Жители агрогородков смогут оформить права на недвижимость, не выезжая из населенного пункта
Жители агрогородков смогут оформить права на недвижимость, не выезжая из своего населенного пункта, сообщил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко, передает корреспондент БЕЛТА.
По его словам, в 2024 году Министерство юстиции активно занималось развитием сфер адвокатуры, нотариата. По каждому из направлений деятельности были подготовлены проекты нормативных правовых актов.
«В частности, по нотариату был подготовлен, принят парламентом и в настоящее время проводится работа по реализации на практике закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества. Летом этот документ вступает в силу. К этому моменту нотариусы будут готовы. Граждане получат возможность регистрировать сделки с недвижимостью, регистрировать права на недвижимость, полученную в рамках наследования, не только в кадастровых агентствах, но и в нотариальных конторах», – сказал Евгений Коваленко.
Такая возможность создает большие удобства жителям крупных городов, отметил Министр. Например, в Минске в каждом районе несколько нотариальных контор и граждане, не выезжая из своего микрорайона, могут решить эти вопросы. Удобно будет и жителям небольших населенных пунктов. В этой связи Евгений Коваленко напомнил, что нотариусы на постоянной основе выезжают в агрогородки – их жители также смогут оформить свои права на недвижимость, не выезжая из населенного пункта.
Кроме того, важным направлением деятельности Министерства юстиции являются вопросы регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. В прошлом году вступил в силу ряд законодательных новаций, связанных с бесшовным переходом из индивидуальных предпринимателей в коммерческие организации, с регистрацией филиалов и представительств иностранных фирм на территории Беларуси. Министерством юстиции было обеспечено техническое, организационное и практическое решение этих вопросов, и в настоящее время соответствующие субъекты хозяйствования регистрируются и осуществляют свою деятельность в рамках норм и порядка, определенного Министерством юстиции.
В Министерстве юстиции сегодня состоялась коллегия по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции, подчиненных органов и организаций в 2024 году и задачах на предстоящий период».
По информации БЕЛТА
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу «Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации БЕЛТА
Около трети от общего количества видов нотариальных действий может совершаться удаленно, сообщил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко перед собранием уполномоченных Белорусской нотариальной палаты, передает корреспондент БЕЛТА.
Министр напомнил, что в прошлом году у нотариусов появилась возможность совершать нотариальные действия удаленно. «К настоящему моменту порядка трети от общего количества видов нотариальных действий может совершаться удаленно. Причем в том числе через личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты», – сказал он.
В частности, возможно удаленное совершение таких нотариальных действий, как выдача свидетельства о праве на наследство, выдача свидетельства об удостоверении полномочий душеприказчика, выдача распоряжения о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, выдача свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, принятие в депозит нотариуса денег и ценных бумаг и др.
Кроме того, законодательно были закреплены новые виды нотариальных действий, например удостоверение отмены согласия на совершение сделки. «Новые нотариальные действия уже востребованы. Мы видим запрос со стороны простых граждан на совершение этих действий», – сказал Евгений Коваленко.
С 11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон № 305-З от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми часть нотариальных действий нотариусы могут совершать удаленно. Для совершения нотариальных действий удаленно личное присутствие у нотариуса не требуется.
На собрании уполномоченных Белорусской нотариальной палаты подводят итоги работы нотариата, в том числе по информатизации, а также рассматривают стратегию развития до 2030 года.
«Cегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги работы нотариата за 2024 год. Этот год был наполнен событиями – в плане развития нотариата, в плане попытки заглянуть в будущее этого важного юридического института белорусского государства», – отметил Министр.
По информации
БЕЛТА
(фото – Белорусская нотариальная палата)