Заместитель Министра промышленности Беларуси Алексей Козлов, член рабочей группы по анализу деятельности Национальной академии наук, уверен, что научные достижения должны стать реальным инструментом повышения конкурентоспособности производства.
– Совещание с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук стало важным этапом в нашем стремлении к более тесному взаимодействию между академической и отраслевой наукой, повышению эффективности от внедрения результатов научной деятельности в производство. Мы обсудили ключевые направления, требующие приоритетного внимания, и я хочу подчеркнуть их значимость для нашей экономики и социальной сферы, – отметил Алексей Козлов.
Комментируя основные тезисы совещания, заместитель Министра выделил наиболее приоритетные с точки зрения функционирования промышленности.
– Во-первых, практикоориентированность научных исследований является основой для успешного внедрения разработок в экономику. Необходимо стремиться к тому, чтобы разработки ученых находили применение на предприятиях, обеспечивая их современными технологиями и инновациями, – уверен Алексей Козлов. – Примером могут служить совместные работы Физико-технического института НАН Беларуси с организациями Минпрома. Наше сотрудничество длится уже более 20 лет. С 2011 года начато внедрение технологии и оборудования ионно-плазменной химико-термической обработки, разработанной ФТИ в рамках задания государственной научно-технической программы. В организациях нашей страны эксплуатируется 17 комплексов. В Российскую Федерацию экспортировано шесть комплексов. С 2014-го 30 систем индукционного нагрева и технологическая оснастка поставлены ФТИ в машиностроительные организации страны. Каждая установка разрабатывается и изготавливается под требования конкретного потребителя.
Вторым примером может служить взаимодействие организаций Министерства промышленности с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси. Ученые института совместно со специалистами предприятий выполняют разработки систем, узлов и компонентов для новой техники ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «УКХ «Амкодор» и ОАО «Могилевлифтмаш».
В качестве второго приоритета научной деятельности заместитель министра выделил импортозамещение и обеспечение экспорта научно-технической продукции:
– Решение этой задачи в условиях глобальных вызовов становится особенно актуальным. В связи с этим необходимо более активно развивать собственные научные компетенции и создавать условия для технологического суверенитета, чтобы снизить зависимость от внешних факторов и укрепить позиции Беларуси на международной арене.
Третьим важным аспектом Алексей Козлов назвал объединение компетенций отраслевой и академической научной школ:
– Мы должны расширять уже созданные платформы для обмена знаниями и опытом, что позволит максимально эффективно использовать потенциал как научных центров, так и производственных предприятий, которые имеют статус научных организаций. Это взаимодействие не только повысит эффективность научно-технической деятельности, но и ускорит процесс внедрения инноваций в производство.
По его словам, именно этот путь дает старт для новых проектов и реализации перспективных направлений развития белорусского машиностроения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 августа 2025 г.
Минпром о достижениях промкомплекса в области качества: нацелены на дальнейшее внедрение инноваций
Работа по повышению качества на предприятиях Минпрома не останавливается, промышленный комплекс нацелен на дальнейшее внедрение инноваций в производство. Об этом заявил журналистам на 26-й церемонии награждения победителей конкурса на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2024 года в Минске первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко, передает корреспондент
БЕЛТА.
Заслуженные награды вручены 40 организациям: 14 стали лауреатами премии впервые, 14 подтвердили звание лауреата, 12 признаны дипломантами конкурса. В том числе отмечены успехи промышленного комплекса.
Андрей Конюшко отметил, что участие в конкурсе для предприятий – стимул внедрять инновации, фактор дальнейшего продвижения товаров. «Промышленность – локомотив нашей экономики. Радует, что предприятия становятся победителями. Отраден тот факт, что многие подтверждают свое первенство. Ряд предприятий, такие как БЕЛАЗ, Минский моторный завод и другие, – пять-семь, а то и больше раз. Это говорит о том, что работа не останавливается ни на один день. Никто не почивает на лаврах, создаются новые товары, применяются новые технологии», – отметил Андрей Конюшко.
По его словам, товар, отмеченный знаком качества, не только общественное признание, но и дополнительный стимул к его более активной реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В развитие предприятий ежегодно вкладываются значительные средства, расширяется номенклатура выпускаемой продукции. В пример он привел Минский моторный завод, где освоены новые направления в производстве двигателей, новую технику БЕЛАЗа. «Предприятия работают качественно, слаженно. В следующем году также рассчитываем на результат», – добавил Андрей Конюшко. Отдельно в этой связи он отметил отрасль станкостроения, где реализуется соответствующая союзная программа.
По информации
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА