07.02.2025
Состоялось заседание Палаты представителей восьмого созыва
7 февраля 2025 г. состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В первом чтении были рассмотрены два законопроекта.
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» доложили Министр образования Республики Беларусь Иванец А.И. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Проектом Закона предлагается внесение соответствующих изменений в кодексы о браке и семье, об образовании, законы «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом, в частности, предусмотрено:
-
совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
-
наделение Правительства полномочиями на определение порядка оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия, в части, не урегулированной законодательными актами, а также прохождения психологического собеседования гражданами, претендующими на осуществление педагогической деятельности;
-
установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками, и др.
Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». С содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н.
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
Одной из новаций законопроекта является предъявление к участвующим в аудиторской деятельности требования о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации.
Эта норма вводится в целях приведения законодательства в соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.
Законопроектом уточняется перечень преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Проектом Закона предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
В ходе заседания также были рассмотрены два законопроекта о ратификации международных договоров.
С докладами о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам от 3 октября 2022 года» выступили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Хальцова Н.А.
Протокол разработан в соответствии с Договором с целью его актуализации с учетом реализации новых норм в налоговых законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации, касающихся льгот по НДС и акцизам.
В частности, уточнен порядок расчета трансфертов, внесены изменения в ряд приложений, таких как «Минимальный перечень подакцизных товаров и услуг», «Перечень освобождений, льгот по уплате акцизов», «Категории налогоплательщиков, освобождаемых от налога на добавленную стоимость», «Операции (обороты), освобождаемые от налога на добавленную стоимость» и прочее.
Настоящий Протокол распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1января 2024 года.
Проект Закона «О ратификации Конвенции о правовом статусе делегаций, направляемых в государства – участники Содружества Независимых Государств» представили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевич Ю.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шпаковский А.П.
Целью Конвенции является создание в рамках СНГ международно-договорной основы для обеспечения эффективной работы официальных делегаций, направляемых в государства – участники СНГ для проведения переговоров, встреч, консультаций, участия в мероприятиях Содружества.
Конвенция определяет терминологическую базу, порядок направления делегаций и назначения соответствующего персонала, а также регулирует вопросы привилегий и иммунитетов.
Документом закрепляются обязательства принимающего государства в отношении обеспечения неприкосновенности помещений, занимаемых делегацией, свободы передвижения, свободы сношений делегации, соблюдения таможенных формальностей.
В частности, предусматривается, что помещения, занимаемые делегацией, в том числе жилые, предметы обстановки и другое имущество, а также транспортные средства, используемые ею для служебной необходимости, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий, а принимающее государство принимает все необходимые меры по защите помещений, занимаемых делегацией.
Согласно Конвенции, принимающее государство в соответствии с международными обязательствами и процедурами, установленными в его законодательстве, разрешает ввозить предметы, предназначенные для официального использования делегации, с освобождением от уплаты таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами. Личный багаж члена делегации освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами принимающего государства.
Конвенция закрепляет право принимающего государства в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить направляющее государство, что кто-либо из членов делегации является persona non grata или неприемлемым лицом. Если направляющее государство откажется отозвать данное лицо в течение установленного срока, принимающее государство может отказаться признать это лицо членом делегации.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Игорь Сергеенко: субботники объединяют и сплачивают, это замечательная традиция
Субботники сплачивают самых разных людей. Таким мнением с журналистами поделился Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время республиканского субботника 12 апреля в мемориальном комплексе «Разгром» в Смолевичском районе, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Во-первых, субботники у нас ассоциируются с весной. Они начинаются в апреле, когда пробуждается природа, появляются первые ростки зелени. И хочется убрать грязь и мусор, которые накопились в зимний период, посадить дерево. Вторая немаловажная составляющая субботников – они объединяют и сплачивают. На них выходят разные люди: молодежь, дети, люди более старшего поколения. Это замечательная традиция. И не только в апреле их нужно проводить, а организовать в Год благоустройства как минимум два, а то и больше», – сказал Игорь Сергеенко.
Делегация Палаты представителей Национального собрания Беларуси сегодня занимаются благоустройством мемориального комплекса «Разгром» в урочище Стриево в Смолевичском районе. Депутаты во главе с председателем Палаты представителей убирают территорию от листвы, высаживают деревья, очищают плитку от травы и мха.
По информации
БЕЛТА
Геннадий Трубило: государство имеет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан
Государство предоставляет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан. Такое мнение выразил Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По словам Геннадия Трубило, по состоянию на 1 января 2025 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 558,4 тыс. человек, или 6,1 % населения страны. «За пять лет количество состоящих на учете граждан уменьшилось, что свидетельствует о предоставлении государством действенных механизмов для улучшения гражданами своих жилищных условий, в том числе путем получения арендного жилья», – отметил он.
Общий порядок распределения арендного жилья республики урегулирован Жилищным кодексом, и он предусматривает определенные подходы. «Часть арендного жилья (40 % в областях, в Минске – 60 %) предоставляется гражданам на период трудовых и служебных отношений. Это обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для проживания граждан во время выполнения своих обязанностей по месту работы и службы. Арендным жильем обеспечивается государственный аппарат, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, военнослужащие, молодые специалисты и иные категории работников, в том числе из социальных сфер. Остальная часть распределяется в общем установленном порядке среди граждан, которые состоят на учете нуждаются в улучшении жилищных условий», – пояснил Министр.
В целях обеспечения доступности жилья 27 января Глава государства подписал Указ № 38 об особенностях предоставления и использования арендного жилья, который направлен на расширение полномочий местных органов власти по принятию решений о предоставлении такого жилья гражданам наиболее востребованных профессий и специальностей. «Подписанный Указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное», – добавил глава отрасли.
