/ / Общественно-политические
12.02.2025

Министр природных ресурсов Сергей Масляк – о проектах по благоустройству и гражданской инициативе

Год благоустройства – отличный повод обсудить вопросы наведения порядка на земле, экопривычки белорусов и лучшие практики комфортного жизнеустройства. В том числе проверенные на собственном опыте. Наш собеседник – Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк.

Позиции, которыми гордимся

– Порядок и чистота – это наш национальный бренд. Такой вывод можно сделать как минимум по отзывам туристов. А если судить по профессиональным критериям природоохранного ведомства?

– Есть такой рейтинг – индекс экологической эффективности. Он отражает достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 58 показателей в 11 категориях – от обеспеченности водой до чистоты атмосферы. Только для того чтобы войти в этот рейтинг, страны проходят серьезный отбор. А Беларусь в нем занимает 32-е место среди 180 стран мира, опережая все государства ЕАЭС.

Наша страна входит в первую десятку самых лесных государств Европы: леса занимают 40,2 процента площади. Причем 9,2 процента – это охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки и другие. Государство вкладывает огромные средства и использует в том числе опыт нашей Академии наук.

Беларусь вносит большой вклад в мировую экологическую повестку. Страна последовательно выполняет и даже перевыполняет взятые на себя обязательства по Парижскому соглашению к Рамочной конвенции ООН об изменении климата – к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов от уровня 1990-го. К 2022 году без привлечения дополнительного финансирования Беларусь уже достигла сокращения в 55,4 процента с учетом поглощения парниковых газов лесами.

Какие наши города считаются самыми зелеными и цветущими?

– Среди областных центров самый озелененный Витебск. Если говорить об области в целом, то самая озелененная территория – Гомельщина. А самый зеленый районный центр находится в Могилевской области – это Дрибин.

– Минск, выходит, в аутсайдерах?

– Делать такой вывод совершенно неправильно. Во-первых, норматив озелененности в 40 процентов достигнут во всех городах, районных центрах. Во-вторых, озеленить двухмиллионный мегаполис сложнее, чем город, где живет 20 тысяч человек. В-третьих, за прошлый год в стране высажено 20,5 миллиона цветов, из них больше половины – в столице, деревьев – 348,5 тысячи (17 процентов в Минске), кустарников – 566 тысяч (60 процентов в Минске).

Регионам нужно активизироваться

– На Год благоустройства разрабатывается республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле. Министерство природных ресурсов – координатор. Уточните, какие задания предусмотрены в плане.

– Они увеличены на 5–10 процентов по сравнению с фактическим выполнением заданий в 2024 году.

Могу привести пример по зеленым насаждениям. Если в 2024-м на территории страны посажено 348 тысяч деревьев, то в этом году планируем высадить 393 тысячи деревьев, а кустарников – более 460 тысяч.

Что касается цветов, по моему мнению, не очень правильно, что их посадка сконцентрирована по большей части в столице. Областные центры вполне могут взять на себя повышенные обязательства в Год благоустройства. В этом направлении регионам, в особенности областным центрам, нужно активизироваться, обратив внимание на посадку многолетних цветочно-декоративных растений.

– Стоит ли ожидать усиления мониторингов и проверок со стороны Минприроды?

– Нет. Тренд надзорной деятельности – сокращение количества проверок и работа на предупреждение нарушений. И этот год не исключение.

Нарушения природоохранного законодательства выявляются визуальным методом и чаще всего на общедоступных территориях без вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. Считаю, что правильно сначала выдать физлицу или юрлицу предписание с перечнем нарушений и установить сроки для их устранения. К счастью, большинство реагирует адекватно – тех, кто не исполняет предписания, с каждым годом становится все меньше и меньше.

Важную роль в поддержании порядка играет практика закрепления территорий. В соответствии с Правилами благоустройства и содержания города Минска администрации районов вправе закреплять территории для содержания и благоустройства за юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В чем суть? Допустим, открылся салон красоты на первом этаже жилого дома или административного здания, рядом – пара метров площади земли. На основании решения администрации района организация или ИП должны ее окультурить, посадить кустарник, облагородить вход, поставить урну и обеспечить надлежащее санитарное содержание. И клиентам приятнее, и всему городу польза. Таким образом сегодня в столице большинство территорий закреплены. Как результат – город хорошеет на глазах.

Предложение о масштабировании такой практики на регионы Минприроды уже внесло в Правительство.

Путь к экономике замкнутого цикла

– Как у нас обстоят дела в сфере обращения с отходами?

– Как и в других развитых странах, отходов образуется много: более 50 миллионов тонн от производства и около 4 миллионов тонн твердых коммунальных отходов в год. Это примерно… шесть египетских пирамид!

На протяжении последних лет достигается высокий уровень использования отдельных видов отходов производства – полимеров, изношенных шин, макулатуры, стеклобоя, – который составляет 90 процентов и более. Очень показательный прогресс с изношенными шинами. Их раньше использовали в лучшем случае как обрамление для клумб. А сегодня на Гродненщине одна из коммерческих структур организовала полный цикл переработки. От шины отделяют корд (он идет в металлолом), дробят на резиновую крошку и из нее получают покрытия для животноводческих ферм и спортивных площадок.

То, что на одном предприятии считается отходами, на другом становится сырьем. Это один из принципов Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Беларуси на период до 2035 года.

Уровень использования коммунальных отходов достиг 38,4 процента. Сегодня Минприроды разрабатывает стратегию обращения с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами. Она предусматривает использование около 90 процентов образующихся отходов – как от производства, так и коммунальных. Комплексный документ объединит усилия всех республиканских органов госуправления, предприятия, переработчиков и перевозчиков в едином программном документе, в котором предложены краткосрочные и долгосрочные решения.

Сложнее с переработкой крупнотоннажных отходов (например, от добычи калийной соли), которые образуются при добыче полезных ископаемых. По международному опыту – эффективных технологий их переработки пока нет.

– А как вы оцениваете культуру обращения с отходами у нашего населения?

– Она выше, чем 10–15 лет назад, но есть куда стремиться. Дело в том, что формирование экопривычек – процесс, требующий десятилетий. Германии, например, одному из крупнейших переработчиков муниципальных отходов в Европейском союзе (уровень – почти 70 процентов), понадобилось около 20 лет только на информационно-разъяснительную работу, чтобы объяснить людям, для чего нужно сортировать мусор. Только потом принималось решение по строительству предприятий по переработке.

Беларусь далеко не в начале пути. У нас акцент сделан на создание инфраструктуры по обращению с отходами. То есть, прежде чем потребовать от гражданина разделять пластик, стекло и бумагу, надо создать необходимые для этого условия: установить емкости, обеспечить регулярный вывоз этих фракций… Сегодня в стране модернизируются и благоустраиваются контейнерные площадки, в Минске реализован проект по производству модульных площадок.

– В западных странах экопривычки формируют в первую очередь рублем. Действуют жесткие штрафы за выброшенный не туда окурок или пластиковую бутылку, оставленную не в том контейнере. Можно транслировать этот опыт в Беларуси?

– В Германии сумма штрафа зависит от количества и размера выброшенных вещей. За незаконную утилизацию бытовых отходов он может достигать 500 евро. Но если мусор в большом объеме вообще не попал в контейнер, просто выброшен куда попало, в некоторых федеральных землях штраф может составить до 50 000 евро.

У нас за нарушение законодательства тоже предусмотрена строгая административная ответственность. За несанкционированное размещение отходов физлицо может получить штраф до 30 базовых величин (1260 рублей). А если это юрлицо – до 1 тысячи базовых величин (42 тысячи рублей). Более того, в соответствии с Указом Президента № 1 ведется подготовка предложений об усилении ответственности и увеличении штрафов.

В вопросе заимствования опыта вспоминается пословица: что для русского хорошо, для немца смерть. И наоборот. В Германии широко распространена такая практика: если ты увидел, что сосед пластик выбросил в контейнер для бумаги, звонишь в полицию. Для немцев это общественная норма. А у нас после такого «стукачества» с тобой в лучшем случае здороваться перестанут. Поэтому слепо перенимать чужое не стоит.

– А разве безразличие не страшнее?

– Я не могу, например, спокойно наблюдать за авто, припаркованными вопреки правилам дорожного движения – на зеленой зоне. Вот еще пример. Живу в 19-этажном доме в районе между Серебрянкой и Чижовкой. Все стремятся оставить свои машины прямо у подъезда – так, что скорая или пожарная машина не могут проехать. И это в новом районе! А ведь многие дома в Минске построены еще в послевоенные годы, где места еще меньше.

Автостоянок, в том числе охраняемых, паркингов и гаражей построено достаточно, они в шаговой доступности. И, как мне кажется, посильный вклад каждого белоруса в Год благоустройства – активно использовать их, а не создавать проблемы специальному транспорту и жителям.

Хочешь благ – включайся в процесс

– Чем, на ваш взгляд, можно мотивировать ответственное отношение белорусов к местам общего пользования, городским территориям?

– Прежде всего поддержкой гражданской инициативы. Но не такой, когда ты позвонил в исполком и потребовал разбить клумбу у подъезда – мол, пусть ЖЭС или «Зеленстрой» занимается. А когда ты сам готов участвовать в создании комфортных условий в своем городе.

В столице закреплена норма, согласно которой люди могут вносить предложения в исполкомы по вопросам благоустройства. Условие ее реализации – участие самого инициатора и других заинтересованных лиц. В частности, сами граждане должны внести не менее 10 процентов от стоимости. Остальную часть дофинансируют органы власти. И таким образом можно реализовать любое полезное дело.

Еще одна хорошая практика – старший двора. Этому проекту дал старт Заводской район Минска в 2019 году. Старший двора – это неравнодушный гражданин, который хочет, чтобы место, где он живет, становилось чище, краше, комфортнее. В соответствии с положением активист с участием населения помогает решать с жилищными и другими службами возникающие проблемы, а при необходимости обращается напрямую в администрацию района.

О новом ритме, ЗОЖ и детских воспоминаниях

– Как изменилась жизнь после того, как вас назначили министром?

– Ритм такой же напряженный, как и на должности главы администрации района, ответственность – больше. Но с учетом моего пролетарского происхождения и заводской закалки понимаю: нерешаемых вопросов нет. Что я взял с собой с прежней должности, так это отношение к любому сотруднику как к равному и решительность в принятии взвешенных решений.

Считаю, что, разрабатывая документ, нужно обязательно интересоваться мнением тех, кто с ним будет работать на местах. По этому принципу, например, при Минприроды создан координационный совет по обращению с отходами, который объединяет всех заинтересованных, включая перевозчиков и переработчиков. Мнение на местах очень важно, но и законодательство не должно быть написано под кого-то. Поставлена цель 90 процентов отходов перерабатывать – нужно всем вместе этого результата достичь.

По информации « СБ. Беларусь сегодня», 12 февраля 2025 г.