06.02.2025
Совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 февраля собрал совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня.
«Сегодня мы должны окончательно обсудить все вопросы, касающиеся повышения роли районных и городских исполкомов, так называемого базового уровня, и их председателей», – отметил Александр Лукашенко, открывая совещание.
Глава государства напомнил, что на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания в ноябре 2024 года был рассмотрен соответствующий проект Указа. Тогда прозвучало много предложений, в том числе и о том, чтобы не издавать Указ Президента, а принять закон.
«Законопроект подготовлен, представлен мне для внесения в Палату представителей. Давайте еще раз посмотрим, все ли насущные вопросы в нем отражены, устранены ли проблемы, которые сегодня мешают эффективному функционированию председателей рай-, горисполкомов, – сказал белорусский лидер. – При этом хочу предупредить всех, что здесь не надо держаться за какие-то полномочия и свой статус наверху, чтобы не отдать какие-то полномочия туда, вниз. Это абсолютно неприемлемо. Мы должны исходить из позиций интересов нашего государства».
«Надо понимать, что повышение статуса (а мы об этом говорим) председателей исполкомов базового уровня равно многократному усилению ответственности за развитие города и района», – сказал Александр Лукашенко.
Президент уже многократно заявлял о необходимости повысить уровень исполнительской дисциплины в стране. По словам Главы государства, он видит недоработки в этом плане, притом серьезные недоработки.
«И предупреждаю всех, что, если мы это не сделаем, нам будет очень сложно не только в этом году, но и в пятилетке, выполнить то, что мы перед собой намечаем. Поэтому уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте. Но при этом, понимая, что без председателей гор-, райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут. Но если мы повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать. Все очень просто и понятно. Вот в связи с чем появилось предложение о повышении роли председателей гор-, райисполкомов. Эти предложения должны расширять полномочия исполкомов базового уровня и их председателей для того, чтобы существенно прежде всего улучшить экономику, уровень жизни людей на соответствующей территории», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Я ставил вопрос, который был очень неоднозначно воспринят некоторыми категориями граждан, – об ответственности председателей исполкомов базового уровня за управление по всем направлениям, в том числе и частным сектором. А то у нас получается, что частник – это вообще не государство, это государство в государстве. А в то же время мы на частника очень рассчитываем, и их роль, особенно в производстве, также будет повышена. Ну так председатель райисполкома должен по основному своему функционалу управлять, требовать и нести ответственность одинаково как за частный, так и за государственный сектор. И это касается прежде всего кадров», – заявил Президент.
«Это жестокое мое требование. От этого никто не должен уходить, рассуждая и болтая языком о каком-то либерализме. У нас кое-кто еще не наелся этого либерализма», – заметил Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что идет Год благоустройства и пятилетка качества. Основная нагрузка при реализации поставленных задач ложится на регионы и их руководителей.
«И что, председатель райисполкома будет ходить кланяться к руководителям частного сектора, чтобы они, к примеру, эти задачи решали? Решения исполнительного комитета и председателя исполкома должны быть окончательными и обсуждению не подлежать. В плане функционала, который ложится на них», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что при обсуждении проекта документа следует окончательно определиться по его форме и содержанию, чтобы председатели были еще более мотивированы на результат и эффективно работали. Глава государства поинтересовался, какими кадровыми, экономическими и другими полномочиями предлагается наделить местную власть, чтобы дать возможность решать злободневные вопросы и играть более заметную роль в развитии своего региона, нужен ли для этого проект закона или эффективнее будет все-таки работать президентский Указ.
«Главное – принципиально принять актуальные, востребованные решения. Роль этого основного звена, которое в работе сталкивается непосредственно с людьми, нам надо повышать. Может быть, и хватает полномочий. Тогда скажите. В каком ключе будем действовать, я сказал. Не надо бояться наделять председателей гор-, райисполкомов соответствующими функциями и полномочиями. Спрос с них будет серьезный, давление на них будет очень серьезное, но мы должны дать им рычаги», – резюмировал Президент.
По итогам повторного рассмотрения и обсуждения представленного на рассмотрение Александра Лукашенко законопроекта было решено все-таки остановиться на форме Указа. С учетом проведения мероприятий Года благоустройства это ускорит наделение председателей районов дополнительными полномочиями и позволит опробовать новации на практике. Затем, спустя примерно год, их планируется уже вместе с другими изменениями имплементировать в обновленный закон о местном управлении и самоуправлении, который Президент поручил изложить в новой редакции.
