07.02.2025
Экономия денег и времени. БелТПП об изменениях в выдаче сертификатов собственного производства
1 февраля было официально опубликовано постановление Совета Министров от 30 января 2025 года № 59. B соответствии с принятыми изменениями предусмотрены альтернативные варианты выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства: на бумажном носителе либо в виде электронного документа с электронной цифровой подписью. Ключевые изменения, внесенные этим документом прокомментировал заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Денис Мелешкин.
Денис Мелешкин рассказал, что в Беларуси законодательными актами, указами главы государства, постановлениями правительства определены льготы и преференции для отдельных категорий предприятий, которые размещаются в особых экономических зонах. Например, таких как парк «Великий камень», СЭЗы. БелТПП выдает сертификаты собственного производства, которые являются основанием для того, чтобы претендовать на эти льготы. Сам сертификат не устанавливает льготы, а является подтверждающим документом того, что предприятие производит продукцию самостоятельно.
Постановление № 59 предполагает два ключевых изменения, подчеркнул заместитель председателя. Первое – введение возможности для БелТПП выдавать сертификаты собственного производства в электронном виде. «Это важное изменение. Это позволит предприятиям, которые заявляются в торгово-промышленную палату, сократить затраты на логистику и сэкономить время. Начиная с 1 февраля обмен информацией, заявлениями и выдача сертификатов в БелТПП осуществляется в электронном виде с помощью ЭЦП. На сегодня, 6 февраля, нашими отделениями выдано 9 сертификатов по пяти организациям в Брестской, Витебской, Минской и Могилевской областях. Это только начало нашей деятельности. Мы рассчитываем, что такой вид взаимодействия будет развиваться», – отметил он.
С сентября этого года БелТПП планирует полностью перейти на выдачу сертификатов собственного производства в виде электронного документа. При этом стоимость получения сертификатов на бумажном бланке или в виде электронной копии сертификата на бумажном бланке будет значительно выше.
«Получателем этих сертификатов (куда предприятие их сдает. – Прим. БЕЛТА) является налоговый орган и платформы, которые организовывают государственные закупки. Это Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ) и Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ). Предварительно мы проговорили вопрос о принятии сертификатов в электронном виде и с ними, и с Министерством по налогам и сборам. У нас достигнута договоренность и полное понимание», – обратил внимание Денис Мелешкин.
БелТПП также выдает сертификаты происхождения товаров, которые используются либо для экспорта, либо для преференций при госзакупках. Применение в международной торговле электронных сертификатов происхождения товара пока не представляется возможным так как торговыми соглашениями Республики Беларусь предусмотрено применение исключительно бумажных сертификатов происхождения и не обеспечено признание белорусских ЭЦП в иностранных государствах.
В этой связи разрабатываются электронные системы сертификации происхождения товаров, предусматривающие обмен информацией о выданных преференциальных сертификатах между уполномоченным органом страны вывоза и таможенным органом страны ввоза товара в электронном виде. Оформление сертификата на бумажном бланке или применение ЭЦП в этом случае не потребуется.
«Наиболее продвинутые взаимоотношения у нас в этом плане с Азербайджаном, Узбекистаном, Вьетнамом и Сербией. Проводится работа, чтобы сертификаты происхождения выдавать в электронном виде. С остальными странами пока нет таких соглашений», – рассказал заместитель председателя.
С 1 марта на сайте БелТПП заработает «проверочный портал», чтобы налоговые органы и все заинтересованные могли проверить или удостоверить электронную цифровую подпись. «Это небольшая программа, куда те же налоговые органы вводят номер сертификата, и им выдается соответствующая информация о сертификате БелТПП», – сказал Денис Мелешкин.
Второе ключевое изменение, которое регулирует постановление № 59, – дополнительная поддержка инжиниринговых и производственных компаний в этой сфере. «Постановлением правительства урегулированы критерии получения сертификатов. Изменения облегчают получение сертификатов такими компаниями. Это те компании, которые имеют здесь, в Беларуси, «свои мозги», которые разрабатывают конструкторскую документацию. То есть идет поддержка инженерной мысли. Кто сам придумал продукт и произвел, ему будет легче получить сертификат и получить государственные льготы, – пояснил он. – Это направлено на то, чтобы такие компании у нас развивались более активно».
Такие компании могут привлекать до 50 % услуг сторонних подрядчиков, в то время как для всех остальных этот показатель не должен превышать 15 %. «Это компании, которые придумывают продукты и раздают, скажем так, заказы. Благодаря этому увеличивается производство именно белорусской, отечественной продукции, и это называется реальной локализацией. Не сборка привезенной продукции, а полностью придуманная и произведенная в Беларуси продукция», – сказал Денис Мелешкин.
В 2024 году 2882 производителя получили 6510 сертификатов собственного производства. Таким образом, получение электронных сертификатов собственного производства в 2025 году позволит большому количеству предприятий получить экономию средств и трудовых ресурсов.
