Ольга Чуприс: ревизия законодательства имеет значимые результаты
Ревизия законодательства имеет значимые результаты, сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Ольга Чуприс перед коллегией Министерства юстиции по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции, подчиненных органов и организаций в 2024 году и задачах на предстоящий период», передает корреспондент БЕЛТА.
«Прошлый год был Годом качества, а ближайшая пятилетка объявлена Президентом пятилеткой качества. В Год качества была проведена огромная работа по ревизии законодательства. Эта ревизия закончилась значимыми результатами, которые поддержаны Главой государства, – сказала Ольга Чуприс. – В течение ближайших пяти лет Министерству юстиции как основному координатору нормотворческой работы в стране нужно будет сосредоточить свое внимание на реализации поручений, данных Главой государства».
Говоря о предстоящем периоде, Заместитель Главы Администрации Президента пояснила, что речь идет о работе «начиная от разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон о нормативных правовых актах и заканчивая методологической работой с другими министерствами, государственными комитетами». Министерство юстиции должно оказывать им помощь в преодолении тех негативных тенденций, которые были выявлены в ходе ревизии законодательства.
Еще одна очень важная задача, которую ставит глава государства, касается дебюрократизации всех процессов. Ольга Чуприс обратила внимание, что в данном случае Министерство юстиции должно выступить не только дебюрократизатором своих процессов. Это касается в том числе выстраивания взаимодействия с министерствами и государственными комитетами, а также Администрацией Президента и Советом Министров.
«Поэтому эти положения, которые бы позволили упростить нормотворческий процесс, сделать его очень динамичным, простым и понятным, должны лечь в основу Закона о нормативных правовых актах, а также, собственно, и быть претворены в реальной жизни», – сказала Заместитель Главы Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
(фото – пресс-служба Министерства юстиции)
2 июля 2025 г. с 10.00 до 12.00 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному консультированию граждан, приуроченную к главному празднику белорусской государственности – Дню Независимости Республики Беларусь.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Также в формате «прямых телефонных линий» участие в акции примут специалисты главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома, адвокаты и нотариусы.
Подробности акции по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
27 июня 2025 г. в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств – членов Евразийского экономического союза.
В 2025 году Республика Беларусь приняла эстафету председательства в органах ЕАЭС уже в третий раз.
Высший Евразийский экономический совет – это высший орган ЕАЭС. Он состоит из глав государств – членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Заседания Высшего Евразийского экономического совета проводятся не реже одного раза в год, его решения принимаются консенсусом.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета главами государств – членов Евразийского экономического союза был подписан «IV Большой» Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
«IV Большой» Протокол – это результат кропотливой работы Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Координатором работы всех государственных органов Беларуси по подготовке текста «IV Большого» Протокола в рамках деятельности Сводной рабочей группы выступило Министерство юстиции Беларуси.
В IV Большом» Протоколе раскрываются вопросы технического регулирования, обеспечения единства измерений, конкурентной политики, регулирования государственных закупок.
Главные цели документа – устранение пробелов в правовом регулировании и техническая корректировка положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
Подписание «IV Большого» Протокола знаменует собой важный шаг на пути к динамичному и перспективному развитию системы права ЕАЭС в целом и является показателем высокой оценки той деятельности, которая проводится в рамках Сводной рабочей группы.
Впереди также предстоит большая работа по реализации положений «IV Большого» Протокола, но уже сейчас можно констатировать, что ЕАЭС сделал очередной большой шаг на пути к главной цели – созданию мощного и эффективного экономического союза.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В Минске прошло 19-е заседание Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), передает корреспондент БЕЛТА.
Перед началом заседания участники мероприятия возложили венок и цветы к монументу Победы. «Сегодня было рассмотрено значительное количество вопросов, среди которых обновление правовой основы для взаимодействия между министерствами юстиции стран содружества, новое соглашение о взаимодействии между нашими ведомствами, обсуждались вопросы цифровизации, вопросы, связанные с безбумажным взаимодействием между нашими органами – упрощение процедур оказания правовой помощи между государствами, оказания правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования из наших стран. Важным вопросом в контексте 80-летия Победы в Великой Отечественной войне явилось сохранение исторической правды и памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны», – рассказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Разработан также ряд проектов, работу над которыми ведомства продолжат в последующие годы. «Сегодня речь шла об активной работе по цифровизации деятельности органов загса – это и оцифровка старых записей, и создание новых информационных систем, и взаимодействие между различными системами для того, чтобы граждане в наиболее удобном формате получали соответствующие государственные услуги, начиная, например, с регистрации рождения ребенка до постановки его на учет в сад или получения пособий. Это все должно проходить в удаленном интерактивном режиме с применением самых новых и современных информационных технологий. Каждое государство из наших участников имеет свои интересные наработки. Сегодня, в частности, говорилось о проводимой в Беларуси правовой политике, политике в сфере подготовки нормативных правовых актов. Мы представляли белорусский опыт по урегулированию этих отношении, говорили о подготовленном проекте Закона «О внесении изменений в Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь», об утвержденной главой нашего государства концепции правовой политики. Эти наработки представляют значительный интерес для наших коллег-нормотворцев из министерств юстиции других государств – участников СНГ», – проинформировал руководитель ведомства.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко отметил эффективную работу Совета министров юстиции. «В этом году мы отмечаем юбилей – на протяжении 20 лет этим Советом рассматриваются абсолютно предметные вопросы, которые позволяют осуществлять слаженную работу в плане оказания юридической помощи нашим гражданам, обменяться опытом и оптимизировать процедурные аспекты, которые идут во благо правового сотрудничества между нашими странами. Очень важно, что юбилейное заседание проходит в знаковый для всех наших стран год – Год 80-летия Великой победы, которую одержала наша большая страна в этой страшной войне. В повестке дня заседания был вопрос, где министры юстиции поделились, как в их странах отметили этот великий праздник, соответственно, мы наметили конкретные совместные пути по борьбе с фальсификацией истории для того, чтобы нам отстоять правовое наследие Великой Победы, отстоять не только в нынешнем ключе, но и перед будущими поколениями, это важнейший элемент правовой работы. Страны видят это и будут проводить в этом направлении соответствующую деятельность», – подчеркнул первый заместитель генсека.
Он отметил, что созданная базовая организация действительно объединила адвокатское сообщество в рамках Содружества Независимых Государств. «Ведется четкая методичная работа по налаживанию необходимой правовой помощи, которая оказывается в странах, внедряются в деятельность лучшие практики. На заседании мы обсуждали также вопросы, связанные с цифровизацией работы всей системы юстиции в странах. Одни страны более продвинулись в этом направлении, другие еще наверстывают, но вместе с тем намечен конкретный план действий по цифровизации и, самое главное, по цифровизации нашего взаимодействия в плане реализации конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, т.е. в конкретных прикладных аспектах, которые позволят облегчить и создать необходимую правовую помощь гражданам наших стран. В рамках встречи было рассмотрено 13 абсолютно прикладных и конкретных вопросов, которые позволят в дальнейшем развивать наше взаимодействие», – констатировал Игорь Петришенко.
По итогам заседания совета была подписана концепция создания Единой электронной системы обмена информацией между министерствами юстиции государств – участников СНГ и дорожной карты по ее реализации.
По информации БЕЛТА
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.