Что касается Указа относительно полномочий председателей исполкомов базового уровня, ожидается, что после доработки этот документ Александр Лукашенко может подписать уже к марту текущего года.
Александр Лукашенко принял с докладом председателя Могилевского облисполкома и помощника Президента – инспектора по Могилевской области
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 марта принял с докладом председателя Могилевского облисполкома Анатолия Исаченко и помощника Президента – инспектора по Могилевской области Сергея Наливайко.
На рассмотрение Главы государства внесли ряд вопросов, которые касаются развития региона и реализации ряда перспективных проектов. При этом Президент сразу обозначил свои требования и подходы: в первую очередь необходимо решать наиболее актуальные вопросы. «И учитывая то, что лишних денег никогда не было, сейчас – тем более, – заметил он. – Все зависит от работы области: если область плохо работает, какой смысл вкладывать туда деньги бесперспективно? Я всем так говорю, не только вам. Поэтому это мы должны помнить, чисто по-человечески».
«Если политически – я могу вас послушать тут, покивать головой, поручить проработать эти вопросы и так далее. А если по-хозяйски, по-человечески – я должен исходить именно из таких позиций: рубль вложил – завтра два верни. Если должен – отдать. Если не отдаешь – какой может быть с кем-то разговор. Это касается всех, это принципиально, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Поэтому давайте рассмотрим все ваши вопросы, которые изложили мне в письме. Может быть, у вас еще есть какие-то вопросы. Я готов их рассматривать и оказывать поддержку, если это нужно. Но при этом, если вы будете просить какую-то поддержку, я просил бы вас учитывать то, что для области делается сегодня».
Глава государства обратил внимание, что юго-восток Могилевской области серьезно отстает от других районов. В 2015 году Президент подписал указ о социально-экономическом развитии этого региона. В 2020 году основные положения документа были продлены на очередной пятилетний период.
«Эта программа не «голая»: мы поддерживаем ее из центра, республиканского бюджета, – отметил белорусский лидер. – Поэтому начнем с того, какой у вас сегодня уровень производства в сельском хозяйстве, промышленности. Какие предприятия у нас работают слабее и недотягивают до того уровня, какими должны быть. А потом обсудим вопросы, которые вы ставите: поддержка, помощь, финансирование по госпрограмме из республиканского бюджета, реструктуризация задолженностей и так далее, и тому подобное».
«Я надеюсь, что в Могилевской области я не раз побуду. Мы побудем на предприятиях, и я послушаю, что вы думаете делать там на перспективу. И у вас, и в Гомеле, и в Витебске», – добавил Александр Лукашенко.
Анатолий Исаченко кратко проинформировал Главу государства об основных показателях работы Могилевской области. Президент заметил, что за прошлый год цифры неплохие, однако на данный момент валовой региональный продукт пока показывает скромные результаты. Так, в феврале показатели ниже, чем за январь.
«Мы идем выше уровня прошлого года – предварительно, 101,9 %, – доложил председатель Могилевского облисполкома. – Я думаю, что за первый квартал мы сработаем выше уровня прошлого года. В принципе, ситуация прослеживается».
Александр Лукашенко заострил внимание на одной из наиболее актуальных проблем в сельском хозяйстве региона – падеже скота: «Больше, чем у кого-либо, было в прошлом году».
«В этом году с падежом скота ситуация стабилизировалась. Мы уменьшили падеж скота на полторы тысячи к уровню прошлого года», – проинформировал глава региона.
«Так это ничто. Что такое полторы тысячи, – заметил в свою очередь Президент. – Мы с тобой не только из деревни, но и работали в одном хозяйстве. Ты мне не говори про молочно-товарные комплексы, что их не хватает, что когда будут молочно-товарные комплексы, тогда сохранность телят будет. В наши с тобой времена не было никаких комплексов, коровы и стельные, и растелившиеся содержались в жутких условиях, телята в том числе, но такого падежа не было. Почему? Потому что была организация дела и соответствующий досмотр молодняка. Поэтому дело здесь не только в молочно-товарных комплексах. Я хочу тебя сразу предостеречь, чтобы ты не пробовал меня на повороте обойти. Ты должен понимать, что мы с тобой вышли из одного и того же сельскохозяйственного производства и знаем, как это все развивалось».