По информации
БЕЛТА
Правительством внесены изменения в систему ценового регулирования
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 11 апреля 2025 г. № 212, сообщает
БЕЛТА.
Согласно постановлению, доля Беларуси в уставных фондах акционерных обществ будет увеличена (образована) на сумму государственной поддержки, предоставленной из республиканского бюджета в 2024 году. При отсутствии у АО собственных средств увеличение (образование) доли в их уставных фондах осуществляется в последующие годы при наличии собственных средств.
Доля государства будет увеличена на семи предприятиях. Это Белорусский цементный завод, «Борисовдрев», «Гомельстекло», «Ивацевичдрев», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат.
Количество акций дополнительного выпуска, передаваемых в собственность Республики Беларусь, рассчитывается как отношение суммы выделенных денежных средств к номинальной стоимости одной акции акционерного общества. В случае получения в результате расчета дробного количества акций АО направляют на увеличение уставного фонда собственный капитал в размере, необходимом для доведения количества акций дополнительного выпуска до ближайшего целого числа.
Госорганам и организациям совместно с Государственным комитетом по имуществу до 1 сентября 2025 г. необходимо обеспечить в установленном порядке решение вопросов, связанных с передачей в собственность Беларуси акций акционерных обществ, эмитируемых в соответствии с постановлением.
Документ вступает в силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси врачи-стоматологи для взрослых и детей объединены в одну специальность. Минздрав принял постановление
Постановлением Министерства здравоохранения от 27 марта 2025 г. № 32 внесено изменение в постановление Минздрава от 27 мая 2021 г. № 61 в части исключения из номенклатуры должностей медицинских, фармацевтических работников должности «врач-стоматолог детский».
Данное предложение было рассмотрено на совещании в Минздраве с участием главного внештатного стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, заместителей главного врача Университетской стоматологической поликлиники, первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и других заинтересованных.
Решение об исключении должности «врач-стоматолог детский» было принято с целью улучшения доступности стоматологической помощи на всех уровнях, в том числе в сельской местности, за счет более широкого круга врачей-специалистов стоматологического профиля, способных ее оказать. Обязанности врача стоматолога-детского возложены на врача стоматолога-терапевта.
Подготовка кадров для оказания стоматологической помощи населению в медуниверситетах осуществляется по единому образовательному стандарту высшего образования по специальности «Стоматология». Студенты данных факультетов в рамках учебных дисциплин овладевают базовыми практическими навыками по всем разделам стоматологии, в том числе стоматологии детского возраста.
Специализация выпускников медицинских университетов по специальности «Стоматология» и приобретение ими необходимых практических навыков и компетенций для оказания терапевтических и хирургических видов стоматологической помощи (как взрослому, так и детскому населению) осуществляется при прохождении интернатуры.
В настоящее время прохождение интернатуры осуществляется по трем специальностям стоматологического профиля: «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая».
При этом в программы и планы по специальности интернатуры «Стоматология хирургическая» входит изучение вопросов оказания хирургической стоматологической помощи взрослому и детскому населению. После окончания интернатуры присваивается квалификация «врач-стоматолог-хирург» (без разделения на детского и взрослого), данный специалист может оказывать хирургическую стоматологическую помощь взрослому и детскому населению без дополнительного обучения и занимать должность врача-стоматолога-хирурга в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению.
В связи с принятием изменений объединены две специальности интернатуры «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая» в единую специальность интернатуры «Стоматология терапевтическая и детская» с присвоением единой квалификации «врач-стоматолог-терапевт». После прохождения такой интернатуры врач-специалист будет обладать компетенциями к оказанию терапевтических видов стоматологической помощи, как взрослому, так и детскому населению без ограничений и дополнительной подготовки. Данный специалист сможет занимать должность «врач-стоматолог-терапевт» в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению, в том числе в малочисленных районах и сельской местности.
Отметим, что структура (детские стоматологические кабинеты, отделения, поликлиники), система постдипломной подготовки врачей-специалистов (курсы повышения квалификации), оказывающих стоматологическую помощь детскому населению, а также выстроенная система оказания стоматологический помощи детям не изменится.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Постановлением Минздрава введена новая медицинская специальность
Постановлением Министерства здравоохранения от 27 марта 2025 г. № 32 в системе здравоохранения Республики Беларусь вводится новая специальности – врач физической и реабилитационной медицины. Это – многопрофильный специалист, обладающий знаниями, умениями, навыками и компетенциями в области не только медицинской реабилитации (как врач-реабилитолог), но также физиотерапии и лечебной физкультуры. Он сможет организовать, проводить и управлять процессом медреабилитации пациентов при остром развитии заболевания или травмы, а также при хроническом течении заболевания, при наличии нарушений функций органов и систем организма пациента и ограничений жизнедеятельности.