По информации
БЕЛТА
Концепцию государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года обсудили в Палате представителей
10 апреля 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание семинара-совещания Палаты представителей на тему «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года».
В семинаре приняли участие депутаты Палаты представителей, руководитель Аппарата Совета Министров, министры архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, председатели комитетов по архитектуре и строительству Минского облисполкома и Мингорисполкома, представители других государственных органов и организаций, депутаты Гродненского городского Совета депутатов.
Обращаясь к участникам мероприятия, Председатель Палаты представителей отметил, что Концепция, определяющая стратегические направления обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, стала результатом деятельности межведомственной рабочей группы с участием депутатского корпуса.
Он напомнил позицию Главы государства по этому вопросу: «Жилье – это не просто квадратные метры, стены и крыша над головой, а основа стабильности и благополучия каждой семьи, условие для реализации потенциала граждан и важный элемент социальной справедливости. Строить надо там, где есть потребность в кадрах».
Поставленные задачи требуют комплексных решений, работы на перспективу, учета демографических вызовов и интересов будущих поколений, сказал И.П.Сергеенко.
Он обратил внимание на то, что Концепция содержит ряд вопросов, решение которых требует незамедлительного принятия мер, в том числе законодательного характера.
Во-первых, это критическое состояние жилищного фонда – 190 тыс. м2 аварийного жилья, преимущественно в сельской местности. Более 9 % жилья не оборудовано водопроводом, 11 % – канализацией, почти 20 % – горячим водоснабжением. При этом в стране числится 110 тыс. жилых домов, а также более 17 тыс. квартир, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.
Во-вторых, сохраняется дисбаланс в развитии регионов и отток населения в крупные города. Эта проблема постоянно усугубляется.
В-третьих, озабоченность вызывает ситуация с обеспечением жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс., а также для детей-сирот – 864 при потребности более 27 тыс. Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях граждан.
Призывая участников семинара к обмену мнениями, Председатель Палаты представителей подчеркнул, что Концепция государственной жилищной политики до 2030 года является отправной точкой для решения задачи повышения доступности жилья в стране. И сегодняшний диалог должен стать основой для конкретных законодательных инициатив.
Далее выступали основные докладчики. Об основных направлениях Концепции государственной жилищной политики до 2030 года депутатов проинформировал Министр архитектуры и строительства Студнев А.В.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Шваюнов А.О. доложил о государственной поддержке при жилищном строительстве.
С докладом на тему «Новеллы в жилищном законодательстве. Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных профессий. Приобретение жилых помещений государственного жилищного фонда в сельской местности» выступил Министр жилищно-коммунального хозяйства Трубило Г.А.
О градостроительном обеспечении реновации в Республике Беларусь информацию представил директор унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Хижняк А.Н.
Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей поблагодарил всех участников и выступающих за качественную подготовку докладов и подчеркнул:
«Мы увидели направление дальнейшей реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года. Концепция – стратегический документ, который наполняется конкретным содержанием, в том числе и в виде тех указов по жилищному строительству, которые действуют и которые сегодня совершенствуются.
Мы увидели основные новеллы этих проектов, соответствующие реалиям сегодняшней жизни. В этом году на площадку Палаты представителей законопроекты по данному направлению, скорее всего, не поступят, и все будет регламентироваться в основном указами».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Зампредседателя Палаты представителей – депутатам: нужно более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов
Депутатам следует более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов, отметил заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов на заседании Совета Палаты представителей Национального собрания, где рассмотрены в том числе задачи депутатов и работников Секретариата Палаты представителей по усилению исполнительской дисциплины, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Соответствующий вопрос рассмотрен в связи с Директивой № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины», вступившей в силу 3 апреля. Как отметил Вадим Ипатов, это системный комплексный документ, нацеленный на работу как государственных органов, так и организаций, независимо от форм собственности, и граждан, то есть распространяется на всех по своему содержанию.
Главный посыл Директивы № 11 – реализация поставленных на пятилетку качества задач требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой дисциплины, усиления исполнительской дисциплины, социально-ответственного отношения каждого к труду.
Документ расставляет наиболее важные акценты. В плане законодательной власти в Директиве отмечено, что зона ответственности Национального собрания – качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования. «Обеспечение такого законотворчества – одна из главных наших с вами задач», – сказал Вадим Ипатов.
«Безусловно, все законопроекты, которые вносятся в Палату представителей, проходят все стадии законотворческого процесса и получают необходимые согласования, экспертизы, обсуждаются с экспертами, – отметил зампредседателя Палаты представителей. – Но как показывает практика, не всегда предлагаемые инновации глубоко проработаны разработчиком, просчитаны последствия их принятия. Один из основополагающих принципов деятельности всех госорганов – всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий принимаемых решений, что для принятия законов, конечно же, архиважно».
Вадим Ипатов подчеркнул, что нельзя допустить ситуацию, когда норма не только не достигнет цели принятия, но и вызовет обратный эффект: негативный общественный резонанс, социальную напряженность в обществе.
«Поэтому законопроекты должны рассматриваться депутатами как новые, всесторонне прорабатываться на заседаниях постоянных комиссий, рабочих групп, диалоговых площадках, – сказал он. – Нужно более принципиально подходить к рассмотрению проектов. Не надо стесняться задавать вопросы, высказывать свои мнения. Ведь обсуждая норму с разных сторон, вырабатываются наиболее выверенные решения. При введении новаций очень важно понимать, как они будут реализовываться на практике, какие подзаконные механизмы для этого предусматриваются».
Вадим Ипатов обратил внимание на важность пакетного принципа подготовки законопроектов. Также он указал на некоторые позиции Директивы, которым необходимо следовать при работе над законопроектом. Необходимо избегать включения в проект бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейшего толкования и разъяснений, исключить факты нахождения и рассмотрения в госоргане документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством.
По информации
БЕЛТА