Встреча Александра Лукашенко с председателем Вече народов Республики Сербской Боснии и Герцеговины Сребренкой Голич
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 марта встретился с председателем Вече народов Республики Сербской Боснии и Герцеговины Сребренкой Голич.
«Мне приятно видеть и встречать вас в Беларуси. Я хочу, чтобы вы знали, что вы приехали не просто в страну, близкую вашему народу, но вы приехали к своим друзьям, к своим родным, вы приехали в свою Беларусь, – сказал Александр Лукашенко. – Как я говорю своим друзьям, закрытых тем для вас в Беларуси нет, мы способны и готовы сделать для вас все то, на что мы способны и что вам интересно».
Глава государства отметил, что хорошо осведомлен о ситуации в Республике Сербской и был очень глубоко погружен в события, которые развивались в 1990-х годах в том регионе, когда заключались Дейтонские соглашения.
«Я видел серьезные недостатки этого соглашения. И я предупреждал тогда своего коллегу и друга Слободана Милошевича (президент Сербии в 1989–1997 годах, а затем президент Союзной Республики Югославия в 1997–2000 годах. – Прим.) о том, что нам надо быть очень осторожными, заключая по указке Запада, американцев этот договор. Что он может принести немало бед народу. Вы знаете, что что-то в этом плане и случилось. Те противоречия, которые существуют в вашем, казалось бы, общем государстве, никуда не делись. Они всегда были острыми, и когда-то это должно было выплеснуться наружу», – заявил Президент.
«Но я это говорю к тому, и вы должны это знать: насколько это возможно сегодня, мы рядом с вами, мы будем вас поддерживать, мы будем вам помогать. Опять же говорю: насколько это возможно, потому что мы не рядом, мы не граничим с Боснией и Герцеговиной, мы не граничим с вашим народом, но мы – от одного корня. Мы это помним. Поэтому постарайтесь на нас рассчитывать», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко уверен, что и российское руководство подобным образом понимает и оценивает ситуацию. «Знаем и прошлое, и настоящее, поэтому мы на вашей стороне», – добавил он.
Особую близость народов Беларуси и Республики Сербской также отражает тот факт, что в протокольной части встречи Глава государства в общении практически не прибегал к услугам переводчика, прекрасно понимая большинство из того, что говорила гостья на сербском языке.
Церемония инаугурации Президента Беларуси состоится 25 марта
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко состоится 25 марта. Об этом
БЕЛТА сообщили в Центральной избирательной комиссии.
Согласно Конституции Республики Беларусь, Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Президиума Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного и Верховного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.
По информации
БЕЛТА
В какую стоимость обошелся «квадрат» жилья с господдержкой в 2024 году
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации
БЕЛТА
Подписан Указ «О страховании»
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта подписал Указ № 108 «О страховании». Документом приводятся в соответствие с Законом «О страховой деятельности», который вступил в силу 1 января 2025 года, отдельные законодательные акты.
В частности, признаются утратившими силу ряд указов (их отдельные структурные элементы), положения которых нашли отражение в законе. Корректируется используемая в правовых актах, в том числе в смежном законодательстве (налоговом, валютном, банковском, в сферах дорожного движения), терминология для ее согласованности с предписаниями закона.
В числе новаций Указа – предоставление возможности уплачивать страховые взносы (осуществлять выплаты) в безналичной форме с использованием современных платежных средств; установление в базовых величинах (до этого были в евро) страховых сумм и размеров страховых взносов по обязательному страхованию владельцев транспорта, медстрахованию временно пребывающих иностранных граждан.
Кроме того, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств дополняется действующим в Беларуси и России договором союзного страхования.
Определяется порядок страховых выплат потерпевшим в результате ДТП в случаях, когда перевозчик не заключил договор обязательного страхования ответственности перед пассажиром и невозможно взыскать ущерб в судебном порядке. В случаи выплат водителям за счет средств гарантийных фондов добавлено причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных независимо от вины водителя.
Указом предоставляется возможность осуществления выплат страхового возмещения в адрес нерезидента в иностранной валюте в рамках договора страхования гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.
Для обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены предельные размеры сумм, которые могут быть взысканы «Белгосстрахом» с виновных в причинении вреда застрахованным лицам в счет выплаченного им страхового обеспечения (при причинении вреда умышленно – 2 тыс. базовых величин, без умысла – 500). Упрощены условия получения страхователем рассрочки по уплате просроченных страховых взносов, штрафов, пеней.
Также Указом введен ряд ограничений по деятельности страховых посредников.