Потребность во введении новой специальности и, соответственно, в разработке проекта образовательного стандарта (квалификационных требований) «Врач физической и реабилитационной медицины» вызвана необходимостью:
-
организации процесса медреабилитации пациентов с различными заболеваниями и травмами, особенно после оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в соответствии с современными требованиями, начиная через 12–48 часов от развития заболевания или травмы;
-
приведения в соответствие с современными моделями оказания медпомощи;
-
установления единых требований к трудовым функциям врача, занимающего должность врач-реабилитолог.
Данный специалист будет формировать индивидуальные программы медреабилитации, медабилитации на основании: диагностики не только повреждения в результате травмы или развившегося заболевания, но и экспертно-реабилитационной диагностики последовавших нарушений функций и ограничений базовых категорий жизнеспособности пациента. Он сможет руководить мультидисциплинарным процессом медреабилитации, гибко управлять взаимодействием мультидисциплинарной реабилитационной бригады (МДРБ) с пациентом. В его компетенциях будет умение своевременно и обосновано направить пациента в соответствующую организацию здравоохранения, соответствующего этапа медреабилитации на основании оценки степени тяжести нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала с учетом наличия медицинских показаний и отсутствия медицинских противопоказаний.
В Беларуси появятся квалифицированные многопрофильные специалисты, владеющие вопросами назначения технических средств социальной реабилитации. Перед системой повышения квалификации стоит задача – усовершенствовать образовательные программы для подготовки профессиональных врачей-специалистов.
До настоящего времени функции врача по физической реабилитационной медицины осуществляли врачи нескольких специальностей в рамках их профессиональной компетенции:
-
врач-специалист по профилю оказываемой медицинской помощи;
-
врач-физиотерапевт;
-
врач по лечебной физкультуре;
-
другие специалисты в зависимости от профиля медицинской помощи и объема нарушений функций органов и систем организма пациента.
С развитием технологий, усовершенствованием процесса оказания медпомощи, спектр нарушений функций и их тяжесть, с которыми поступают пациенты в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи, неуклонно расширяется и усложняется. Часто встречающейся практикой сегодня является наличие у врача-специалиста нескольких дипломов о переподготовке, прохождении клинической ординатуры, свидетельств о повышении квалификации одновременно: по клинической специальности, по медреабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуре, функциональной диагностике, другие. Это позволяет врачу быстрее и эффективнее оказать пациенту необходимую медицинскую помощь, включая медицинскую реабилитацию, а при кадровом дефиците – ликвидировать потребность в специалистах.
Подготовка врача ФРМ будет включать подготовку по основам клинических дисциплин (неврология, кардиология, травматология и ортопедия, терапия, онкология, педиатрия, другие). Подготовка также будет проводиться по основам функциональной диагностики. Этот врач будет изучать основы применения средств, форм и методов медреабилитации, включая физиотерапию, лечебную физкультуру в целях коррекции нарушенных функций и ограничений жизнеспособности.
Цель профессиональной деятельности врача ФРМ: повышение качества жизни пациента путем применения комплекса мероприятий медицинского и психологического характера. Они будут направлены на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме.
Врач физической и реабилитационной медицины должен:
-
нести ответственность за результаты деятельности специалистов по медреабилитации МДРБ по различным профилям оказания медпомощи, в том числе при стойких нарушениях функций пациентов и ограничений жизнедеятельности,
-
уметь осуществлять самостоятельную меддеятельность с пациентами с различными заболеваниями и травмами различной степени тяжести. Речь идет об оказании помощи пациентам вне зависимости от возраста и пола. Также помощь должна быть оказана на различных этапах – при проведении обследования (диагностики), проведении экспертно-реабилитационной диагностики нарушений функции и вызванных ими ограничений жизнедеятельности, проведении мультидисциплинарного обсуждения выявленных нарушений с целью профилактики нарушений функций, заболеваний, травм, определении задач собственной работы и членов МДРБ по достижению поставленной цели медреабилитации.
Специалист должен будет формировать индивидуальные программы (планы) медреабилитации, медабилитации, назначать и проводить лечебные и реабилитационные мероприятия (включая физиотерапию, лечебную физкультуру); контролировать эффективность и безопасность лечебно-реабилитационных мероприятий, анализировать результаты.
Он сможет назначать и применять физиотерапию при заболеваниях, травмах и (или) состояниях; контролировать эффективность и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях, травмах и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ.
Данный врач будет назначать и применять лечебную физкультуру при заболеваниях, травмах и (или) состояниях, контролировать эффективность и безопасность ее применения.
Он будет управлять мультидисциплинарным процессом медреабилитации с использованием междисциплинарного взаимодействия.
Новая кадровая модель оказания помощи по медреабилитации (ведение специальности «врач ФРМ»), позволит обеспечить качественно новый уровень оказания медицинской пациентам в стране, улучшит качество их жизни.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь